Я хотела написать комментарии, но у меня абсолютно нет возможности это сделать.
Самое главное, что нужно отсюда понять о нумэнорцах, вот это: "В общем и целом, нумэнорцы были мало склонны к похоти, жадности, ненависти, жестокости и тирании - и питали ко всему этому осознанное отвращение". По этому поводу пламенный привет старым знакомым, которые, любя тиранию и одобряя нарушение аксана "Не укради" (в том числе Крым), считали возможным причислять себя к Верным.
И еще передайте г-же Брилевой, что у эдайн Первой эпохи была принята жесткая моногамность еще до встречи с Финродом.
=================
(стр. 316)
XI
Жизни нумэнорцев
Этот машинописные текст существует в трех вариантах: машинопись, сделанная Толкином (А), второй экземпляр под копирку (B), у которого нет никакой текстологической ценности, за исключением короткой заметки на полях о том, как Алдарион изменил закон о наследовании; и вариант C - копия, сделанная другим человеком, тоже не имеющая текстологической ценности. Ниже следует текст А, который занимает четыре с половиной страницы. Кристофер Толкин использовал фрагменты из этого текста, а также текста, данного дальше, во главе XIII, в главе «Описание острова Нумэнор» в «Неоконченных преданиях» (стр. 165-172). Оба эти текста К. Толкин датировал примерно 1965 годом (НП, стр. 7).
В машинописном оригинале после самого текста следует несколько примечаний автора (иногда довольно продолжительных). Для удобства чтения эти примечания, кроме самых длинных, я превратил в подстрочные сноски; оставшиеся два идут после самого текста, и ссылки на них выглядят как «[Примечание автора]». Обсуждение продолжительности жизни нумэнорцев, с которого начинает настоящий текст, упомянуто и пересказано К.Толкином в НП, стр. 224-225, п.1. В этом обсуждении слышатся отголоски рассуждений и схем, которые Толкин развивал и строил применительно к эльфам и которые напечатаны в первой части данной книги, «Время и старение» (в особенности см. главу XVIII, «Возраст эльфов и нумэнорцев», которая тоже восходит к 1965 году).
Жизни нумэнорцев
«Долгая жизнь и мир» - вот что попросили эдайн, когда после падения Тангородрима Валар предложили им награду. Мир был им с охотой дарован; долгая жизнь - не сразу, лишь после того, как Манвэ обратился за советом к Эру.
(стр. 317)
Эльрос - особый случай. Нельзя сказать, что он и его брат Эльронд были одарены по-разному применительно к чисто физическому жизненному потенциалу; но поскольку Эльрос выбрал остаться в роду людском, он сохранил и то основное, что отличало людей от квэнди - «искание иного места», как называли это эльдар, «усталость», или желание покинуть мир. Он умер - или оставил жизнь, - когда ему было около пятисот лет.
Всем остальным была дарована продолжительность жизни, в пять раз превышающая продолжительность жизни обычных людей: то есть, они бы умерли, оставив жизнь по своей воле или иначе, в возрасте от 350 до 420 лет (1). В этих пределах колебались различия между отдельными людьми и семьями [Авторское примечание 1] - точно так же, как до дарования Благодати. Королевская семья, или «род Эльроса», в общем и целом была семьей долгожителей, ее представители жили по 400 лет или чуть меньше. В других семьях до 400 лет доживали реже; хотя в тех семьях, которые породнились с родом Эльроса (в ранних поколениях) долгожители встречались чаще.
Имеется в виду, что долгоживущие ощущали «усталость» не раньше четырехсотого года; но сколько еще они могли прожить, впадая в дряхлость, - если выбрали «цепляться за жизнь», - неизвестно, поскольку в ранних поколениях никто так не поступал. «Цепляние за жизнь», которое в конечном итоге все равно заканчивалось смертью поневоле, недобровольной, было из тех перемен, что принесли с собой Тень и восстание нумэнорцев. Это также сопровождалось уменьшением продолжительности жизни. Впервые такое случилось в 14-ом поколении, т.е. после смерти Тар-Атанмира в 2251 году ВЭ (2).
