Ловчие слова

Oct 15, 2020 10:31


Это ожидание чуда - точно в крови у всего русского народа. Мы родились с ним на свет божий. Иначе невозможно жить, Сергей Фирсыч, страшно жить ( Read more... )

сектоведческое, психология, минутка воспоминаний

Leave a comment

poiupredatel October 15 2020, 08:43:26 UTC
Как-то вы на мой вкус накрутили. Ну да, часто в разных группах возникает своя особенная лексика (слова-маркеры). Ну да, к человеку использующему маркеры твоей группы (что слова, что общий стиль общения, что поведение, что внешний вид) ты относишься с бОльшим доверием. Ну да, люди которые хотят манипулировать в направлении некоей целевой аудитории чаще всего пытаются "сойти за своих". Для пожилых тётенек жулик примет форму солидного господина в белом халате с научной терминологией (вся реклама БАДОВ так и выглядит), для православных - в монашеском облачении с кучей церковнославянских слов и рассказом о чудесах, для молодёжи - в актуально-модных шмотках с апелляцией к крутости, бунтарству и популярности. Вполне очевидные вещи - если жулик хочет внушить доверие он мимикрирует под своего. Но есть и просто люди разделяющие все маркеры не с елью обмана а потому что и правда входят в то же самое сообщество.

Reply

anairos October 15 2020, 09:02:37 UTC
О чём, собственно, и сказано в предпоследнем абзаце статьи :)

Статья как раз о том, что маркеры группы зачастую носят эмоциональный, а не рациональный характер. То есть если атеисты, скажем, узнают своих по специфическим убеждениям -- и их слова-маркеры обозначают именно эти убеждения -- то у православных в основе всё-таки эмоциональная доминанта. И священник, который выглядит как православный, использует православный понятийный аппарат, но не соответствует доминанте, воспринимается как "либерал" или "обновленец", то есть уже не совсем свой.

Reply

fedorprostof October 15 2020, 12:25:01 UTC
Любовь что носит рациональный характер . С Богом отношение личные же

Reply

poiupredatel October 15 2020, 17:26:12 UTC
Традиционно несогласен. Во-первых, эмоциональная доминанта в атеизме очень даже есть и довольно сильна. Для многих очень часто атеизм не какие-то там убеждения а ссылки на научность (буквально в виде пары расхожих фраз типа двойное-слепое-плацебо-тестирование, чайник рассела, лысина не цвет волос и тд) и неизбывное презрение к отсталой толпе. Во-вторых, этих самых "доминант" в православии полно на весь спектр. Кто-то ближе к полюсу "схиигумена Сергия" кто-то к полюсу Кураева (извиняюсь за такие слова) но назвать одних более православными (нормативными, типичными) чем другие неправильно.

Reply

anairos October 15 2020, 17:34:15 UTC
Разница между Кураевым и Сергием как раз в убеждениях, а не в той эмоциональной атмосфере, в которой они живут сами и транслируют её окружающим.

А вот, скажем, у Кочеткова атмосфера совершенно иная, из-за чего он и воспринимается весьма многими как "ненормативный" православный.

Reply

poiupredatel October 15 2020, 18:09:41 UTC
Простите, вы наверное не поняли, я имел в виду _современного_ Кураева (ещё раз извиняюсь за это слово). Того самого который раскапывает все стыдные, неоднозначные и мрачные страницы церковной истории и радостно вываливает почтитателям. Того который долго рассуждал "жалея" пожилых священников на долгих службах про то что лучше- биотуалет в алтаре или памперс под рясой. Большую противоположность "благоговейного сосредоточенного внимания" и представить трудно. Но это всё равно православие, уродливое, крайнее, утрированное но вполне в формате, так же как и бывший схиигумен это уродливая и утрированная (и тоже "форматная") противоположная крайность. Ну а "весьма многие" воспринимающие что-то как "ненормативное" так это черта вовсе не православия а любой массовой идеологии с достаточно большим числом не очень далёких сторонников. Когда любое отличие от шаблона (часто вообще только что выдуманного на коленке) воспринимается как чуждость.

