Впечатления с "Заклятой горы"

Jun 29, 2009 00:42

Это была какая-то фантастика: за полтора дня кусок Зеленолесья, где достаточно благополучно существовали эльфы и несколько людских народов, зачернился (пауки и прочь) и Саурон из бесплотного и почти бессильного духа воплотился силами: 4 морэдайн, работавших под прикрытием, и 2 игротехников (работавших пауками и орками). На полигоне из 5 только одна команда была меньше этой компании (ну, или две, если считать за команду единственного заехавшего гнома), причем из 4 морэдайн половина была женщинами.
На самом деле, в субботу вечером у меня случилась тихая истерика и мне стало по-настоящему и вполне по жизни страшно: хорошие, порядочные и большинстве своем симпатичные и приятные мне люди, иногда даже умнее меня, игроки со стажем, игроки, знающие специфику игр данной группы, знающие сильные и слабые стороны друг друга, амплуа и возможный диапазон действий, делали ошибку за ошибкой, глупость за глупостью, упускали возможность за возможностью, и к вечеру субботы уже как-то исчерпались традиционные отмазки и объяснения дупления игроков: не понял правила, не разобрался в специфике эпического поединка, устал и т.д. и т.п.
Откровенно идиотские поступки - в прямом и неоспоримом смысле слова - совершило лишь 1-2 человека, что бывает практически на любой игре, поскольку игроков на игры отбирают не по ай-кью. И конечно, со стороны - не изнутри игры - всегда кажется, что игроки тупят, того не понимают, ту нить забыли и т.д., и совершенно реально у игрока часть интеллектуального ресурса отжирает само измененное состояние сознания (собственно, играние кого-то другого), но здесь это превосходило все когда-либо мною виденное на нормальных играх.
Более того, к вечеру субботы я задалась вопросом: а что бы я делала на их месте? И с ужасом поняла, что вот то же самое бы и делала, а то бы и меньше: люди хоть и делали глупости, но что-то делали, а я бы полдня моргала глазками, а потом впала бы в отчаяние «ах, все пропало» и выпала бы из игры или по крайней мере из активных действий. А когда я попыталась придумать, что можно было бы сделать, первая пара пришедших в голову вариантов была откровенным убожеством, а когда я могучим усилием интеллекта родила сколько-то внятную активную концепцию борьбы с Врагом, поняла, что копирайт на нее принадлежит, скорее всего, Наместнику Дэнэтору, и называется это «бить Врага его оружием»: в данном конкретном случае - установить тоталитарную диктатуру, жестко проверять и контролировать народ в т.ч. уболтать эльфов на допросы с применением detect lie, пойманных вражеских пособников пытать, чтоб выдали остальных, и прочая в том же роде. Азрафэль сказала, что результат ничем не будет отличаться от того, что получилось бы в результате победы Саурона. В Арде, мне кажется, разница бы была, а вот в реальном мире - нет. Боле-мене приличную программу действий я родила по дороге с полигона, что показывает, что все, сказанное ниже об игроках, применимо ко мне с легкостью необычайной. И что я просто увидела в них себя - в крайне неприятном и унизительном свете.
Так живешь и думаешь, что выдавил из себя раба. Прочел вот, например, умную книжку вроде «Удавов и кроликов» - и все, думаешь, тебе участь кролика не грозит, ты ведь теперь такой продвинутый, даже если бы родился совок совком. Или думаешь - ну ладно, я, конечно, совок, но у меня трудное детство и скользкий подоконник, а вообще-то люди вокруг - они умные и все понимают, они-то примут правильное решение… А потом своими глазами видишь, как они все понимают и какие решения принимают, а ты сам способен только добавить еще одну явно неэффективную концепцию к целому набору таких в диапазоне от нежелания нести ответственность и страстного желания спихнуть ответственность и выбор хоть на кого-нибудь («придите и володейте нами») до безответственных заяв. И понимаешь, что ты как был кролик, так кроликом и остался, разве что уши покороче стали и на них зависает меньше лапши.
В общем, хорошо, что я не играла, потому что иначе сейчас у меня был бы жуткий переезд. Хотя сейчас я ощущаю эффекты попадания по всем больным местам моего отношения к внешнему миру. Никогда я не видела в таком объеме и столько своей Тени, просто никогда.
И с точки реального мира происходящее было просто жутким, потому что легкость, с которой положительные персонажи утеряли все и в качестве роскоши им осталось умереть, не отдав душу Саурона, была совершенно ужасной.
Происходившее, в частности, вокруг персонажа Лориндиля настолько адекватно отражало отношение к власти и властным лицам в пожизневом менталитете, что теперь как-то особенно неприятно выглядит брошенный в почту календарик с Жириком и надписью «20 лет ЛДПР». Как все радовались, что вот, нашелся кто-то, кто взял на себя ответственность, кто поведет нас воевать («…с Врагом!» - тут же добавляли все, в полной уверенности, что новоявленный вождь сказал именно это). А когда пафосный одетый в белое кросавчег положил свой скипетр к ногам Саурона, раздалось почти неудивленное молчание, вроде как все одновременно подумали: «А, вот в чем наебка. И почему же это так всегда получается?». И это не злая воля одного хитрожопого гада, это все остальные создали ему питательную среду отказом от ответственности и нежеланием делать тяжелый выбор - и как только появился человек, предложивший нести ответственность, выбирать и принимать решения, - его тут же и наделили полномочиями, даже не расспросив его толком, кто он и чего.
