Я смотрю сейчас аниме Sousou no Frieren. Удивительно, как сериал, в котором есть сражения с демонами, боевая магия и жестокие убийства (в том числе массовые), может быть таким неторопливым, лиричным и умиротворённо-медитативным
( Read more... )
> те, кто умеет принимать человеческий облик и владеет человеческой речью
Вспомнилось из "Путешествия на Запад": оборотни-животные в человеческом облике умеют говорить, если в одной из предыдущих жизней были людьми. Иначе - нет.
Там какой-то, кажется, питон, хоть и обернулся в человека, но не умел разговаривать, из чего Сунь УКун заключил, что тому не пришлось ещё перерождаться человеком.
Ну, сколько авторов, столько и магических систем. Ну, почти :) Самая простая, IMHO - "магия как энергия". Мана есть ВОКРУГ, способность к накоплению или использованию зависит от личных способностей и техники.
Энергии, как раз, халявной полно. Солнышко светит, зреет урожай, речки текут, ветер дует, уран распадается и т.п.
Всё это существует и без человека, просто так устроена природа. А вот рациональное использование этой энергии в интересах человека - та самая "магическая технология". Черпать ветряком энергию волн не получится, для извлечения тепла из угля надо добыть уголь и построить котёл. Просто в качестве технических устройств в мире магии выступают тела и артефакты.
Разные формулировки второго начала термодинамики же. Энергия может стремиться рассеяться, её приходится собирать ценой дополнительных потерь. Но энергия может и наоборот, стремиться собираться, и начать всасывать в себя окружающую энергию, пока её не рассеют силой. Второй вариант хорошо подходит для замкнутого бесконечно циклического фэнтезийного мира, в котором любая движуха собирается, шебуршится, разваливается, и собирается снова на том же уровне.
Варьируется, конечно. В "Наруто" хвостатые звери вначале предстают просто бездумными силами разрушения, а потом оказывается, что они вполне разумны, вменяемы и договороспособны, просто с ними веками никто не пытался просто по-человечески поговорить.
Но вот то, что человек, добровольно ставший чудовищем, неминуемо оказывается куда чудовищнее прирождённых монстров - это, можно сказать, константа.
> просто с ними веками никто не пытался просто по-человечески поговорить.
Я когда-то придумал сказку, в которой герои сходу ломились в некую сокровищницу и гибли от тамошнего стража пачками. А чтобы пройти, всего-то нужно было с этим стражем вежливо поздороваться.
Я буквально вчера прочитала арабскую сказку из 1001 ночи и пошла гуглить не очень понятное. Так вот, цитата из гугла, которую я сочла подходящей к теме "основных различий между джиннами и шайтанами четыре: джинны разумны, невидимы, могут быть как праведными, так и неправедными, не перевирают предсказания, шайтаны же оказываются неразумными, видимыми, сугубо отрицательными; передавая людям прорицания, они всегда врут." Принимать человеческий облик способны и те и другие. А вот аморальны не все.
Явно достаточно позднее различие, века 18-19, не раньше. Это тогда люди, что в западной культуре, что в арабской, стали стремиться к чёткой классификации потусторонних существ.
До того между этими категориями не было различий. Иблису подчинялась вообще вся нечисть, которую могли называть джиннами, афритами, маридами, шайтанами - и все эти слова употреблялись как синонимы.
В современной мусульманской культуре джинны - полный аналог христианских бесов. Они искушают людей совершать грехи, вселяются в них, вызывая помешательства и болезни, могут быть изгнаны молитвой праведника (в мусульманских университетах, например, в Грозном, есть кафедры экзорцизма), колдуны обращаются к ним за магическими силами, но это страшный грех.
Как я читала, именно в 1001 ночи, то есть не в новых источниках, шайтаны - бесы. А вот джинны - духи воздуха, со своими городами, королями, мудрецами, красавицами, на которых могли жениться человеческие принцы.
То есть есть низшие энергетические твари, а есть разумные нечеловеческие сущности.
Я давненько читал сборник, так что не помню, были ли там вообще шайтаны. Не сказочные это персонажи. А джинны - ну да, в сказках и мифах это отдельный народ, а по факту в религии - аналог бесов.
Ну а "низшие энергетические твари" - это вообще не мусульманское понятие, а из современного оккультного жаргона.
