Юродство против карнавальности

Jun 25, 2020 12:42



Вместо эпиграфа

Юродивый садится на камень, штопает лапоть и поёт, покачиваясь. http://operalib.eu/godunov/a_05.html

Борис Годунов Опера в четырёх действиях с прологом по произведению А.С. Пушкина.

Дополнение к этой статье злесь https://amygdally.livejournal.com/133905.html

Похоже, что тема Софийности до сих пор ещё малоисследована.

Мистическая сторона мира денег. Какой должна быть экономика здорового человека

image Click to view



Согласно Сергию Булгакову экономика-философия хозяйства-организация прилегающего мира окружающего человека. С точки зрения Булгакова эта организация должна следовать логике Софии-Божественной мудрости. София-премудрость Божия служит Богу в качестве некого плана творения мироздания. Отсюда возвышенное значение экономики и её духовное измерение.

Экономика является частью духовного цельного бытия человека. Это не просто забота о чем-то материальном, а наоборот. Экономика-практическое приложение к духовной практике. Это мистическое измерение экономики, связанное с реорганизацией окружающей среды в соответствии с законами порядка. Здесь нет материальной озабоченности. Здесь проявляется забота об окружающем мире от избытка сил, желания их отдать для улучшения мира.



Выпирающая материальность ненормальна-это подполье космоса. Материальная деятельность, направленная на извлечение прибыли-бытующее при капитализме определение экономики. Такое определение было известно в эпоху Аристотеля и азывалось это понятие не экономика и не хремастика, как говориться в видео, а Хремати́стика- термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Хрематистика происходит от нужды, неполноты, желания заполучить.

Свойство материи такого, что рано или поздно она засасывает и поглощает всё внимание, забирая все жизненные силы, что вызывает одержимость экономикой, что в результате может привести к унчтожению видов природы и человечества. Одержимость экономикой-социальная патология.

По Аристотелю экономика-это занятие благородного свободного человека, а хрематистика-дело отродья, отбросов. Такие люди-разрушители. Капитализм-общество нормативным типом которого становится мерзавец коренным образом отличающийся от солнечных софийных творцов, организаторов, домостроителей. Это люди у которых вместо солнца чёрная дыра, а вместо дара-желание что-то ухватить, сделать не своё своим.

Материя оскорбляет и пачкает если она становится самоцелью и вожделенна сама по себе, а если она является материалом для дара и творчества, то тогда материя просветляется.

По всей видимости, из такой передачи можно сделать вывод, что София-часть логоса Апполона, чьим символом является Солнце, но Апполон согласно предыдущим выступлениям Дугина- мужской, жёстко утверждающийся логос отца, но он может проявляться и в образе Афины Паллады, появившейся из расколотой головы Зевса..

Здесь возникают вопросы. Если Зевс, который является отцом Афины Паллады, выражает логос Апполона, то как Афина может быть представителем того же самого логоса если меджу ней и её отцом произошёл такой острый конфликт? А произошёл он скорее всего из за того, что жёстко организующий действительность в соответствии со своим представлением о норме логос Апполона сделался очень закрытым для развития, представляя собой актуальные на тот момент нормы и правила и предпочитая оставить всё в неизменности. Похоже, что в этом случае Афина Паллада являлась выражением представлений людей того времени о том, что позже стали называть Софией-Божьей премудростью, которая символизирует стремление следовать тенденциям будущего развития. Она  не находила себе применения будучи запертой в закостенелой структуре, но и Зевсу в это время пришлось помучиться из-за шума в голове так, что он всё-таки решился на вскрытие черепа..

Таким образом, София не тождественна логосу Апполона. Если логос Кибелы магринален по отношению к логосу Диониса, локализуясь за нижним его пределом, то логос Софии также является маргинальным, но только по отношению к логосу Апполона, выходя за верхний его предел.

Половую принадлежность логосов, скорее всего, можно определить как условную в том смысле,что, например, представителями логосов Кибелы и Софии могут становиться и мужчины.

Софийному человеку свойственно улавливать возможные варианты развития

событий. Например, Спаситель ещё не родился,

а волхвы уже ждали его. Приготовив дары, они отправились в путь следуя за

Звездой, которая указывала им путь. Они первыми поприветствовали младенца

Христа. Символ Софии-Звезда.

Вифлее́мская звезда́ - загадочное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, волхвы назвали «звездой». Увидев эту «звезду» на востоке (более точный перевод: на восходе) и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя там искомого, волхвы по совету царя Ирода отправились в Вифлеем Иудейский, где их путеводная звезда остановилась над местом, в котором увидели «Младенца с Мариею, Матерью Его»

Святой Иоанн Златоуст и Блаженный Феофилакт Болгарский считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды.