Срок жизни нумэнорцев увеличился благодаря тому, что они в какой-то мере переняли образ жизни эльдар. Однако нумэнорцев определенно предупредили о том, что они не стали эльдар, но остались «смертными», что им было дарован лишь более продолжительный период бодрости тела и разума. Как и эльдар, нумэнорцы росли с той же скоростью, что и обычные люди (3): беременность, младенчество, детство и юность до возмужания и «полной зрелости» были примерно такими же, как раньше; но, достигнув зрелости, нумэнорцы старели или «изнашивались» куда медленнее, так что для них пять лет были как один год простых смертных.
Первое приближение «усталости от мира» для них было на самом деле знаком, что расцвет их сил подходит к концу. Если они не оставляли жизнь, когда бодрость их покидала, тогда угасание происходило с той же быстротой, что и у прочих людей. Таким образом, если нумэнорец в возрасте примерно 400 лет терял жизненные силы,
(стр. 318)
то он быстро, в течение десяти лет, переходил от здоровья и крепости разума к немощи и слабоумию.
Таким образом, чтобы узнать, каков «возраст» нумэнорца в обычных человеческих терминах жизненной силы и способностей, надо сделать так: (1) вычтите из возраста нумэнорца 20 лет, поскольку в 20 лет нумэнорец будет примерно на той же стадии развития, что и обычный человек, (2) остаток поделите на 5 и прибавьте к нему вышеуказанные 20 лет. Таким образом, мужчина или женщина из народа нумэнорцев в возрасте
25
50
75
100
125
150
175
200
225
250
275
300
325
350
375
400
425
будет примерно в обычном человеческом возрасте
21
26
31
36
41
46
51ё
56
61
66
71
76
81
86
91
96
101
Но в этих вычислениях некоторые моменты не учтены. Умственное развитие нумэнорцев также до некоторое степени следовало эльфийскому образцу. Их умственные способности были больше и развивались быстрее, чем у обычных людей; и интеллект доминировал. После 7 лет они очень быстро развивались умственно, и в 20 лет понимали и знали намного больше, чем обычный человек, их ровесник. Вследствие этого, а также в силу того, что нумэнорцы рассчитывали на долгий период полного расцвета, в первой половине жизни у них не было ощущения, что время утекает быстро, и они часто уходили в науку, ремесла и различные увлечения, художественные или интеллектуальные, куда сильнее, чем обычно. Особенно в случае мужчин.
Таким образом, желание брака, зачатия, вынашивания и выращивания детей - все это занимало меньше места в жизни нумэнорцев, даже женщин, чем среди обычных людей. Брак считался естественным состоянием, будучи заключен, он был нерасторжим *(4); но, как и эльдар, нумэнорцы стремились сделать так, чтобы период выращивания детей (или, как это называли эльдар, «дни детей») был единым и ограниченным периодом их жизни, и такое ограничение рассматривалось
* Как сказано ниже, нумэнорцы были моногамными. Ни один человек, какое бы положение он ни занимал, не мог разойтись с мужем или женой или взять себе другого мужа или жену при жизни первой супруги или первого супруга. В брак вступали не все. Насколько можно судить по отдельным местам в немногих сохранившихся повестях и анналах, женщин было немного меньше, чем мужчин, по крайней мере, в первые столетия. Но помимо этого численного ограничения всегда было небольшое количество людей, которые не вступали в брак либо потому, что занимались наукой или имели иные увлечения, либо потому, что не смогли вступить в брак с тем, с кем желали, а замену искать не хотели.
(стр. 319)
как естественное. Период деторождения как упорядоченная и неразрывная череда событий - вот что считалось нормальным и желательным, если это можно было устроить. То есть супругам следует жить вместе, расставаясь как можно реже и на как можно более краткий срок, скажем, с зачатия их первого ребенка и до достижения их последним ребенком возраста по крайней мере семи лет - это считалось идеалом. В особенности к этому стремились женщины, которые были от природы (как правило) не так увлечены наукой и ремеслами и у которых было гораздо меньше тяги к путешествиям [Авторское примечание 2].
