Мир должен понять, что реальное удовольствие, которое мы получаем от материальных вещей, в целом довольно низкого качества, да и количество его намного меньше, чем это представляется людям, никогда его не пробовавшим. Оливер Уэндслл Холмс
Невозможно даже подсчитать, сколько всяких благ принесла с собой научно-техническая революция. В сельском хозяйстве фермеры перестали возносить молитвы богу дождя и вместо этого усердно обрабатывают землю; и у нас теперь есть возможность - до сих пор в полной мере не реализованная - накормить всех людей на Земле. В медицине вместо знахарских снадобий появился пенициллин; средняя продолжительность жизни возросла с приблизительно двадцати пяти лет во времена средневековья до почти семидесяти лет в наши дни. В астрономии плоская Земля, покоящаяся на черепахах, уступила место круглой Земле, вращающейся вокруг Солнца; мы осуществили мягкую посадку человека на Луне и постоянно расширяем границы своего познания.
С учетом столь впечатляющих результатов не стоит удивляться тому, что большинство людей преисполнены веры в науку; это стало религией современности. Но наука сама по себе - это не решение всех наших проблем, будь то личных или общественных, и в действительности наше представление о всемогуществе науки лишь порождает целый ряд новых трудноразрешимых проблем. В частности, одним из побочных продуктов научно-технической революции является повсеместная распространенность материалистического мировоззрения, вера в то, что материальное занимает высшую ступень в иерархии ценностей.
Практически по всему миру научно-техническая революция раз и навсегда покончила со всяческой мистикой - с верой в богов дождя, в колдунов, знахарей и в гигантских черепах, - но заодно с мистикой было забраковано и все остальное, что не имеет отношения к материальному миру и не поддается количественному исчислению. Получилось, как в пословице, - вместе с водой выплеснули и ребенка. Счастье, а заодно и духовность - две вещи, которые тесно связаны между собой , - оказались выброшенными на свалку истории из-за того, что они нематериальны, а следовательно, потеряли всякую ценность в мире, каким он стал после научно-технической революции. Именно материалистическое мировоззрение - по крайней мере отчасти - повинно в нашей одержимости материальными благами, которая и делает нас несчастными.
Только не поймите меня неправильно, моя критика материалистического мировоззрения ни в коем случае не есть критика самой по себе капиталистической системы, ведь самая суть капитализма - это свобода. Как сказал однажды Уинстон Черчилль, «главный недостаток капитализма - это неравное распределение благ; главное достоинство социализма - это равное распределение нищеты». Не только история, но и проводившиеся на этот счет социологические исследования доказали правоту Черчилля - люди в свободных странах в целом и общем более счастливы, чем в условиях экономических систем, контролируемых государством. Проблемы возникают лишь тогда, когда свобода достижения своим трудом материальных благ уступает место принудительному накоплению богатства.
Альтернатива материалистическому мировоззрению - это счастливый взгляд на мир, суть которого как раз и состоит в том, чтобы перестать воспринимать материальные блага как наивысшую цель, как дело жизни.
СЧАСТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР
Счастливый взгляд на мир заключается в том, чтобы воспринимать счастье как всеобщий эквивалент, как конечную цель, к которой ведут все остальные цели. Счастливый взгляд на мир совсем не в том, чтобы отречься от всего материального, а скорее в том, чтобы свергнуть материю с вершины иерархической лестницы. Лучше всех понимал это Аристотель, когда писал, что «счастье - это смысл и цель жизни, единственное устремление и конечная цель человеческого существования». Понимал это и Далай-лама, который утверждал: «Верит ли человек в религию или нет, верит ли он в ту религию или в эту, главная цель нашей жизни - счастье, главный смысл нашей жизни заключается в поисках счастья». В какой валюте мы подводим итог своей жизни, каким образом мы воспринимаем то, что с нами происходит, - все это имеет далеко идущие последствия не только для нашей личной жизни, но и для общества в целом. Наше самочувствие улучшится, как только мы осознаем и усвоим тот факт, что единственный по-настоящему всеобщий эквивалент - это счастье. Если определяющую роль в нашей жизни будет играть вопрос о том, где искать дополнительные источники смысла и наслаждения (счастливый взгляд на мир), а не о том, как заграбастать побольше денег и собственности (материалистическое мировоззрение), нам будет намного проще черпать благо на пути к цели, а не просто извлекать пользу из самого факта прибытия к месту назначения. К сожалению, в наши дни слишком многие люди задаются вопросами, которые обусловлены широко распространенным материалистическим мировоззрением. Студентов в основном волнует, сможет ли учеба в колледже обеспечить будущий заработок; а когда им приходится выбирать место работы, они первым делом интересуются, насколько оно престижно и перспективно в плане карьерного роста. Ничего удивительного, что заболеваемость депрессией неуклонно растет.