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2592%25D0%25B8%25D1%2584%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B5%25D0%25BC%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F_%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B4%25D0%25B0

Если образ логоса Апполона связан с освещающим и согревающим Солнцем и рассудочным познанием мира, то каким образом проявляет себя звездный свет? Возможно, логос Софии проявляется в интуитивном познании, вдохновении и озарении. Какова природа такого света, если его источник выше Солнца?
Возможно, звёздное сияние имеет природу Фаворского света.
Итак, апостолы на Фаворе становятся тайнозрителями нетварных Божественных энергий. Но почему же они не видели этой славы Христовой прежде, а увидели ее лишь теперь? Ведь Христос - с мига Воплощения - неизменно обладал этой славой, в совершенстве исполнявшей Его телесность. Просто ли Он скрывал от них Свою славу до этого момента, или же на Фаворе все же произошло нечто такое, что как раз и дало им возможность увидеть то, что прежде они попросту не были способны узреть? В наследии Паламы мы находим ясный ответ на этот наш вопрос: «Христос был таким же и прежде (до Фавора. - П.М.), при Преображении же Он вложил Божественную силу в очи апостолов и дал им воззреть и увидеть». Подтверждение этой мысли святитель Григорий находит и в творениях преподобного Максима Исповедника. Палама задается вопросом: что говорит об этом «святой Максим?», а затем отвечает цитатой из Исповедника: «Человеческий ум не смог бы подняться настолько, чтобы воспринять Божие озарение, если бы Сам Бог не увлекал его, освещая Своими лучами».
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpravoslavie.ru%2F105813.html
Подробнее про противостояние логоса Софии и низменно материалистической Кибелы: Женский логос? София и кризис Диониса

Возникает вопрос каким образом можно определить с представителем какого логоса имеешь дело.

Похоже,что поведение человека редко когда всё время определяется только одним логосом, однако какой-то все-таки, как правило, является ведущим. Возможно определить какой именно логос задаёт тон по степени его яркости, а таеже наблюдая за человеком в сложное время его жизни.
Человек по своей воле может менять стиль своего поведения.

А тут как раз Илюша много книжек прочитал.

О мистическом свойстве русского комизма упоминается в монографии Мережковского «Гоголь и чёрт.»

Русский комизм - I. Тайна смеха

image Click to view



Можно предположить, что для каждого логоса существуют наиболее характерныя функции комизма.

В основе сатирического текста лежит конфликт нормы и аномалии.

Смех который выявляет аномалию и указывает на неё-саитра горацианского типа (утверждается норма и обличается аномалия)

Возможно, что такой тип комизма характерен для представителей логоса Апполона, стремящигося к созданию структуры вертикальной иерархии.

Следствием создания такой структуры может стать то, что некоторые индивиды (маргиналы) в неё не впишутся и им, если они останутся живы, придётся создавать сообщество себе подобных.

Подробнее: Святые рептилии?! Или другое решение? Часть первая. Маргиналы

Похоже на то, что для речи представителей логоса Диониса могут быть характерны остроты-малые речевые высказывания, призванные вызвать улыбку, смешок. Как показывает Фрейд, анализируя дискурс речи, это связано с какими-то бессознательными структурами. Это игра знаков-перверсивный комизм. Речь идёт о цинических шутках, «агрессии и сексуальном домогательстве», скрытых в форме некой остроты. Смеховая игра приобретает двусмысленный характер когда комическое позволяет реализовать аномальное желание не выходя за рамки символической вселенной.Такие перверсивные комизмы находились в центре внимания Фрейда. Субъект как бы приостанавливает действие большой нормы и преследует аномалию, как объект своего интереса, причём она ему интересна именно как аномалия.

Мифологический комизм, возможно, характерен для представителей логоса Кибелы (о нём в книге Бахтина, посваящённой творчеству Франсуа Рабле.) Бахтин анализирует не только тексты Рабле, но прежде всего средневековый карнавал, говорит о том, что карнавальные действа со странными шутовскими обрядами восходят к античным римским сатурналиям, к отправлению культа древнейших богов. Карнавал предполагал переворачивание всех социальных отношений, ритуалов (коронацию дураков, каких-нибудь уродов, ритуальное избиение фигур изображающих духовенство или светскую власть), употребление в большом количестве спиртных напитков, непостной еды, использование запретных в обыденной жизни речевых жанров (брань, божба.) Это существование по ту сторону большой нормы. Бахтин подчёркивает, что эти карнавальные действа имеют мировоззренческий характер, уходят корнями в сатурналии. Бахтин здесь использует образ беременной смерти как образ культа умирающего и возрождающегося бытия.

Концепция Бахтина подвергалась критике и она должна быть скорректирована в связи с тем, что комические аномалии могут выполнеть некую означающую функццию, они могут обозначать феномены лежащие по ту сторону нашей вселенной: первозданный хаос, из которого всё происходит ( в ходе масленничной недели царит хаос, а с сожжением Масленницы восстанавливается порядок), преисподнюю-мир по ту сторону смерти и вообще по ту сторону божественного порядка, дьявольский порядок, зону за границей того, где обитают христиане. Поганый языческий мир мог изображаться при помощи комических аномалий. Иррациональные миры и пространства могли также получать свою символизацию в комических формах.