…Если начистоту, выглядело все так, что «светлая сторона» - это сборище лохов, неудачников и слабаков, неспособных держать данное слово, постоянно подменяющих то, что они слышат, удобной версией, не требующей ни изменения картины мира, ни приложения усилий, неспособных самостоятельно нести ответственность даже за себя и близких, неспособных сделать то, что решили сделать, постоянно сваливающих вину за происходящее куда-нибудь вовне (например, на своего духа места - это было все равно что бить термометр, когда он показывает не ту температуру). (Это относится не ко всем и каждому, но общее впечатление у меня именно такое). На этом фоне примеры неосмысленной активности выглядели практически подвигом и героизмом. А уж морэдайн просто блистали: они лгали, говорили правду, выкручивались, тщательно следили, что говорят они и что говорит собеседник, запугивали, обласкивали, манипулировали, убивали, целили, вели, в общем - ДЕЙСТВОВАЛИ: всячески проявляли силу интеллекта, силу воли, решительность, стремление к цели и приверженность к своим ценностям. Возникает ощущение, что подсознательно большинство людей считает, что раз они «светлые» (а если по жизни - то хорошие), то мир им должен и все должно быть так, как им удобно. В этом смысле, «светлость» или «хорошесть» - это то, чем остается довольствоваться человеку, который не шевелит ни мозгом, ни волей, ни даже жопой. «Да, я неумен, да, я не хочу ни за что отвечать, да, я хочу, чтобы мне все клали в рот и чтобы мне вытирали нос и попу, да, я боюсь рисковать и принимать решения, да, у меня комплекс неполноценности, НО ЗАТО Я СВЕТЛЫЙ». Замечательная цитата с другой игры: «Как же я могла проиграть этот поединок, ВЕДЬ Я ЖЕ СВЕТЛАЯ!!!!»
Потом особенно интеллектуально вызванные (или самые простодушные и откровенные) представители такой точки зрения говорят что-нибудь «Как вы хорошо играете падение - наверное, вы по жизни очень нехороший человек, раз разбираетесь в такой бяке».
Апофегеем этого стал поединок эльфа и новоявленного назгула: Лестар, игравший эльфа, сам не понял, что воспроизвел очевидно проигрышный аргумент Финрода. Да, адреналин и жара, но вот почему-то Лориндиль приводил нормальные аргументы? Потому что принадлежность к темной стороне наделяет сразу знаниями, волей и характером, а не чем-то одним по выбору?
В общем, девизом игры можно было поставить «Добро должно быть не с кулаками, а с мозгами». А если кто-то считает, что чтобы быть на «светлой стороне», достаточно «добрых намерений», а не нужно ни ума, ни желания его применять, ни воли, ни ответственности, ни способности принимать и проводить в жизнь решения, идти на риск и отвечать за базар - то это не «светлый», а простое сауроновское быдло, которому Темный Властелин в минуту хорошего настроения оставил иллюзию принадлежности к другой стороне. У Толкина, что показательно, никаких «светлых» нет. У него есть «Свободные народы». А свобода - это и есть: ответственность, воля, решимость и все то, чего так не хватает обычному советскому человеку.
И эта обычная средне-игр-по-Толкину напыщенность и уверенность в своей светлости, обычно это просто мерзко, но тут это был сеанс с полным разоблачением. «Я не встану на колени!» - гордо и пафосно восклицает дама, которой ранее главмастер (!) в ипостаси духа ткнул пальцем на ее спутника и сказал, что тот из числа приносивших жертвы Саурону, каковую мысль дама с радостью отметнула ради натянутого толкования - а ведь иначе-то пришлось бы что-то с мораданом делать, телодвижения какие-то совершать, может, осудить человека на гибель или рискнуть в процессе своей жизнью, а не просто ходить по дорогам и проповедовать молицца, постицца и слушать радио Радонеж… пардон, истреблять в своей душе тьму.
Как народ проходил через стену страха… как народ пытался молиться Валар и слать письма во все места… хотя уже в правилах было прямо и тупо сказано, что не работает этот метод избегания ответственности… И проигнорировать приглашение Галадриэль: ведь это так безответственно - уходить из дома, когда на него вот-вот свалится ядреная бонба, не по книжке, отрываться от коллектива и лишаться шанса поучаствовать в победе Великого Светлого Катка (разве игра может кончиться поражением Светлых? Конечно нет. Ведь СВЕТЛЫЕ НЕ МОГУТ ПРОИГРАТЬ) и вообще невозможно - а потом в печали восклицать «Но что мы могли сделать?» Замечательно было видно, как медленное движение вниз сменяется скольжением по скату воронки, а затем - свободным падением во тьму, когда каждое решение и любой выбор уже оборачиваются только злом.
В тишине, наступившей после того, как выяснилось, что Великий Светлый Вождь всю дорогу служил Саурону, Лестар громко и с полной уверенностью: «Этот тип мне с самого начала не понравился», на что Бронвэг ему шепотом: «А ты забыл, как вчера назвал его другом эльфов?». В общем, в отличие от большинства игр по Толкину пердеж в лужу не удалось выдать за пузыри от дождя. Хотя уже видно, как психозащитные механизмы позволяют не видеть концептуального недостатка потребительской позиции и выдавать за причину неудачи такую простительную человеческую глупость.
Хороший вопрос задала после игры Сигню: «Но что же надо было делать, чтобы все было нормально?». Для меня ответ на этот вопрос применительно к жизни и игре - учиться думать своей головой, не бояться ответственности и принятия решений, не идти за авторитетом как овца за козлом на бойне. Все сугубо практично и вполне банально. А ошибка не в конкретных действиях, а в том, что они принимались не свободными (not Free) людьми.
…Все, можно биться головой апстену: скоро менять пятый десяток, а я до сих пор совок совком.

игры, рецензии

Previous post Next post
Up