Таким образом, нумэнорцы, у которых редко было в браке больше четырех детей, часто производили детей на свет в период, продолжавшийся 50-75 лет (имеется в виду период между зачатием первого ребенка и рождением последнего). Интервалы между рождениями детей были, как правило, в обычных терминах продолжительными: часто десять лет, иногда 15 и даже 20 лет; и никогда меньше, чем примерно пять лет*. Но надо помнить, что в пропорции к их сроку жизни этот период был эквивалентен 10-15 годам жизни обычных людей. Эти интервалы, с точки зрения приближения к концу жизненной силы и плодовитости, были эквивалентны, как минимум, одному году (редко), чаще это было два, три и иногда четыре года.
* Поскольку по скорости роста, включая зачатие и вынашивание детей, нумэнорцы мало отличались от обычных людей, интервалы между детьми кажутся продолжительными. Но, как было сказано, у нумэнорцев преобладали умственные интересы; и они с огромным вниманием и заботой относились к тому, за что брались. Таким образом, дети, с их высочайшей важностью, были главной заботой матери во время вынашивания и в раннем детстве, что, кроме как в самых богатых домах, оставляло отцу бо́льшую часть домашних обязанностей. Так что родители были рады на время вернуться к своим позабытым увлечениями. Кроме того (это говорили сами нумэнорцы), в этом отношении они больше походили на эльфов, чем другие народы людей: при зачатии и вынашивании ребенка тратилось намного больше телесной силы и силы разума (ибо долгий срок жизни позднейших поколений передавался, как дары или благодать, опосредованно родителями). Поэтому им требовался отдых как тела, так и воли, в особенности женщинам. После зачатия ребенка желание соединения на время засыпало и в мужчинах, и в женщинах, хотя у матерей это продолжалось дольше.
Это преобладание умственных интересов видно и в других вещах. Не отличаясь сладострастием, нумэнорцы, однако, не считали, будто в любви мужчины и женщины меньше значимости или меньше наслаждения, чем о том думали другие люди. Напротив, они любили крепко; и любые разрывы уз или охлаждение межу супругами или между родителями и детьми считались великим злом и горем. То же касается радостей еды и питья. Пока не пала Тень, в Нумэноре почти не было обжор и пьяниц. Никто не ел и не пил слишком много - или много за один раз. Они ценили хорошую еду, которой было много, и готовили и подавали ее со старанием и искусством. Но разница между «пиром» и обычной трапезой состояла скорее в украшении стола, в музыке, в совместном веселье сотрапезников, нежели в еде как таковой; хотя, естественно, на таких пирах еда и вина были более редкие и появлялись иногда отборные сорта.
(стр. 320)
«Расцвет», то есть в первую очередь телесное здоровье и бодрость, а также период фертильности и деторождения у женщин были, конечно, не одинаковой продолжительности. Период деторождения у нумэнорских женщин был такой же продолжительности, что у обычных, но с учетом нумэнорского долголетия. То есть он продолжался от достижения зрелости (что с нумэнорскими женщинами происходило незадолго до окончательного взросления) до возраста, эквивалентного 45 годам (иногда до 50) у обычных женщин. В абсолютном выражении - с 18 до 125 или чуть дольше. Но первых детей очень редко зачинали к концу этого времени.
Таким образом, нумэнорская женщина могла выйти замуж в 20 лет (браки до окончательного взросления не были разрешены); но чаще всего женщина выходила замуж в 40-45 лет (наши 24-25). Брак считался неоправданно поздним, если женщина выходила замуж после своего 95-го дня рождения (наши 35 лет)* [6].
