Врата, находящиеся в Софийском соборе

Dec 04, 2018 19:56

При входе на западную паперть Софийского собора, что со стороны Владычного двора, находятся двери, известные под именем Магдебургских врат. Вероятно, врата были изготовлены в Магдебурге в 1152-1154 годах для кафедрального собора Успения Богоматери (построен в 1129-1144 гг.) в Плоцке. Они состоят из двух деревянных половинок (360х240). Каждая из них с внешней стороны обложена бронзовыми выпуклыми досками и разделяется поперечными бронзовыми каймами на семь отделений, из которых верхнее идет во всю ширину половинки, а остальные делятся продольною каймою пополам. Они покрыты неравным числом бронзовых пластин разной величины, и всего на вратах 48 досок, по 24 на каждой половинке.
На пластинах представлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические изображения, портреты мастеров-литейщиков Риквина, Вайзмута и Авраама, епископа Плоцкого Александра (?-1156) и архиепископа Магдебургского Вихмана (1152-1192).
Большинство изображений снабжено пояснительными надписями на латыни. В XV веке были добавлены надписи на русском языке.
Каким образом и в какое время врата очутились в Новгороде до сих пор точно неизвестно. Основные версии:
1) добыча татар, ограбивших плоцкий собор в 1241 году;
2) военный трофей князя Миндовга, захватившего Плоцк в 1262 и тогда же подарившего врата новгородскому архиепископу Далмату;
3) куплены новгородским архиепископом Василием Каликой в 1336 году;
4) дар плоцкого духовенства одному из литовских князей, находившихся в Новгороде в конце XIV - начале XV в.
Есть и другие баснословные версии, в соответствии с которыми врата называют Корсунскими или Сигтунскими.

Врата были привезены в Новгород в разобранном виде и собраны на месте. В свое время эти врата никогда не затворялись, а были отворенными внутрь церкви. Вход снаружи закрывался простыми деревянными дверями, которые хотя и защищали врата от вредного воздействия погоды, но все же не препятствовали попаданию на врата пыли, дождя и снега. В наше время врата находятся снаружи собора:



Первым описал врата Ф.П. Аделунг ( Корсунские врата находящиеся в Новгородском Софийском соборе, Москва, 1834).

Левая половинка
Первое отделение
1. Богоматерь и шесть апостолов. Надпись ПРЕЧИСТА. Эта надпись неоднократно встречается на вратах для означения непорочности Пресвятой Девы.
Примерно до V-VI столетия попадаются изображения апостолов в остроконечных шапках. Но потом апостолы изображались с обнаженными главами по двум причинам: во-первых, для означения, что они уже не Евреи , которые молились не иначе , как покрыв головы; а во-вторых, потому что в первом послании к Коринