Небольшой отрывок из статьи Бернда Брабека де Мори «Посредник магической силы: как действуют при помощи голоса в Западной Амазонии» (2013). Сама статья посвящена музыке и пению в ритуалах местных племён, но мне показалось интересным одно из пояснительных рассуждений.
(
Read more... )
Comments 13
Последствия травмы от неудачного контакта?
Reply
(Не знаю за амазонских индейцев, но вот этот подход "мы-настоящие люди, а вокруг люди в других телах" я когда-то мучительно пытался сформулировать по итогам чтения всякой около-африканщины, но ничего внятного не сумел сказать...)
Reply
Ну так индейцы в таком воззрении не оригинальны. Это, как я понимаю, общечеловеческое, в архаические эпохи все так думали.
Меня тут вот что заинтересовало. Подход "дикаря" - мы единственные люди в настоящих человеческих телах (и с настоящим человеческим языком - об этом будет в следующем посте). Но и цивилизованный западный человек тоже сохранил аналогичное воззрение, только опять же вывернул его наизнанку: мы единственные люди с настоящим человеческим разумом и душой.
И насколько же разное влияние оказывают эти два принципа! Если все вокруг люди, просто в других телах, то и со зверями, и с растениями ты должен как-то существовать в мире. Если же все вокруг - животные, даже если у них человеческие тела, то с ними можно не церемониться.
Reply
> мы единственные люди в настоящих человеческих телах (и с настоящим человеческим языком - об этом будет в следующем посте)
В каких-то мифах люди украли огонь у зверей, и теперь звери живут в лесу, а у людей "цивилизация". (Видел вариант, когда даже не украли, а огонь изначально был у всех, а потом звери его продолбали где-то...)
Reply
А кое-где в Индокитае было поверье, что орангутаны - это люди, просто они специально не учатся говорить, чтобы их не заставили работать :) Собственно, малайское слово "оранг-хутан" как раз и значит ведь "лесной человек".
Вообще версия интересная. Как-то я не задумывался над ней, а ведь в рамках мифо-логики она полностью разумна. Те, у кого культурный герой украл для людей огонь, должны были его лишиться, а значит - как-то пострадать от этого.
Она отчасти пересекается с агадическим вариантом мифа о грехопадении Адама. Тем, где когда-то люди и змеи были одним народом, но после грехопадения Адам лишился чешуи (=бессмертия), а змей - ног (=прямохождения=разума=власти).
Reply
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела."
Reply
а можно как-то ознакомиться с полным текстом статьи? Гуглением не нашел
Reply
На русском её нет, это я перевёл заинтересовавший меня отрывок.
А на буржуинском можно прочитать вот тут:
A Medium of Magical Power: How to do Things with Voices in the Western Amazon (2013)
This contribution is about functions of the voice, specifically the voice of singers among the indigenous group known as Shipibo-Konibo who dwell in the Western Amazonian rainforests. Among these people, much of curing and sorcery (commonly called
www.academia.edu
Этот автор много исследовал звуковую магию амазонских индейцев, у него есть и другие работы. Одной из них будет посвящён следующий пост, который я планирую выложить завтра.
Reply
Leave a comment