Мужчины редко женились до достижения 45 лет (наши 25). С 15 до 45 лет они были обычно заняты ученичеством, обучением одному или нескольким ремеслам и (чем дальше, тем больше) мореплаванием. Отложить вступление в брак до 95 лет (наши 35) было самым обычным делом; и в особенности в случае мужчин высокого положения, или ранга, или очень одаренных вступление в брак могло откладываться до 120-го года (наши 40). В роду Эльроса (в особенности среди детей ныне правящих королей), представители которого жили дольше среднего и выполняли больше обязанностей и имели больше возможностей
* Здесь стоит упомянуть о случае Эрэндис, супруге Тар-Алдариона, о которой было сложено несколько повестей (одна сохранилась), поскольку эта история представлялась важной: с одной стороны, как редкий случай разлада между супругами, с другой - результатом этих событий стало изменение законов о наследовании верховной власти. Эрэндис была не из рода Эльроса, а из семьи бэорингов с запада: хотя ее семья происходила от родственницы Бэрэна, их семья была не из долгожителей. Ее брак с Алдарионом (тогда наследником скипетра), отложенный по причине его плаваний, был заключен лишь в 870 году ВЭ. Поскольку родилась Эрэндис в 771 году, тогда ей было 99 лет, то есть почти 36 по-нашему. Или даже, с учетом более короткой жизни ее рода, 38 лет. После рождения их дочери Анкалимэ Алдарион снова отправился в плаванье; и когда он наконец вернулся, в 882 году, Эрэндис уже было 111 лет; то есть больше 38 лет (для ее семьи - практически 41 год). Таким образом, ее надежды на детей и желание их иметь быстро таяли. В гневе Эрэндис отвергла Алдариона, поскольку сочла, что он отправился в плаванье по своеволию и себялюбию, хотя в целом не совсем правда. Больше супруги вместе не жили, и детей у них не было. По этой причине и для того, чтобы вернуть себе дочь Анкалимэ, которую Эрэндис не отпускала от себя, Тар-Алдарион вскоре после того, как стал королем, изменил Закон о наследовании так, чтобы дочь короля, если у того нет наследника мужеска пола (поздняя формулировка - если она старшая из детей и все братья младше ее), могла бы, пожелай она того, унаследовать скипетр.
(стр. 321)
(это касается и мужчин, и женщин) браки были более поздними, чем обычно: женщина могла выйти в 95 лет (наши 35), а мужчина мог жениться в 150 лет (наши 46) или даже позднее. Здесь имелось то преимущество, что «наследник скипетра», даже будучи первым ребенком короля, получал скипетр, будучи в расцвете сил. Хотя, скорее всего, «дни детей» у такого человека уже были в прошлом и он мог посвятить себя общественным интересам*.
Нумэнорцы были строго моногамны - и по закону, и по традиции, то есть традиции их предков эдайн в отношении поведения. Дальнейшему усилению этой традиции способствовал пример эльдар и их наставления. В первые века было очень мало случаев нарушения этого закона или даже желания его нарушить. Нумэнорцы, или дунэдайн были по-прежнему, в наших терминах, «падшими людьми» (7); но они были потомками людей, которые в большинстве своем полностью раскаялись и питали отвращение ко всякой испорченности, порожденной «Тенью»; и им была дарована особая благодать. В общем и целом, нумэнорцы были мало склонны к похоти, жадности, ненависти, жестокости и тирании - и питали ко всему этому осознанное отвращение. Конечно, не все нумэнорцы отличались таким благородством. Было среди них и нечестие, хотя поначалу это редко можно было увидеть. Потому что никто не отбирал в нумэнорцы посредством каких-то испытаний: достаточно было принадлежать к Трем Домам эдайн. А среди этих людей были, без сомнения, и дикари, и отступники в прошлом, а, быть может, и люди, которые сознательно служили Врагу(хотя этого нельзя доказать).
Согласно обычному праву, во второй брак разрешалось вступить, рано потеряв супруга или супругу, будучи в расцвете лет и сохраняя желание или потребность иметь детей; но такие случаи, естественно, были редкостью. В первые века безвременная смерть, от болезни ли, от несчастного ли случая, приключалась редко. Нумэнорцы полагали, что в этом проявляется «благодать Валар» (которая могла быть отнята как целиком, так и в конкретных частных случаях, если она переставала быть заслуженной): земля была благословлена, и все вокруг, включая море, относилось к людям по-дружески. Кроме того,
* Анкалимэ, дочь Тар-Алдариона, что стала первой правящей королевой Нумэнора, была исключением во многих отношениях. Она прожила очень долгую жизнь (413 лет), ее правление было самым долгим (205 лет), если не считать правления Эльроса; замуж она вышла очень поздно, когда ей было 127 лет (наши 41), и сына, Анариона, родила в 130 лет. Если говорить о более обычных ситуациях, то Тар-Мэнэльдур, родившийся в 543 году ВЭ, унаследовал скипетр в 740 году, будучи 197 лет от роду. Если бы все шло, как обычно, он бы, видимо, отказался от скипетра около 952 года (в 382 года, после царствования, продолжавшегося 185 лет); тогда его наследнику Алдариону было бы 225 лет. Но по семейным и политическим причинам Тар-Мэнэльдур отказался от скипетра в 883 году и ушел на покой (не оставив своего любимого занятия - астрономии). Умер он в 942 году. Таким образом, Алдарион стал королем в возрасте 183 лет (наши 52), и его правление было долгим - 192 года. Он передал скипетр дочери в 1075 году и умер в 1098 году.