Счастливый взгляд на мир заключается в том, чтобы вновь и вновь задавать себе вопрос вопросов: «Что поможет мне стать счастливее, чем сейчас?» Это значит постоянно выискивать точку пересечения в ответах на три самых важных вопроса: «Что придает моей жизни смысл?», «Что доставляет мне наслаждение?», «В чем я силен?». Это значит искать ответ на вопрос: «Каково мое призвание?» - и пытаться понять, какими делами вам очень-очень хотелось бы заняться в школе, на работе и в жизни в целом. Если вам удастся ответить на эти вопросы, это резко повысит ваши шансы в поисках всеобщего эквивалента.
МИРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Я глубоко верю в то, что широкое распространение счастливого взгляда на мир способно вызвать в масштабах всего общества настоящую революцию, ничуть не менее знаменательную, чем та, о которой мечтал Карл Маркс. Марксистская революция в конечном итоге потерпела неудачу - увы, не раньше, чем она потребовала в жертву миллионы человеческих жизней и еще большее количество людей сделала бедными и несчастными. Поскольку эта революция совершалась средствами изначально безнравственными, она не несла с собой ничего, кроме разрушения и несчастья, и была обречена на бесславный конец. Революция счастья, если она все же наступит, будет совершаться принципиально иными средствами и приведет к принципиально иным результатам.
В отличие от той революции, которую предлагал Маркс и которую должны были спровоцировать внешние силы, революция счастья придет изнутри. Маркс был материалистом до мозга костей; он полагал, что движущей силой истории являются материальные условия жизни и поэтому перемены должны прийти извне, а средства для их осуществления должны быть сугубо материальными. Революция счастья знаменует собой переход от материалистического мировоззрения к счастливому взгляду на мир, - это революция духа, а следовательно - революция во внутреннем мире человека. Для того чтобы эти перемены произошли, никакой внешней силы не требуется; и нет такой внешней силы, которая была бы способна их осуществить. Единственным фактором перемен в данном случае является сознательный выбор - задуматься о том, что такое счастье, поскольку счастье - это всеобщий эквивалент.
Революция счастья наступит только тогда, когда люди не только в теории, но и на практике поймут, что счастье - это всеобщий эквивалент. Теоретически многие согласились бы признать, что это правда, но если поближе присмотреться к их образу жизни, то обнаружится, что в действительности ими движут какие угодно мотивы, кроме стремления к счастью. Счастливый взгляд на мир поможет нам - отдельным людям и обществу в целом - выйти из той «великой депрессии», в которой мы все сейчас оказались. И тем не менее последствия этого для общества могут оказаться существенно шире, нежели просто повышение уровня духовного благосостояния в общественном масштабе.
Что случилось бы, если бы большинство людей покончили с материалистическим мировоззрением и усвоили счастливый взгляд на мир? Во-первых, между отдельными людьми и целыми культурами было бы гораздо меньше зависти. На семинаре по подготовке руководителей, который я когда-то вел, некоторые его участники пробовали провести аналогию между сослуживцами в офисе и крабами, которых кинули в кастрюлю с кипятком. Если какой-нибудь краб попытается выбраться из кастрюли, другие крабы его не пустят - не потому, что, если они его утопят, им самим проще будет выбраться наружу, а потому что не хотят, чтобы другой краб вылез, а они сварились. Потребность побеждать других проистекает из материалистического восприятия мира, где успех одного игрока подразумевает неудачу другого - кто-то теряет, а кто-то находит.
В общем, если восторжествует счастливый взгляд на мир, число конфликтов в отношениях между отдельными людьми и целыми народами резко уменьшится. Большинство войн ведется из-за пахотных земель, нефти, золота и других материальных ресурсов. Лидеры стран, ответственные за разжигание этих конфликтов, действуют исходя из ложной посылки, будто всеобщий эквивалент для их страны - и для них самих - то, каким количеством материальных благ они обладают.
Если люди и целые страны некритически принимают эту посылку, они неизбежно вступают между собой в конфликт, потому что материальные ресурсы ограничены. Однако большинство конфликтов можно разрешить таким образом, чтобы обе стороны остались в выигрыше, - для этого лишь необходимо, чтобы люди с обеих сторон понимали истинную природу счастья. Учитывая тот факт, что счастье в большей мере зависит от внутренних, а не от внешних обстоятельств, при распределении всеобщего эквивалента не должно возникать никаких конфликтов. Совокупное количество счастья не является постоянной величиной: какой бы избыток счастья ни имелся у какого-нибудь одного человека или страны, это не лишает счастья никакого другого человека или страну.
