На днях вышел тут у меня спор с одним православным.
[подробности спора...]Началось все с того, что он выложил ссылку на приходскую историю. К мудрому батюшке пришла грустная прихожанка и сказала, что не может найти в себе ничего хорошего, одно только плохое
( Read more... )
Вы слишком формально судите того батюшку. Это в духе другой притчи, про богомольную девицу, которая пришла к духовнику и просила наложить на нее какой-нибудь особенный обет, сверх постов и правил, которые она и так выполняет. А поп сказал: "Кушай, что хочешь, деточка, только ни с кем не ругайся".
По форме все это конечно сильно противоречит уставу. Как это: ешь что хочешь? Т.е. поп посты разрешил не соблюдать? Нет, он видит, что у девицы проблемки совсем в другом месте, и они куда хуже несоблюдения постов. Человек НЕ ПОНИМАЕТ, а лезет через две ступеньки и свернет шею. И духовник - как и всякий грамотный учитель - дает поправку в нужную сторону. В дзенском монастыре бы палкой стукнули, а здесь так.
Вот в дзене говорят: "Убей Будду, убей патриарха, убей отца и мать" Как это соотносится с обетами буддизма, где главный и первый - запрет на убийство? Ваше недоумение именно такого рода.
Я вообще не сужу того батюшку, и статья не о нем. Статья о странном положении русского православия, в котором вообще нет четкого понимания, в какого Бога православный верит, и каких поступков от него этот Бог ждет.
Не то, что судите, но используете как пример "неправильного понимания". А откуда вы знаете - как на самом деле тот поп ПОНИМАЕТ? Христианство основано на очень сложном, многоплановом мифе, на разных уровнях он открывается по-разному. Вы же требуете ясности, как в гарнизонном уставе. При таком подходе многоуровневое сооружение схлопывается, остается голый плац с попом и новобранцами: Делай - раз! Делай - два".
И снова мимо. Неправильное понимание не у него, а у моего собеседника, который не в состоянии уразуметь, насколько его религия изменилась за две тысячи лет.
Миф христианства не так уж сложен. Тот же Шива в плане многоуровневости смыслов настолько круче, что христиане до сих пор считают его, а особенно его супругу во всех ее обликах, воплощением зла - в принципе не могут уразуметь, как настолько мрачная фигура, как Кали, может в то же время быть прекрасной и благой.
=Средний православный сейчас искренне верит, будто исповедует ту же религию, что Иоанн Богослов, Василий Великий, Иосиф Волоцкий и Серафим Саровский. ... Когда пытаешься указать ему, насколько другой стала его вера, он, как правило, даже не раздражается - просто не слышит.=
Вот и начали бы с того, чтобы сказали бы погромче, раз не слышат. В чём именно вера современного православного отличается от веры Василия Великого, из поста понять непросто. Само учение об аде радикально не отрицается, а его точный облик никогда не фиксировался, только на уровне видений. Души мучаются, но как именно - остаётся тайной. Отправляются ли туда грешники пачками, эшелонами или незначительными единицами, также остаётся тайной.
При этом покаяние и прощение грехов присутствует ещё в Евангелиях, и было с христианством всегда. Вопрос надо обсуждать предметнее. Нормы бытового благочестия меняются, но они менялись всегда.
Точный облик ада описан в Евангелиях, нет? Огонь вечный, куда Бог извергает грешников. Как конкретно понимать этот огонь, действительно уже частности, но основное понятно: место мучения, созданное Богом для сатаны, но заодно уж и людей можно туда заключить.
И вот этот переход от места мучений, созданного Богом для всех, кто Ему не угодил, к месту добровольного изгнания тех, кто не желает быть с Богом - очень значительная перемена, потому что она вообще не про ад, а про Бога. Если довести эту мысль до логического конца, она меняет практически всё.
Бог превращается из всесильного чудовища, которому нужно поклоняться, потому что он сильнее всех и жестоко карает своих врагов, в путеводную звезду, которая указывает, куда идти, и помогает преодолеть преграды, но никого не осуждает и не принуждает.
Даже концепция конца света с таким Богом начинает скорее напоминать зороастрийскую: Бог воскресит своих и заберет их в Свое Царство, а все, кто предпочел быть с дьяволом, останутся с ним в вечной тьме.
Вечный огонь - это вообще-то рай. Просто грешник не может там находиться. Он сгорит в секунду. Мелкая душонка не выдержит накала и развалится на мю-мюоны. Потому грешникам рай кажется адом. А в раю живут ангелы. Они сделаны из света.
=И вот этот переход от места мучений, созданного Богом для всех, кто Ему не угодил, к месту добровольного изгнания тех, кто не желает быть с Богом - очень значительная перемена=
Я не могу понять, почему это значительная перемена. Мне кажется, это какое-то жонглирование словами. Вообще, в христианстве не принято говорить фразы типа "ты не угодил Богу". Грех имеет более глубокую природу, связанную с онтологическим злом. "Угодил" - это примитивная бытовая лексика.
