Ловчие слова

Oct 15, 2020 10:31


Это ожидание чуда - точно в крови у всего русского народа. Мы родились с ним на свет божий. Иначе невозможно жить, Сергей Фирсыч, страшно жить ( Read more... )

сектоведческое, психология, минутка воспоминаний

Leave a comment

Comments 40

poiupredatel October 15 2020, 08:43:26 UTC
Как-то вы на мой вкус накрутили. Ну да, часто в разных группах возникает своя особенная лексика (слова-маркеры). Ну да, к человеку использующему маркеры твоей группы (что слова, что общий стиль общения, что поведение, что внешний вид) ты относишься с бОльшим доверием. Ну да, люди которые хотят манипулировать в направлении некоей целевой аудитории чаще всего пытаются "сойти за своих". Для пожилых тётенек жулик примет форму солидного господина в белом халате с научной терминологией (вся реклама БАДОВ так и выглядит), для православных - в монашеском облачении с кучей церковнославянских слов и рассказом о чудесах, для молодёжи - в актуально-модных шмотках с апелляцией к крутости, бунтарству и популярности. Вполне очевидные вещи - если жулик хочет внушить доверие он мимикрирует под своего. Но есть и просто люди разделяющие все маркеры не с елью обмана а потому что и правда входят в то же самое сообщество.

Reply

anairos October 15 2020, 09:02:37 UTC
О чём, собственно, и сказано в предпоследнем абзаце статьи :)

Статья как раз о том, что маркеры группы зачастую носят эмоциональный, а не рациональный характер. То есть если атеисты, скажем, узнают своих по специфическим убеждениям -- и их слова-маркеры обозначают именно эти убеждения -- то у православных в основе всё-таки эмоциональная доминанта. И священник, который выглядит как православный, использует православный понятийный аппарат, но не соответствует доминанте, воспринимается как "либерал" или "обновленец", то есть уже не совсем свой.

Reply

fedorprostof October 15 2020, 12:25:01 UTC
Любовь что носит рациональный характер . С Богом отношение личные же

Reply

poiupredatel October 15 2020, 17:26:12 UTC
Традиционно несогласен. Во-первых, эмоциональная доминанта в атеизме очень даже есть и довольно сильна. Для многих очень часто атеизм не какие-то там убеждения а ссылки на научность (буквально в виде пары расхожих фраз типа двойное-слепое-плацебо-тестирование, чайник рассела, лысина не цвет волос и тд) и неизбывное презрение к отсталой толпе. Во-вторых, этих самых "доминант" в православии полно на весь спектр. Кто-то ближе к полюсу "схиигумена Сергия" кто-то к полюсу Кураева (извиняюсь за такие слова) но назвать одних более православными (нормативными, типичными) чем другие неправильно.

Reply


duen_feen October 15 2020, 11:11:23 UTC
Ты знаешь, что делать. Не нужно больше раздумывать, прикидывать и сомневаться.

Мне кажется, это похоже на инструкции (уставы) для любой совместной деятельности. Я гл. бухгалтер, например. И если все первичные документы будут оформлены строго по инструкции, то в конце месяца сама собой в 1С сложится отчетность. Но от разных подразделений постоянно идет "креатив": а что если.., а можно...? Объяснять задолбаешься, иногда просто отправляешь его в ад подальше от работы с бумагами. Может и в религиях (учениях) так? С другой стороны, "не держись устава, аки слепой плетня", иначе зачем такой несознательный адепт.

Reply

anairos October 15 2020, 11:21:29 UTC
Задача ловчих слов в данном случае -- сформировать именно такое ощущение, какое возникает от толково составленных уставов и инструкций. Делай вот так, и всё получится.

Сложность, однако, в том, что в религии слепо исполнять пусть даже толково составленную инструкцию, не понимая и не пытаясь понять, как и зачем она составлена -- не слишком хорошая идея. Если, конечно, основателям и лидерам не требуются именно несознательные адепты, которые будут слушаться и платить, а думать не будут.

Reply

fedorprostof October 15 2020, 12:28:52 UTC
Сугубо «рациональное « понимание Бога ( Его Воли ) противоречит дарованной свободе воли . Если б «рациональность « была б необходимым условием , то разбойник благочестивый в раю не оказался .

Reply

aikr October 15 2020, 15:23:17 UTC
Небесспорное утверждение. Можно рассматривать поведение разбойника как вполне рациональное, в полном соответствии с теорией игр (или, если так понятнее, как своеобразную форму пари Паскаля). От ругани на невинно распятого уж точно не будет толку, а попросить его помянуть себя - почему бы и нет.

Reply


_raido October 15 2020, 19:47:01 UTC
Я сейчас расколдовываю слово "триггер"; на одном из этапов читала Блейлера: "Аффективность. Внушение. Паранойя". Из позиции расколдовывания интереснее всего было то, что аффект тормозит все те ассоциации, которые противоречат ему, и способствуют возникновению тех ассоциаций, которые ему соответствуют. И то, что само внимание имеет аффективную природу. Благоговейное ожидание чуда бывает похоже на процесс исследования, если его придерживать, чтобы не захватил.

Reply

anairos October 16 2020, 05:03:45 UTC
Есть такой принцип доминанты: когда она сформирована, то даже те сигналы, которые должны были её ослаблять, начинают, наоборот, усиливать.

Работает не только в живых организмах, но и вообще в любых достаточно сложных системах.

Reply


egovoru October 15 2020, 21:32:27 UTC
"У русского православия есть чёткая эмоциональная доминанта"

Именно у русского, а у византийского - нет?

Reply

anairos October 16 2020, 05:05:43 UTC
О византийском православии можно сейчас говорить только в прошедшем времени :) Но, насколько я могу судить, там оно тоже было, хотя и не в такой степени.

Как с этим сейчас в других православных церквях, не могу сказать, поскольку мало о них знаю.

Reply


karpion October 15 2024, 11:39:33 UTC
Русский мужик убивал докторов и землемеров потому, что они были чужие, городские, начальство. А длительный опыт общения с этими категориями людей убеждал мужика в том, что от них следует ждать плохого: новых налогов, мобилизации на работы или в армию, уменьшения земельных наделов в пользу помещика или государства (например, на строительство жел.дороги) или ещё какой-нибудь пакости.

Reply

anairos October 15 2024, 12:07:40 UTC

Не только поэтому.

Но само это иррациональное, бездумное принятие одних и отвержение других в значительной степени и вызвано восприятием мира через эмоциональные доминанты.

Reply


Leave a comment

Up