Сегодня (точнее, уже вчера, т. е. 23. 03. 09) в 06. 15, в возрасте 52 лет, умер от безнадёжного рака Вадим Леонидович Цымбурский.
Я не был ни дружен с ним, ни даже сколько-нибудь близко знаком. Но несколько ярких воспоминаний от встреч в разных местах остались. Вот он, на ступеньках Ленинской библиотеки, наседая на меня и оттесняя вниз по лестнице, разражается странными речами:
АНДРЕЙ! КАКУЮ Я КНИГУ ПРОЧЁЛ ТУТ НА ДНЯХ! "ТВАРЬ У ПОРОГА". ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАКОЕ ЗАГЛАВИЕ: "ТВАРЬ У ПОРОГА"!
(Этот шпрух запомнился настолько сильно, что много лет спустя, когда мы держали на даче коня -- любимого нами Мелкого, теперь уже тоже, увы, умершего -- так вот, когда Мелкий подолгу торчал у крыльца, засунув башку уже практически в крыльцо, уповая на какую-нибудь подачку -- нельзя было охарактеризовать происходящее никак иначе, кроме: ТВАРЬ У ПОРОГА).
Но в тот летний день, в Ленинке, я, конечно, не знал, что это так икнётся впоследствии, ибо тогда главным чувством было изумление: как может великий учёный (а Цымбурский несомненно был таковым) тратить время на подобную фигню?
Он вообще удивлял, изумлял, приводил в замешательство. Его внешность, повадка, одежда наводили на мысль об изрядно повзрослевшем Карлсоне, не на шутку увлёкшемся наукой. И это опять же служило источником изумления: позвольте, этот тот самый Цымбурский, который крупный геополитик? Который там что-то про "Остров Россия"? И вот это он, про ТВАРЬ У ПОРОГА?
Ну Бог с ней, с геополитикой, я о ней судить не берусь. Мне она интересна только в преломлении Цымбурского. Всегда казалось, что он, как завзятый Карлсон, несколько заигрался в эту потеху, но стОит только -- чпок! -- и всё пойдёт нормально: этруски, лувийцы, хетты, фракийцы... Гомер конечно...
Но после одной встречи мне стало ясно, что я недооценил масштабов этого "заигрывания". После того как в течение получаса Вадим Леонидович взахлёб развивал тему "Армагеддон" = "Македония" в сторону балканской войны, пуская в ход изысканнейшую, мало кому даже внятную учёность, чтобы подтвердить это своё... хм... пророчество, что ли? -- вот тогда мне стало правда не по себе. ТВАРЬ У ПОРОГА показалась уже милым пустячком.
Словом, его действительно тревожили судьбы человечества, это я точно могу сказать, и он в меру своих сил и возможностей пытался как-то ... ну... не то чтобы помочь этому самому человечеству (скорее уж он помог бы кошкам), но уж совершенно очевидно: вскрыть план Силы, за этим человечеством стоЯщей. И это он делал не в расчёте на популярность, не ища денег: нет, это было вполне искреннее и бескорыстное действие.
И здесь мы подходим к главному. Цымбурский был прирождённым гностиком, хотя, если бы его так обозвали, он, скорее всего, издал бы свою неподражаемую смеховую руладу. Впрочем, кто его знает... Но его непрестанные при с Творцом, неистощимо красноречивые, утверждают меня в этом мнении. Иов был в его устах самым расхожим примером. Не слышал от него ни самого слова "гностицизм", ни хотя бы даже "Иалдабаоф"... Но это ничего не меняет. Суть его "жизненной позиции" была примерно такова: пожизненный плен в стальной хватке бездарного Демиурга.
Научные достижения Вадима Леонидовича будут, как хочется полагать, оценены по достоинству "в своё время". В гомероведении он был несгибаемым сторонником единства автора обеих поэм; в этрускологии он предложил несколько новшеств; о его достижениях во фракологии судить, к сожалению, не могу.
Вот его интервью:
http://librarius.narod.ru/index.html.
На этом же сайте выложены его филологические работы.