Быть в потоке

Feb 07, 2011 07:53



В трудах психолога Михая Чиксентмихайи по теории «потока» мы можем почерпнуть массу интересных идей и рекомендаций по поводу того, как создать в школе и дома такую обстановку, которая была бы источником настоящего и будущего блага, наслаждения и смысла для наших детей.

ПОТОК

Согласно Чиксентмихайи, поток - это такое состояние, когда человек погружен в переживания, которые сами по себе стоят всех денег, - состояние, в котором мы ощущаем свое единство с чем-то таким, в чем «действие и понимание слиты воедино».
Всем знакомо ощущение, когда мы настолько поглощены чтением книги или написанием статьи, что не слышим, когда нас окликают по имени. Или, готовя еду, болтая с приятелем либо играя в баскетбол в соседнем парке, вдруг обнаруживаем, что прошло несколько часов, хотя казалось, что прошли минуты. Это и есть переживание «потока».

Когда мы пребываем в состоянии потока, мы ощущаем и высочайший духовный подъем, и пик производительности: мы и работаем, и получаем удовольствие на полную катушку. Спортсмены называют это «вторым дыханием». Вне зависимости от того, чем мы занимаемся в состоянии потока - гоняем мяч по двору, выпиливаем лобзиком по дереву, пишем стихотворение или зубрим материал к экзамену, - мы полностью поглощены своей деятельностью; ничто нас не отвлекает и не борется за наше внимание. Когда мы выкладываемся в работе на 100 %, то непременно растем, совершенствуемся и движемся семимильными шагами в будущее, где нас ждет наше предназначение.

Как поясняет Чиксентмихайи, для того чтобы попасть в поток, необходимо иметь перед собой четко сформулированную цель и ясно осознавать свое предназначение. Цели со временем могут меняться и действительно меняются, но в тот момент, когда мы заняты какой-либо деятельностью, ее направленность должна быть абсолютно однозначной. Если нас не отвлекают никакие другие дела, которыми мы могли бы в этот момент заниматься, если мы всем сердцем преданы своей работе, мы вольны безраздельно посвятить себя решению стоящей перед нами задачи. Как я уже раньше пояснял в главе о целях, когда у нас в голове есть ясное представление о том, в какую сторону мы направляемся, мы вольны наслаждаться самим путешествием. В потоке сливаются воедино благо для настоящего и для будущего: ясно сформулированная будущая цель не противопоставляется, а скорее благоприятствует опыту жизни здесь и те¬перь. Когда мы испытываем «ноток», повышается уровень счастья, поскольку пресловутая формула «Терпи, казак, атаманом будешь» превращается в формулу «Радуйся, казак, будешь атаманом, и не простым, а целого войска!».

Теория потока, сформулированная Чиксентмихайи, наглядно показала, что стандартная формула «Терпи, казак, атаманом будешь» основывается на чистейшем мифе, согласно которому высокий уровень производительности труда достигается лишь посредством чрезвычайно интенсивного и длительного перенапряжения. Исследования показали, что напряжение отнюдь не является оптимальным условием для достижения пика производительности. Это скорее происходит где-то посередине между перенапряжением и недогрузкой; именно в этих условиях мы не только выкладываемся на полную катушку, но еще и получаем удовольствие от того, что делаем. Мы достигаем состояния «потока», когда наша деятельность обеспечивает нам определенный уровень нагрузки, то есть когда стоящая перед нами задача не является ни слишком трудной, ни слишком легкой.

Если сложность задачи слишком высока, а уровень наших навыков слишком низок, то мы нервничаем; если же уровень наших навыков очень высок, а сложность задачи явно недостаточна, мы скучаем.

Мы испытываем состояние «потока», когда сложность задачи соответствует уровню нашей квалификации.

Вопрос: В какие минуты вы испытываете состояние «потока»?

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:


Упражнение "Комитет счастья"
Упражнение "Как научиться ставить цели, созвучные нашему внутреннему «я»"

Хочу и надо. Что я хочу делать на самом-самом деле?

Взаимосвязь поставленных целей и счастливой жизни.

Упражнение "Как составить расписание счастья"

Упражнение "Завершите незаконченное предложение"

Богатство и счастье

Упражнение "список занятий, приносящих счастье"

Упражнение: "Ищем счастье в повседневных делах"

Счастье как наслаждение и смысл жизни

Счастье и успех

Медитируйте состояние счастья

Конечная цель - счастье

Как мне стать счастливее?

Ритуалы, которые сделают вас счастливее
Выражайте благодарность
4 архетипа поведения:
гедонист, нигилист, участник крысиных бегов и просто счастливый человек


счастье, Тал Бен-Шахар, поток

Previous post Next post
Up