Reply

grey_horse October 16 2020, 05:01:03 UTC
У Кураева один раз проскочила очень неожиданная фраза, что, возможно, ушедшие (из Церкви) были не менее святы, чем оставшиеся: https://diak-kuraev.livejournal.com/2971037.html После этого, мне кажется, нельзя сказать, что он просто обличает пороки конкретных людей, а в целом остается православным.

Reply

poiupredatel October 16 2020, 05:13:10 UTC
Конечно нельзя. Но тут тонкость, точнее даже две. Кураев разумеется уже давно не православный, но его игра (образ, если хотите) требует формально оставаться в этом статусе, чтобы разрыв происходил именно со стороны церкви. Поэтому все его слова это "то что в принципе мог бы сказать православный" (когда он не в духе, когда он нашёл "жареный" акт, когда решил полиберальничать) а антицерковными и антиправославными они становятся только в комплексе и в контексте. Ну и второе - и Кураев и "схиигумен" оба запрещены в служении. Я специально использовал их как маркеры чтобы очертить границу - православный это тот кто слабее по "либерализму" чем первый и слабее по "консерватизму" чем второй. И пространство возможностей получается очень широким, никакой чёткой доминанты в виде "благоговейного внимания" и близко нет. Впрочем это давняя беда автора, считая себя знатоком православия он зачастую позволяет себе излишне резкие и недостаточно обоснованные обобщения основываясь на отдельных известных ему случаях.

Reply

sv_vida_nueva October 16 2020, 07:44:52 UTC
А что вообще произошло с Кураевым (вопрос ко всем, кто в теме)? Он резко изменился после скандала с Pussy Riot, где занял более уравновешенную позицию, чем патриарх, но причина в чем? Если кто-нибудь знает, конечно, или имеет обоснованную версию... В то, что ему теперь "платит" некая другая сторона, я как-то не очень верю... Хотя по-человечески он никогда не был мне симпатичен, но писал/рассказывал порой очень интересно, и не могу поверить, что ту свою позицию он озвучивал просто за деньги...

Прошу прощения, если это оффтоп...

Reply

poiupredatel October 16 2020, 09:24:47 UTC
Да кто же его знает, что там с ним произошло. Лично я заметил изменения когда он на выборах патриарха начал топить против Климента забыв про всякие приличия. Можно предположить что в награду за своё "выслуживание" хотел получить от патриарха что-то достаточно серьёзное, получил меньше чем ожидал и теми же методами стал устраивать "чёрный пиар" против Кирилла и всей системы в целом.
Вообще Кураев мне сейчас напоминает Лео Таксиля, он одно время тоже "переходил" на сторону церкви, а потом начал обличать её с утроенным рвением.

Reply

grey_horse October 16 2020, 11:36:45 UTC
Только в случае Таксиля "переход" изначально был задуман как мистификация.

Reply

poiupredatel October 16 2020, 12:47:27 UTC
Это вы со слов неоднократно обманывавшего человека говорите?)))
И в мистификаторстве Таксиля можно сомневаться (Сколько Таксиль "мистифицировал", 12 лет? Шутка подзатянулась.) и в искренности веры Кураева (переход студента с факультета научного атеизма тоже событие сомнительное). Параллели прямо напрашиваются.

Reply

sv_vida_nueva October 16 2020, 16:57:02 UTC
Насчет перехода с факультета научного атеизма, тут особого криминала я не вижу. Бывают резкие перемены в убеждениях, тем более в юные годы.

Reply

sv_vida_nueva October 16 2020, 16:55:01 UTC
Ту ситуацию с выборами я пропустила, но вообще не удивилась бы: он и тогда казался человеком, слабо знакомым с "приличиями". Вспоминается, например, его интересная лекция об инквизиции, по окончании которой он, перейдя к другим темам, начал поминать "жидов" налево и направо.

Reply

grey_horse October 16 2020, 11:35:50 UTC
Как вариант - он всегда занимал позицию "против мейнстрима". А скандал с P.R. показал, что мейнстрим ощутимо изменился.

Reply

poiupredatel October 16 2020, 13:00:48 UTC
Кстати, насчёт скандала. Мне одному кажется нелогичным, что он так внезапно возлюбил и проникся к пуськам, при том что ранее этот же человек откровенно мочил сектантов и протестантов (как говорят, тоже с грязными приёмами и передёргиваниями). Так что его "противомейнстримность" бывает очень избирательная.

Reply


Leave a comment

Up