Comments 30
> те, кто умеет принимать человеческий облик и владеет человеческой речью
Вспомнилось из "Путешествия на Запад": оборотни-животные в человеческом облике умеют говорить, если в одной из предыдущих жизней были людьми. Иначе - нет.
Reply
Давно уже читал, не помню этой детали. Забавно, ведь по буддийским понятиям всякое животное когда-то было человеком.
Reply
Там какой-то, кажется, питон, хоть и обернулся в человека, но не умел разговаривать, из чего Сунь УКун заключил, что тому не пришлось ещё перерождаться человеком.
Reply
Ну, сколько авторов, столько и магических систем. Ну, почти :)
Самая простая, IMHO - "магия как энергия". Мана есть ВОКРУГ, способность к накоплению или использованию зависит от личных способностей и техники.
Reply
Энергия-то как раз не "вокруг". Её ещё поди добудь, вплоть до войн за удобные энергоносители.
Но да, это самая простая из возможных магических систем - магия просто есть, и ею просто можно пользоваться. Я об этом и писал.
Reply
> Энергия-то как раз не "вокруг"
Энергии, как раз, халявной полно. Солнышко светит, зреет урожай, речки текут, ветер дует, уран распадается и т.п.
Всё это существует и без человека, просто так устроена природа. А вот рациональное использование этой энергии в интересах человека - та самая "магическая технология". Черпать ветряком энергию волн не получится, для извлечения тепла из угля надо добыть уголь и построить котёл. Просто в качестве технических устройств в мире магии выступают тела и артефакты.
Reply
Второй вариант хорошо подходит для замкнутого бесконечно циклического фэнтезийного мира, в котором любая движуха собирается, шебуршится, разваливается, и собирается снова на том же уровне.
Reply
Reply
И то, как он требовал подкрепления, ещё не осознав, что уже победил...
Reply
Reply
Варьируется, конечно. В "Наруто" хвостатые звери вначале предстают просто бездумными силами разрушения, а потом оказывается, что они вполне разумны, вменяемы и договороспособны, просто с ними веками никто не пытался просто по-человечески поговорить.
Но вот то, что человек, добровольно ставший чудовищем, неминуемо оказывается куда чудовищнее прирождённых монстров - это, можно сказать, константа.
Reply
> просто с ними веками никто не пытался просто по-человечески поговорить.
Я когда-то придумал сказку, в которой герои сходу ломились в некую сокровищницу и гибли от тамошнего стража пачками. А чтобы пройти, всего-то нужно было с этим стражем вежливо поздороваться.
Reply
Скажи "друг" и входи :))
Reply
Я буквально вчера прочитала арабскую сказку из 1001 ночи и пошла гуглить не очень понятное. Так вот, цитата из гугла, которую я сочла подходящей к теме "основных различий между джиннами и шайтанами четыре: джинны разумны, невидимы, могут быть как праведными, так и неправедными, не перевирают предсказания, шайтаны же оказываются неразумными, видимыми, сугубо отрицательными; передавая людям прорицания, они всегда врут."
Принимать человеческий облик способны и те и другие. А вот аморальны не все.
Reply
Явно достаточно позднее различие, века 18-19, не раньше. Это тогда люди, что в западной культуре, что в арабской, стали стремиться к чёткой классификации потусторонних существ.
До того между этими категориями не было различий. Иблису подчинялась вообще вся нечисть, которую могли называть джиннами, афритами, маридами, шайтанами - и все эти слова употреблялись как синонимы.
В современной мусульманской культуре джинны - полный аналог христианских бесов. Они искушают людей совершать грехи, вселяются в них, вызывая помешательства и болезни, могут быть изгнаны молитвой праведника (в мусульманских университетах, например, в Грозном, есть кафедры экзорцизма), колдуны обращаются к ним за магическими силами, но это страшный грех.
Reply
Как я читала, именно в 1001 ночи, то есть не в новых источниках, шайтаны - бесы. А вот джинны - духи воздуха, со своими городами, королями, мудрецами, красавицами, на которых могли жениться человеческие принцы.
То есть есть низшие энергетические твари, а есть разумные нечеловеческие сущности.
Reply
Я давненько читал сборник, так что не помню, были ли там вообще шайтаны. Не сказочные это персонажи. А джинны - ну да, в сказках и мифах это отдельный народ, а по факту в религии - аналог бесов.
Ну а "низшие энергетические твари" - это вообще не мусульманское понятие, а из современного оккультного жаргона.
Reply
Leave a comment