У каждого человека есть возможность покаяться, отречься от греха и придти ко Христу. Тот, кто этого не делает, по своей воле и добровольно выбирает Ад, и его ожидают мучения. Какие именно - покрыто тайной.
Это всё при том, что в современном русском православии одновременно существуют два несовместимых между собой взгляда на Бога. Один из них - традиционный и существовал изначально, второй появился и стал популярен среди интеллигенции примерно в 19 веке.
При этом сторонники второго взгляда не осознают, насколько он новый, и свято уверены, что христианство всегда было ровно таким, как у них.
Бог не сотворял ада даже по Библии. Если ты читал Библию, то Бог сидел в виде Агнца под именем Альфа и Омега в Небесном Иерусалиме. Бог вообще земными делами мало интересуется. Потому Иисус улетел на небо к Богу. А на Земле правит Дьявол, который Князь мира сего. Следовательно, ад сотворили себе сами грешники. Он у них в голове.
А Бог Израиля - не Яхве, а Саваоф. Яхве - это ангел, который разговаривал на горе с Моисеем и который также являлся Аврааму.
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь.
То есть Иегова (Яхве) - это посланник от Саваофа, глашатай.
Comments 146
По форме все это конечно сильно противоречит уставу. Как это: ешь что хочешь? Т.е. поп посты разрешил не соблюдать? Нет, он видит, что у девицы проблемки совсем в другом месте, и они куда хуже несоблюдения постов. Человек НЕ ПОНИМАЕТ, а лезет через две ступеньки и свернет шею. И духовник - как и всякий грамотный учитель - дает поправку в нужную сторону. В дзенском монастыре бы палкой стукнули, а здесь так.
Вот в дзене говорят: "Убей Будду, убей патриарха, убей отца и мать" Как это соотносится с обетами буддизма, где главный и первый - запрет на убийство? Ваше недоумение именно такого рода.
Reply
Reply
Reply
Миф христианства не так уж сложен. Тот же Шива в плане многоуровневости смыслов настолько круче, что христиане до сих пор считают его, а особенно его супругу во всех ее обликах, воплощением зла - в принципе не могут уразуметь, как настолько мрачная фигура, как Кали, может в то же время быть прекрасной и благой.
Reply
Поток сознания какой то. Взяли бы с богословом подискутировали.
Reply
Вот и начали бы с того, чтобы сказали бы погромче, раз не слышат. В чём именно вера современного православного отличается от веры Василия Великого, из поста понять непросто. Само учение об аде радикально не отрицается, а его точный облик никогда не фиксировался, только на уровне видений. Души мучаются, но как именно - остаётся тайной. Отправляются ли туда грешники пачками, эшелонами или незначительными единицами, также остаётся тайной.
При этом покаяние и прощение грехов присутствует ещё в Евангелиях, и было с христианством всегда. Вопрос надо обсуждать предметнее. Нормы бытового благочестия меняются, но они менялись всегда.
Reply
И вот этот переход от места мучений, созданного Богом для всех, кто Ему не угодил, к месту добровольного изгнания тех, кто не желает быть с Богом - очень значительная перемена, потому что она вообще не про ад, а про Бога. Если довести эту мысль до логического конца, она меняет практически всё.
Бог превращается из всесильного чудовища, которому нужно поклоняться, потому что он сильнее всех и жестоко карает своих врагов, в путеводную звезду, которая указывает, куда идти, и помогает преодолеть преграды, но никого не осуждает и не принуждает.
Даже концепция конца света с таким Богом начинает скорее напоминать зороастрийскую: Бог воскресит своих и заберет их в Свое Царство, а все, кто предпочел быть с дьяволом, останутся с ним в вечной тьме.
Reply
Reply
Я не могу понять, почему это значительная перемена. Мне кажется, это какое-то жонглирование словами. Вообще, в христианстве не принято говорить фразы типа "ты не угодил Богу". Грех имеет более глубокую природу, связанную с онтологическим злом. "Угодил" - это примитивная бытовая лексика.
У каждого человека есть возможность покаяться, отречься от греха и придти ко Христу. Тот, кто этого не делает, по своей воле и добровольно выбирает Ад, и его ожидают мучения. Какие именно - покрыто тайной.
Reply
Вы это всё сами придумали, или кто - то подсказал?
Reply
При этом сторонники второго взгляда не осознают, насколько он новый, и свято уверены, что христианство всегда было ровно таким, как у них.
Reply
А Бог Израиля - не Яхве, а Саваоф. Яхве - это ангел, который разговаривал на горе с Моисеем и который также являлся Аврааму.
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне
говорится: на горе Иеговы усмотрится.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
и сказал: Мною клянусь, говорит Господь.
То есть Иегова (Яхве) - это посланник от Саваофа, глашатай.
Reply
Leave a comment