Начало перевода ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
[Примечание 1]
Нумэнорцы не все происходили из одного народа. Их основное деление было на потомков «дома Хадора» и «дома Бэора». Исходно у этих двух народностей были свои языки, да и внешне они отличались друг от друга. В каждом доме, однако, имелись приверженцы смешанного происхождения. Люди Бэора в целом были темноволосы (но со светлой кожей), ниже ростом, легче сложением и не так долго жили. Их потомки-нумэнорцы тоже не отличались долголетием: они жили около 350 лет или меньше. Народ Хадора был силен и высок и по большей части со светлыми волосами. Но вожди обоих домой породнились уже в Бэлэрианде. Считалось, что род Эльроса принадлежит к дому Хадора через Эарэндиля (сына Туора, праправнука Хадора); а по линии прялки - к дому Бэора, через Эльвинг, жену Эарэндиля, дочь Диора, сына Бэрэна (последнего вождя дома Бэора и седьмого наследника Бэора по прямой линии).
Язык нумэнорцев в основном происходил от речи народа Хадора (с большим количеством заимствований из эльфийских языков, приходящихся на разные периоды). Народ Бэора через несколько поколений оставил собственную речь (сохранив только много личных имен), перейдя на эльфийский язык Бэлэрианда, синдарин. Это различие ощущалось и в Нумэноре. Почти все нумэнорцы были двуязычны. Но там, где поселенцы были в основном из народа Бэора, как, например, на северо-западе, на синдарине говорили представители всех слоев общества, а нумэнорский (или адунайан) был вторым языком. Во многих частях страны родным языком был адунайан, хотя синдарин в какой-то мере был известен всем, если не считать домоседов из крестьян. В королевском доме, однако, и в большинстве домов благородных или ученых людей родным языком обычно был синдарин - до дней Тар-Атанамира.
Синдарин, которым долгое время пользовались смертные, имел, естественно, тенденцию распадаться на диалекты; но этот процесс очень сильно замедлялся, по крайней мере - в случае благородных и ученых людей, постоянным контактом с эльдар Эрэссэа, а позднее - с эльфами, которые остались в Средиземье, в Линдоне. Эльдар
(стр. 324)
посещали в основном западные области Нумэнора. Квэнья не была разговорным языком, она была известна только ученым людям и семьям высокого происхождения (у них квэнья учили в ранней юности). Квэнья использовалась в официальных документах, предназначенных для длительного хранения, например, законы, свитки и анналы королей и, часто, в работах, посвященном сложным отраслям знания. Квэнья широко использовалась в топонимике: официальные названия всех мест, регионов и географических объектов были на квэнья (хотя обычно у них имелись и местные названия, обычно с тем же значением, на синдарине или на адунайане). Личные имена и в особенности официальные и публичные имена всех членов королевского дома и рода Эльроса в целом были на квэнья. То же касается и некоторых других родов, например, дома владык Андуниэ.
[Примечание 2] (9) Нумэнор был мирной землей; там не было ни войн, ни междоусобиц до последних лет. Но народ Нумэнора происходил от воинственных и отважных предков. Энергия мужчин в основном уходила в ремесла: но еще они много занимались играми и физическими видами спорта. Юноши и молодые люди в особенности любили привольную жизнь под открытым небоми пешие странствия по диким местам острова. Многие занимались скалолазаньем, хотя в Нумэноре не было огромных гор. Священная гора Мэнэль-тарма, находившаяся примерно посреди острова, была высотой всего 3000 футов (900 метров). По ней спиралью поднималась дорога, которая начиналась на юге (недалеко от Долины Гробниц, где хоронили королей), а заканчивалась на вершине. Но на севере, северо-западе и юго-западе были гористые и скалистые места на мысах: там были высоты до 2000 футов (600 метров). Именно на этих утесах храбрые обычно занимались скалолазаньем. Местами утесы в Нумэноре были огромной высоты, особенно на западных берегах: там селились бесчисленные птицы.
Море - вот величайшая радость могучих мужей Нумэнора: плаванье или ныряние - или соревнования небольших судов в гребле или плаванье под парусом. Самые выносливые занимались рыбной ловлей; рыба водилась в изобилии и во все времена она был одним из основных источников пищи на острове. Города, большие и малые, где жило много народу, все располагались по побережьям. Из рыбаков брались по большей части мореходы, которые постепенно приобрели все большую важность и пользовались все большим уважением. Вначале нумэнорские суда, все еще очень похожие на эльдаринские, использовались для ловли рыбы или для каботажных путешествий из порта в порт. Но скоро нумэнорцы
(стр. 325)
благодаря собственным исследованиям и изобретениям усовершенствовались в искусстве кораблестроения - и тогда отправились плавать по Великому морю. В 600 году ВЭ Вэантур, капитан королевских кораблей при Тар-Элэндиле, впервые совершил путешествие в Средиземье и обратно. Он привел свой корабль «Энтулэссэ» («Возвращение») в Митлонд благодаря весенним ветрам (весной они часто дули с запада и были сильными) и вернулся осенью следующего года. После этого мореплавание стало любимым занятием для дерзновенных и отважных среди мужчин Нумэнора. Алдарион, сын Тар-Мэнэльдура, основал Гильдию Мореходов, в которую входили все испытанные моряки, и много молодых людей даже из внутренних областей желали стать ее членами.
Женщины такими вещами занимались мало, хотя они в общем и целом были ближе к мужчинам статью и силой, чем в случае других народов людей, и в юности были резвы и скоры на ногу. Их величайшей радостью были танцы (танцами увлекались и многие мужчины) - и на пирах, и в свободное время. Многие танцовщицы снискали великую славу, и люди предпринимали дальние путешествия, чтобы увидеть, как они танцуют. Они, однако, не питали особой любви к морю. При необходимости они путешествовали на каботажных судах из порта в порт; но им не нравились долгие морские странствия - и им не нравилось проводить на корабле хотя бы одну ночь. Даже среди тех, кто жил рыбной ловлей, женщины редко выходили в море. Но почти все женщины умели ездить верхом и обращались с конями c большим уважением - и даже содержали их более почетно, чем иных домашних животных. Конюшни у знатного человека зачастую были размером с его собственный дом и выглядели ничуть не хуже. И мужчины, и женщины ездили верхом ради удовольствия. Верховая езда была самым быстрым способом добраться из одного места в другое; в торжественных случаях и мужчины, и женщины высокого положения, даже королевы, ездили верхом, окруженные сопровождающими и свитой.
Дороги в Нумэноре были по большей части «верховыми»: их не мостили и строили специально для того, чтобы ездить по ним верхами. Повозки и экипажи в ранние времена использовались мало; поскольку тяжелые грузы обычно доставляли морем. Главная и самая древняя дорога, пригодная для колес, шла от самого крупного порта, Ромэнны, расположенной на востоке, на северо-запад к королевскому граду Армэнэлосу (около 40 миль), а оттуда - к Долине Гробниц и Мэнэль-тарме. Но еще в ранние времена эту дорогу продлили до Ондосто в Форостаре (в Северных землях), а оттуда прямо на запад до Андуниэ в Андустаре (в Западных землях); однако в колесных экипажах по ней путешествовали редко, в основном по ней возили в повозках дерево, которым были богаты западные земли, или камень севера, который очень ценился в строительстве.
Хотя нумэнорцы использовали коней для путешествий и
(стр. 326)
ради удовольствия от верховой езды, им неинтересно было устраивать скачки на скорость. В сельской местности можно было увидеть представления, на которых кони и всадники показывали разные трюки; но бо́льшим уважением пользовались представления, на которых показывалось, как конь и всадник понимают друг друга. Нумэнорцы тренировали своих конец слышать и понимать призыв (голосом или свистом) на дальнем расстоянии; а если мужчина или женщина и их любимый конь питали друг к другу великую любовь, они могли призвать к себе своего коня одной силой мысли (по крайней мере, так говорится в старинных сказаниях) (10).
То же самое было у нумэнорцев и с собаками. Ибо нумэнорцы держали собак, особенно в сельской местности, отчасти по праотеческой традиции, поскольку в Нумэноре собаки редко использовались ради какого-то дела. Нумэнорцы не охотились ни ради забавы, ни ради еды; и редко где, по границам с дикими местами, у них была нужда в сторожевых псах. В тех местах, где разводили овец, например, в Эмэриэ, держали особых псов, наученных помогать пастухам. В первые века люди, жившие в сельской местности, держали псов, которые помогали отгонять или выслеживать хищных зверей и птиц (в Нумэноре это считалось необходимостью, а не развлечением). В городах собак видели редко. В крестьянских домах собак никогда не держали на цепи либо на привязи; но и в домах с людьми они тоже не жили; хотя их часто допускали в главную горницу, или зал, который назывался солма и в которой горел главный огонь; в первую очередь это касалось старых верных псов, а временами - и щенков. Склонность тому, чтобы держать собак в качестве «друзей» имели больше мужчины, нежели женщины. Женщины больше любили диких (или «ничейных») птиц и зверей, в особенности - белок, которые в великом множестве водились в лесах.
Об этом, то есть о прирученных (или кому-то принадлежащих) животных Нумэнора, зверях и птицах, что жили там или были туда привезены, больше сказано в ином месте.
Эта последняя тема поднимается далее, в главе XIII, «О Нумэноре и тамошних животных».
(стр. 327)
Примечания
1. См. упоминания и комментарии, сделанные К. Толкином по этому поводу в НП, стр. 224, п.1
2. Здесь Толкин следует «Повести лет» (ВК, стр. 1083). В «Роде Эльроса» о Тар-Атанамире сказано, что он умер в 2221 году (НП, стр. 221, см. также стр. 226, п. 10).
3. По поводу сравнимости скорости роста эльдар от беременности до зрелости, с людьми, см. колебания и рассуждения Толкина в первой части настоящей книги, «Время и старение».
4. Вычеркнутое и гораздо более короткое примечание гласит «То есть, пока живы оба супруга, второй брак для них обоих невозможен». О нерасторжимости брака см. Приложение I, «Брак».
5. См. постоянное возвращение к теме «дней детей» у эльдар в первой части настоящей книги.
6. См. «Алдарион и Эрэндис», НП, стр. 173-217.
7. По поводу «падших людей» см. «Атрабэт Финрод ах Андрэт» в «Кольце Моргота», а также главу XII «О квэнди применительно к их жизни и росту» в первой части настоящей книги и главу X, «Заметки по поводу орэ» вл второй части настоящей книги. См. также «Падение человека» в Приложении I.
8. Изначально в качестве квэнийского слова для «науке о тебе» фигурировало слово хроаниссэ.
9. Части этого продолжительного отступления были использованы в немного измененном виде К.Толкином для текста «Описание Нумэнора», см. НП, стр. 169, 171.
10. …одной своей мыслью… - см. главу IX, «Осанвэ-кэнта» во второй части настоящей книги.
=================