Я смотрю сейчас аниме Sousou no Frieren. Удивительно, как сериал, в котором есть сражения с демонами, боевая магия и жестокие убийства (в том числе массовые), может быть таким неторопливым, лиричным и умиротворённо-медитативным.
Разговоры персонажей между собой, постепенное развитие их характеров и отношений, созерцательное любование природой, светлая грусть и тихая радость, главная героиня, одновременно трогательно-милая, мудрая и смешная - вот в чём основное содержание, а бои насмерть - не более чем перебивки, чтобы повествование не казалось монотонным, а сериал не превращался окончательно в slice-of-life.
Это арт, а не кадр из сериала. Но атмосферу он передаёт отлично.
Перебивки, однако же, отлично отрисованные. Лучше, чем во многих современных аниме, непосредственно посвящённых сражениям.
В общем, рекомендую. Но сейчас я хотел поговорить об одной мысли, на которую сериал меня навёл.
Я какое-то время назад писал, что в фэнтези, особенно у начинающих авторов, чаще всего встречается система магии, которую можно свести к трём постулатам:
- существует магическая сила;
- люди (и другие существа) могут ею пользоваться, чтобы совершать чудеса;
- эта сила как-то связана с душой, так что магия каждого мага отражает его характер, личность, происхождение и даже эмоциональное состояние.
Так вот, если создателям аниме лень париться, придумывая собственную магическую систему - у них тоже есть вариант по умолчанию, очень похожий на этот, но со своими особенностями.
Все люди обладают духовной силой (маной). Она индивидуальна, так что по «отпечатку» или «запаху» маны всегда можно определить, кому она принадлежит.
Мана связана с жизнью - лишившись всей маны, существо умирает.
Сила волшебника зависит от того, сколько у него маны. Умение определяет, насколько эффективно он её расходует. Они могут компенсировать друг друга, но лишь отчасти. Настоящие мастера - те, у кого есть и мощь, и навыки.
Мана выходит за пределы тела, создавая ауру. Чем сильнее аура, тем проще её почувствовать - с какого-то момента она может даже физически давить на окружающих людей и предметы.
Чувствительные люди могут ощущать чужую ауру на расстоянии. Есть и заклинания, позволяющие это делать.
Опытные и умелые маги способны подавлять свою ауру, скрывая силу и присутствие. Впрочем, и на этот приём тоже есть свои ключики - при наличии должного опыта и чувствительности другой маг в состоянии раскусить маскировку и даже оценить, насколько визави на самом деле силён.
Предоставленная самой себе, мана собирается вместе, создавая чудовищ. Чудовища не то чтобы злы, но агрессивны и человекоядны - им необходимо пожирать ману, чтобы продолжать существовать.
Самые сильные и опасные чудовища - те, кто умеет принимать человеческий облик и владеет человеческой речью: они разумны, как и люди, но, в отличие от людей, полностью и абсолютно аморальны. Наравне с ними стоят маги, отказавшиеся от человечности ради силы и бессмертия.
Вы, думаю, уже вспомнили, в скольких аниме видели примерно такое устройство магии. Даже «Наруто», «Ван Пис» и «Блич» - три гиганта индустрии - брали элементы оттуда, кто-то больше, кто-то меньше.
Основная причина та же - система такова, потому что это простейший возможный вариант, для него нет надобности придумывать и балансировать собственные правила. Однако к этой базовой основе добавлены кое-какие элементы, взятые из традиционных японских верований.