Это ожидание чуда - точно в крови у всего русского народа. Мы родились с ним на свет божий. Иначе невозможно жить, Сергей Фирсыч, страшно жить
( Read more... )
Как-то вы на мой вкус накрутили. Ну да, часто в разных группах возникает своя особенная лексика (слова-маркеры). Ну да, к человеку использующему маркеры твоей группы (что слова, что общий стиль общения, что поведение, что внешний вид) ты относишься с бОльшим доверием. Ну да, люди которые хотят манипулировать в направлении некоей целевой аудитории чаще всего пытаются "сойти за своих". Для пожилых тётенек жулик примет форму солидного господина в белом халате с научной терминологией (вся реклама БАДОВ так и выглядит), для православных - в монашеском облачении с кучей церковнославянских слов и рассказом о чудесах, для молодёжи - в актуально-модных шмотках с апелляцией к крутости, бунтарству и популярности. Вполне очевидные вещи - если жулик хочет внушить доверие он мимикрирует под своего. Но есть и просто люди разделяющие все маркеры не с елью обмана а потому что и правда входят в то же самое сообщество.
О чём, собственно, и сказано в предпоследнем абзаце статьи :)
Статья как раз о том, что маркеры группы зачастую носят эмоциональный, а не рациональный характер. То есть если атеисты, скажем, узнают своих по специфическим убеждениям -- и их слова-маркеры обозначают именно эти убеждения -- то у православных в основе всё-таки эмоциональная доминанта. И священник, который выглядит как православный, использует православный понятийный аппарат, но не соответствует доминанте, воспринимается как "либерал" или "обновленец", то есть уже не совсем свой.
Традиционно несогласен. Во-первых, эмоциональная доминанта в атеизме очень даже есть и довольно сильна. Для многих очень часто атеизм не какие-то там убеждения а ссылки на научность (буквально в виде пары расхожих фраз типа двойное-слепое-плацебо-тестирование, чайник рассела, лысина не цвет волос и тд) и неизбывное презрение к отсталой толпе. Во-вторых, этих самых "доминант" в православии полно на весь спектр. Кто-то ближе к полюсу "схиигумена Сергия" кто-то к полюсу Кураева (извиняюсь за такие слова) но назвать одних более православными (нормативными, типичными) чем другие неправильно.
Ты знаешь, что делать. Не нужно больше раздумывать, прикидывать и сомневаться.
Мне кажется, это похоже на инструкции (уставы) для любой совместной деятельности. Я гл. бухгалтер, например. И если все первичные документы будут оформлены строго по инструкции, то в конце месяца сама собой в 1С сложится отчетность. Но от разных подразделений постоянно идет "креатив": а что если.., а можно...? Объяснять задолбаешься, иногда просто отправляешь его в ад подальше от работы с бумагами. Может и в религиях (учениях) так? С другой стороны, "не держись устава, аки слепой плетня", иначе зачем такой несознательный адепт.
Задача ловчих слов в данном случае -- сформировать именно такое ощущение, какое возникает от толково составленных уставов и инструкций. Делай вот так, и всё получится.
Сложность, однако, в том, что в религии слепо исполнять пусть даже толково составленную инструкцию, не понимая и не пытаясь понять, как и зачем она составлена -- не слишком хорошая идея. Если, конечно, основателям и лидерам не требуются именно несознательные адепты, которые будут слушаться и платить, а думать не будут.
Сугубо «рациональное « понимание Бога ( Его Воли ) противоречит дарованной свободе воли . Если б «рациональность « была б необходимым условием , то разбойник благочестивый в раю не оказался .
Небесспорное утверждение. Можно рассматривать поведение разбойника как вполне рациональное, в полном соответствии с теорией игр (или, если так понятнее, как своеобразную форму пари Паскаля). От ругани на невинно распятого уж точно не будет толку, а попросить его помянуть себя - почему бы и нет.
Я сейчас расколдовываю слово "триггер"; на одном из этапов читала Блейлера: "Аффективность. Внушение. Паранойя". Из позиции расколдовывания интереснее всего было то, что аффект тормозит все те ассоциации, которые противоречат ему, и способствуют возникновению тех ассоциаций, которые ему соответствуют. И то, что само внимание имеет аффективную природу. Благоговейное ожидание чуда бывает похоже на процесс исследования, если его придерживать, чтобы не захватил.
О византийском православии можно сейчас говорить только в прошедшем времени :) Но, насколько я могу судить, там оно тоже было, хотя и не в такой степени.
Как с этим сейчас в других православных церквях, не могу сказать, поскольку мало о них знаю.
Русский мужик убивал докторов и землемеров потому, что они были чужие, городские, начальство. А длительный опыт общения с этими категориями людей убеждал мужика в том, что от них следует ждать плохого: новых налогов, мобилизации на работы или в армию, уменьшения земельных наделов в пользу помещика или государства (например, на строительство жел.дороги) или ещё какой-нибудь пакости.
Но само это иррациональное, бездумное принятие одних и отвержение других в значительной степени и вызвано восприятием мира через эмоциональные доминанты.
Comments 40
Reply
Статья как раз о том, что маркеры группы зачастую носят эмоциональный, а не рациональный характер. То есть если атеисты, скажем, узнают своих по специфическим убеждениям -- и их слова-маркеры обозначают именно эти убеждения -- то у православных в основе всё-таки эмоциональная доминанта. И священник, который выглядит как православный, использует православный понятийный аппарат, но не соответствует доминанте, воспринимается как "либерал" или "обновленец", то есть уже не совсем свой.
Reply
Reply
Reply
Мне кажется, это похоже на инструкции (уставы) для любой совместной деятельности. Я гл. бухгалтер, например. И если все первичные документы будут оформлены строго по инструкции, то в конце месяца сама собой в 1С сложится отчетность. Но от разных подразделений постоянно идет "креатив": а что если.., а можно...? Объяснять задолбаешься, иногда просто отправляешь его в ад подальше от работы с бумагами. Может и в религиях (учениях) так? С другой стороны, "не держись устава, аки слепой плетня", иначе зачем такой несознательный адепт.
Reply
Сложность, однако, в том, что в религии слепо исполнять пусть даже толково составленную инструкцию, не понимая и не пытаясь понять, как и зачем она составлена -- не слишком хорошая идея. Если, конечно, основателям и лидерам не требуются именно несознательные адепты, которые будут слушаться и платить, а думать не будут.
Reply
Reply
Reply
Reply
Работает не только в живых организмах, но и вообще в любых достаточно сложных системах.
Reply
Именно у русского, а у византийского - нет?
Reply
Как с этим сейчас в других православных церквях, не могу сказать, поскольку мало о них знаю.
Reply
Reply
Не только поэтому.
Но само это иррациональное, бездумное принятие одних и отвержение других в значительной степени и вызвано восприятием мира через эмоциональные доминанты.
Reply
Leave a comment