Жизнь была бы бесконечно счастливее, если бы мы могли родиться в возрасте восьмидесяти лет и плавно продвигаться в сторону восемнадцатилетия. Марк Твен
Вам сто десять лет. Только что изобрели машину времени, и вас отобрали в число первых, кто ею воспользуется. Изобретатель, ученый из НАСА, говорит вам, что вас вернут в тот день, когда вы, как нарочно, в первый раз читали книгу «Стать счастливее». И вы со всей мудростью человека, который прожил долгую жизнь, имеете в своем распоряжении пятнадцать минут, которые вы можете провести с самим собой - молодым и неопытным. Что вы скажете себе при этой встрече? Какой совет вы дадите самому себе?
Этот мысленный эксперимент я сформулировал после того, как прочитал отчет психиатра Ирвина Ялома о психотерапии неизлечимых раковых больных:
«Открытая конфронтация со смертью позволяет многим пациентам переключиться на иной способ существования - более насыщенный и содержательный, чем был у них до болезни. Многие пациенты сообщают о том, как резко изменилось их отношение к жизни. Они перестают придавать значение разным пустякам, начинают чувствовать себя хозяевами собственной жизни, прекращают делать то, чего не хотят, допускают больше откровенности в общении с родными и близкими и целиком живут в настоящем, а не в будущем или прошлом. Как только человек перестает обращать внимание на житейскую суету, у него начинает проявляться тонкая восприимчивость ко всему, что составляет основу нашего существования: он любуется сменой времен года, листопадом, последней весной, но особенно он дорожит любовью других. Раз за разом мы слышим, как наши пациенты говорят: "Почему же нам пришлось дожидаться, пока наше тело не разъест рак, чтобы научиться ценить и любить жизнь?"»
Что меня всегда поражало, когда я читал отчеты о психотерапии пациентов в последней стадии болезни - будь то Ялома или других врачей, - то, что, узнав о своем смертельном заболевании, пациенты по-прежнему оставались теми же самыми людьми с тем же самым знанием ответов на вопросы жизни и смерти, с теми же самыми интеллектуальными и духовными способностями. Никто не спускался с горы Синай, чтобы даровать им заповеди; никакой китайский, индусский или греческий мудрец не открывал им секрет хорошей жизни; никто не поил их целебными травами, которые сделали бы их более умными, одухотворенными и душевными людьми; они не читали никаких новых и революционных книг, которые бы в корне изменили их жизнь.
И тем не менее даже с теми способностями, которые были у них всегда, - и которых прежде явно недоставало для того, чтобы сделать этих людей счастливыми, - их жизнь кардинально менялась. Они не обретают никаких новых знаний, а просто начинают гораздо острее осознавать то, что было им известно давным-давно. Иными словами, у них внутри было знание того, как нужно жить. Но получилось так, что они пренебрегли этим знанием или просто не отдавали себе отчет в том, что оно у них есть.
Мысленный эксперимент с путешествием во времени помогает нам осознать, насколько коротка и бесценна наша жизнь. Если человек дожил до ста десяти лет, у него наверняка больше опыта - и мудрость эту нельзя добыть никаким иным путем, кроме как прожив весь отведенный нам жизненный срок. Однако многое из того, что мы начинаем сознавать, если нам посчастливится дожить до ста десяти лет, нам отлично известно и в пятьдесят лет, и даже в двадцать. Это лишь вопрос осознания. Как тонко подметил Джордж Бернард Шоу, не стоит зря тратить юность на то, чтобы быть молодым.
Вопрос: Случались ли в вашей жизни события, которые заставили вас произвести переоценку ценностей? Пробовали ли вы что-то предпринять в соответствии с вашим новым пониманием жизни?
Ни философия, ни психология, ни популярные книги не научат нас ничему новому в том, что касается способов добывания счастья. Самое большее, что может дать нам любая книга и любой наставник, - это повысить наш уровень знаний и помочь полнее осознать то, что нам и без того уже давно известно. В конечном счете наши успехи, наш личностный рост и наше счастье напрямую зависят от нашей способности заглянуть внутрь себя и задать себе кое-какие важные вопросы.
по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:
Доктор философии
ТАЛ БЕН-ШАХАР
- один из лучших преподавателей
Гарвардского университета.
Программы с его участием
транслируются по телеканалам
CNN и CBS,
а его статьи публикуются
в газетах «New York Times»
и «Boston Globe».
Его учебный курс
посещают 1500 человек за семестр.
Упражнение "Завершите незаконченное предложение. Счастье"
Зажечь свой свет. Почему мы боимся счастья?
Упражнение "Метод позитивной оценки ситуации"
Может ли счастье быть постоянным? Быстротечность счастья Упражнение "Как найти отдушину"
Отдушины
Упражнение "Медитация об альтруизме"
Эгоизм или альтруизм - что лучше для счастья?
Упражнения "Благодарственное письмо" и "Незаконченные предложения"
Любовь и жертвенность
Любовь как основа счастья
Упражнения "Поиск работы, которая приносит счастье и удовольствие"
Как превратить свою работу в призвание
3 ключевых вопроса идеальной работы
Работа, которая приносит счастье
Упражнение "Право на невзгоды и страдания"
Упражнение "Программа самообразования"
Счастье - в труде
Быть в потоке
Упражнение "Комитет счастья"
Упражнение "Как научиться ставить цели, созвучные нашему внутреннему «я»"
Хочу и надо. Что я хочу делать на самом-самом деле?
Взаимосвязь поставленных целей и счастливой жизни.
Упражнение "Как составить расписание счастья"
Упражнение "Завершите незаконченное предложение"
Богатство и счастье
Упражнение "список занятий, приносящих счастье"
Упражнение: "Ищем счастье в повседневных делах"
Счастье как наслаждение и смысл жизни
Счастье и успех
Медитируйте состояние счастья
Конечная цель - счастье
Как мне стать счастливее? Ритуалы, которые сделают вас счастливее Выражайте благодарность 4 архетипа поведения:
гедонист, нигилист, участник крысиных бегов и просто счастливый человек