Для представителей логоса Софии характерна мениппейная комика не обязательно призванная вызвать смех, например, появление Иисуса Христа в повествовании Достоевского о Великом инквизиторе. Она радикально скептическая и деконструирующая. Аномалия призвана обличить норму, разрушая прежнюю нормальность-устойчивые представления о том, как нужно жить (юродство). Такая сатира за которой просматривается трансцендентная религиозная мудрость обличает не аномалию, а саму норму, утверждая находящуюмя за её пределами аномалию.

Таковы некоторые важнейшие и основные функции комизма, которые можно разглядеть в истории мировой литературы. Русская литература всю эту сложность в себя включает.

(Из дневника Святителя Николая Сербского)

https://geosts.livejournal.com/823792.html

Возможно, что мениппейная комика весьма характерна для такого персонажа как « Enfant terrible» (ужасный ребёнок.)

В переносном смысле, человек своим поведением, необдуманными речами, замечаниями шокирующий окружающих, коллег по работе, доставляющий им проблемы; предмет всеобщей тревоги и беспокойства

Источник: http://chtooznachaet.ru/perevod-i-znachenie-vyrazheniya-enfant-terrible.html

человек, ведущий себя не так, как все; член группы, партии, выступающий против общего мнения

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/3191/Enfant

Здесь нужно отметить, что, похоже, юродиевый-это тот же « Enfant terrible» (ужасный ребёнок), который является православным подвижником.

Подробнее: Святые рептилии? Или другое решение. Часть вторая.

В православии юродивые - слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений.

..Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис. 20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез. 4:15); Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос. 3). Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей, однако подобные поступки не являлись их аскетическими стремлениями.

Юродство - Википедия RU.WIKIPEDIA.ORG

Нужно отметить, что юродством (вне зависимости от связи этого понятия с религией) порой называют странное, непонятное, иногда эпатажное поведение, выходящее за рамки общепринятого способа действия и принятия решений.

Для персонажей художественных произведений представляющих логос Софии со свойственной ему мениппейной комикой характерна нестандартность и даже внесистемность, которую могут проявлять родственники знатных персон (например, принцессы), представители творческих профессий, лица без определённого рода занятий, бунтари, дети, старики, недотёпы.Часто в повествовании присутствует либо упоминаются высота (крыши, небо), глубина (море, лес), открытое пространство (например, площадь), культовые сооружения, служители культов, представители властей и происходят малообъяснимые события.

Больше "Дураков"!

Появление софийных персонажей часто происходит в ситуации явного кризиса, в связи с которым необходимо предпринимать экстраординарные усилия. Для выхода из кризиса такие персонажи могут устраивать антикарнавал.

Отпетые Мошенники-"Обратите внимание"

image Click to view



Особенно впечатляет как монашка пишет на стекле «Help» (помогите) губной помадой.. Похоже, что кризис назревал уже давно. Этот никому не нужный маскарад в рясах должен был прекратиться.

Характерная черта представителей логоса Софии-чуткость к переменам, способность улавливать тенденции развития событий и стремление поделиться своими мыслями и чувствами, что порой доставляет окружающим неудобство.

Владимир Высоцкий - Песнь о вещей Кассандре

image Click to view



Однако не стоит рассматривать софийных персонажей лишь как беспомощных чудаков неспособных к управлению и организвции. Примером обратного может послужить такой популярный во всём мире герой как Robin Hood, у которого предполагается реальный прототип принявший на старости лет монашиский постриг.

Ро́бин Гуд (этимологически верный вариант - Робин Худ; англ. Robin Hood) - популярный герой средневековых английских народных баллад, благородный предводитель лесных разбойников. По преданию, действовал со своей шайкой «Весёлых Шервудских Разбойников» (англ.)русск. в Шервудском лесу около Ноттингема - грабил богатых, отдавая добытое беднякам.

В одном из наиболее полных сборников английских баллад, опубликованных Фрэнсисом Чайлдом в XIX веке, насчитывается 40 произведений о Робин Гуде.

Робин Гуд - один из немногих, наряду с королём Артуром, легендарных героев английских баллад, вышедших за рамки фольклора и ставших важной культурной реалией, - на темы баллад о нём пишутся литературные произведения, ставятся спектакли, снимаются многочисленные фильмы и т. п.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD_%D0%93%D1%83%D0%B4

Софийные персонажи очень хорошо чувствуют ограниченность любой смстемы и, при возможности, для выхода из кризиса используют именно неучтённые факторы.

Rick Astley - Angels On My Side

image Click to view



Ключевым (по мнению Ильи) текстом русской сатирической литературы остаётся комедия Гоголя «Ревизор», где проявляется мистический смысл русского комизма, о котором писал Томас Манн.

Для меня произведением, где наиболее ярко проявляется мистический смысл русского комизма является «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина, о чём расскажу подробнее.

литература юмор, логосы, обсуждение передач софийность третья сил, религия

Previous post Next post
Up