(стр. 322)
сами люди, высокие и сильные, отличались проворством и были в высшей степени осознанными: то есть они отдавали себе полный отчет в движениях своего тела, во время работы со всем вниманием обращаясь с любым инструментом или материалом, и редко делали движения по рассеянности или по ошибке; их было очень трудно «застать врасплох». По этой причине несчастные случаи с ними происходили редко. И если такое случалось, они обладали возможностью восстановления и самоисцеления, пусть не такой, как у эльдар, но все же больше, чем у людей Средиземья*. Среди знаний, которые они изучали особо, была хроанголмэ, или наука тела и искусств исцеления (8). Главной их слабостью была гордыня, которая возросла впоследствии от общения с меньшими людьми, хотя вначале было не так: поначалу чувства и мотивы нумэнорцев были жалость и благожелательность. Еще они гордились своим родословием, в общем и в частности, то есть как народ и как отдельные люди; и все люди, какого бы они положения ни были, хранили свитки со своими родословными. Происхождение «от Эарэндиля» или «от Бэрэна и Лутиэн» - вот были главные титулы их аристократии.
Позднейший закон, или скорее обычай, согласно которому представители королевского дома (в особенности наследник) вступали в брак лишь с представителями род Эльроса, был невозможен в ранних поколениях. Но в дни Тар-Алдариона, то есть около 1000 года, имелось достаточно много потомков Эльроса в достаточно дальних степенях родства (брак с родственниками ближе троюродных всегда был под запретом, до позднейших дней, дней Тени, даже в королевском доме). Правило королевского брака никогда не было законом, но стало обычаем, которого придерживались из гордости: знак Тени, поскольку он превратился в неизменное правило, на самом деле, когда
* До самых последних лет болезни либо иные телесные немочи были в Нумэноре редкостью. Это имело своей причиной и особую благодать здоровья и силы, дарованную всему народу, и, особенно, - благословенность самой земли; и в некоторой мере, несомненно, тот факт, что Нумэнор находился далеко в Великом море: здешние животные тоже болели редко. Редкие случаи заболеваний имели практическую функцию, способствуя постоянному изучению хроанголмэ (или физиологии и медицины): те из эдайн, что занимались примитивным лекарством, многому научились от эльдар и продолжали учиться у тех, кто приплывал с Эрэссэа, пока это продолжалось. В первое время по возвращении нумэнорских кораблей к берегам Средиземья именно навык врачевания и готовность учить всякого, кто желает получить это знание, снискали нумэнорцам теплый прием и уважение.
Поскольку некоторые команды нумэнорских кораблей, которые отправлялись в первые дальние путешествия-исследования (далеко на юг и восток от Линдона), заболевали или подхватывали болезни, которые свирепствовали в землях, где они побывали, многие в Нумэноре опасались, что Морестранники или исследователи могут привезти болезнь в Нумэнор. Именно это опасение заставило Тар-Мэнэльдура противиться длительным путешествиям его сына Тар-Алдариона и привело к долгому охлаждению между отцом и сыном. Но обнаружилось, что те заболевшие, которые возвращаются домой живыми (мало кто умер в странствиях, пока нумэнорцы не начали селиться в Средиземье), быстро выздоравливают, а болезнь от них не распространяется.
(стр. 323)
различие между родом Эльроса и другими семьями в сроке жизни, жизненной силе или дарованиях уменьшилось или вовсе сошло на нет.
Окончание перевода