Если мы будем счастливы, лучше станет всем.
Как сказал Будда, «тысячи свечей могут зажечься от единственной свечи, и ее жизнь от этого не сократится. Счастье никогда не уменьшается оттого, что им поделились». В отличие от материального имущества, размер которого обычно ограничен, счастье не имеет границ.
Моя надежда на то, что нам удастся пересмотреть свой подход к межличностным или международным конфликтам, отнюдь не является никаким призывом к пацифизму; если мы чрезмерно зациклимся на краткосрочных выгодах умиротворения, игнорируя долгосрочные последствия наших действий, это не приведет ни к миру, ни к счастью . Человек или страна, которые подверглись агрессии, вовсе не обязаны приглашать врага за стол переговоров и объяснять ему, что счастье - это и есть всеобщий эквивалент. И в международных, и в межличностных отношениях для танго счастья обычно нужны двое.
Вопрос: Как изменится ваша жизнь, если в ней произойдет еще более ощутимый сдвиг в направлении счастливого взгляда на мир?
Революция счастья произойдет не посредством конфискации богатств и перераспределения их среди трудящихся масс, а посредством революции в мировоззрении. Она произойдет не посредством кровавого восстания, в результате которого общество избавится от миллионов потенциальных инакомыслящих, а посредством восстания в умах, которые сбросят с себя кандалы материализма, угрожающие нашей способности обрести всеобщий эквивалент.
Суть революции счастья - в том, чтобы осуществить смену парадигмы в масштабах всего общества в направлении более высокого уровня сознательности, перевести наше существование в иную плоскость - туда, где безраздельно царит счастливый взгляд на мир. Если большинство людей в нашем обществе проникнется идеей о том, что счастье - это всеобщий эквивалент, что забота о собственном счастье не ставит нас в ситуацию соперничества с другими людьми, развернется тихая революция с двумя взаимодополняющими целями - стать счастливым самому и помочь другим достичь более высокого уровня духовного благосостояния. Когда эта революция произойдет, мы станем свидетелями того, как широко распространится в масштабах всего общества не только счастье, но и добродетель.
по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:
Доктор философии
ТАЛ БЕН-ШАХАР
- один из лучших преподавателей
Гарвардского университета.
Программы с его участием
транслируются по телеканалам
CNN и CBS,
а его статьи публикуются
в газетах «New York Times»
и «Boston Globe».
Его учебный курс
посещают 1500 человек за семестр.
Упражнение "Упрости свою жизнь!"
Торопись медленно
Упражнение "Советы внутреннего мудреца"
Больше фантазии!
Упражнение "Завершите незаконченное предложение. Счастье"
Зажечь свой свет. Почему мы боимся счастья?
Упражнение "Метод позитивной оценки ситуации"
Может ли счастье быть постоянным? Быстротечность счастья Упражнение "Как найти отдушину"
Отдушины
Упражнение "Медитация об альтруизме"
Эгоизм или альтруизм - что лучше для счастья?
Упражнения "Благодарственное письмо" и "Незаконченные предложения"
Любовь и жертвенность
Любовь как основа счастья
Упражнения "Поиск работы, которая приносит счастье и удовольствие"
Как превратить свою работу в призвание
3 ключевых вопроса идеальной работы
Работа, которая приносит счастье
Упражнение "Право на невзгоды и страдания"
Упражнение "Программа самообразования"
Счастье - в труде
Быть в потоке
Упражнение "Комитет счастья"
Упражнение "Как научиться ставить цели, созвучные нашему внутреннему «я»"
Хочу и надо. Что я хочу делать на самом-самом деле?
Взаимосвязь поставленных целей и счастливой жизни.
Упражнение "Как составить расписание счастья"
Упражнение "Завершите незаконченное предложение"
Богатство и счастье
Упражнение "список занятий, приносящих счастье"
Упражнение: "Ищем счастье в повседневных делах"
Счастье как наслаждение и смысл жизни
Счастье и успех
Медитируйте состояние счастья
Конечная цель - счастье
Как мне стать счастливее? Ритуалы, которые сделают вас счастливее Выражайте благодарность 4 архетипа поведения:
гедонист, нигилист, участник крысиных бегов и просто счастливый человек