Одной из кардинальных проблем теории познания, поставленной ещё античными философами, является вопрос о том, каким образом, или вернее, каким способом внешний мир во всём многообразии его сторон и связей переводится в состояние знания, превращается в мир идеального, служащий основой ориентировки человека в реальном мире вещей и основой их преобразования в соответствии с его потребностями и интересами.
Несмотря на вековые усилия со стороны выдающихся философов и естествоиспытателей вопрос этот до сих пор остаётся не до конца выясненным, и никто не может сказать, будет ли он когда-либо исчерпан полностью. При этом надо заметить, что вопрос этот остаётся тайной тайн в самом существенном своём моменте - как возникают новые мысли, новые идеи, как осуществляется творческий процесс в мышлении.
Надо отметить, что естествоиспытатели стремятся открыть тайну рождения мысли экспериментально-опытным путём. Однако, как показывает история познания, далеко не всякую истину можно добыть экспериментально. Любой эксперимент может дать лишь те или иные факты. Но что лежит за этими фактами, какая сущность скрывается за обнаруживаемыми в экспериментах явлениями, этого нам не откроет никакая сумма экспериментов. Тайну рождения мысли может открыть лишь сама мысль, наш собственный процесс мышления, опирающийся не на одни лишь экспериментальные данные, но и на всемирный опыт человеческого разума. Недаром проблема познания мира как проблема рождения идеального является проблемой проблем в теории познания как раздела философии, а не какой-либо частной научной дисциплины о мышлении и мозге, опирающейся на эксперимент.
Теория познания, стремящаяся решить проблему мышления как проблему перевода внешнего во внутреннее, материального в идеальное, объективного в субъективное и обратно существенно отличается от специальных теорий и научных дисциплин. Последние относятся к ограниченной сфере реальности и исходят из некоторых предпосылок (аксиом), принимаемых ими как данные, неанализируемые в силу их очевидности. Теория же познания, стремящаяся выявить и исследовать сами условия происхождения идеального, не может исходить из подобных предпосылок, что обусловливает появление в ней различных, как правило, взаимоисключающих концепций по основам познания - материалистических и идеалистических, рационалистических и эмпирических, интуитивистских и интеллектуалистских и т.д.
Ориентированная на поиски всеобщих оснований знания, теория познания, в отличие от частных теоретических дисциплин, не может быть дедуктивной теорией, а выступает в зависимости от мировоззренческой позиции того или иного мыслителя, той или иной школы в форме критического анализа различных познавательных образований в поиске искомых результатов. В связи с этим на протяжении исторического развития теории познания в её рамках сложились разнообразные, порой взаимоисключающие ответы на стоящие перед ней вопросы о природе знания и познавательного процесса.
Это разнообразие ответов свидетельствует о чрезвычайной сложности проблемы познания и вытекающей из этой сложности нерешённости стоящих перед теорией познания вопросов. Сложность здесь обусловлена самой природой познавательного процесса, природой мышления и его результатов. До сих пор неясен до конца механизм мышления, его характер, неясна природа человеческой мысли. Нет удовлетворительного ответа на вопрос о том, что такое знание, что такое познание. Нельзя признать за полноценный ответ, что знание - «объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира
1. Я знаю, что я ничего не знаю. Является ли это положение своеобразным выражением знания. Понятие абсолютно твёрдого тела тоже относится к разряду знания. Но считать знание абсолютно твёрдого тела за объективную реальность, данную нам в сознании, не приходится. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова знание трактуется как результат познания или как сведение о чём-либо
2. Понятно, что такая трактовка знания с научным его определением не имеет ничего общего. Научное же определение знания дальше характеристики его как идеального образования, являющегося отражением объективной (материальной) реальности, не пошло. Однако признать такое определение знания по его сути исчерпывающей характеристикой его природы вряд ли возможно. Не является таковой и определение познания как процесса приобретения и развития знаний, ибо эта характеристика не вскрывает природы познавательного процесса, его сущностных свойств, а указывает лишь на процесс движения знаний, но не его механизм и его характер. Ответы на поставленные вопросы могут приблизить нас к пониманию творческого характера человеческого мышления, что мы и попытаемся сделать в дальнейшем. Но предварительно необходимо хотя бы кратко остановиться на характеристике тех ответов на вопросы теории познания, которые были сформулированы предшествующим развитием философской мысли.
1 Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. 1996. С. 419.
2 С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М. 1995. С. 227, 689.
Познание и оценка. Часть 2. Краткий исторический экскурс в проблему познания. Познание и оценка. Часть 3. Роль оценки в познании.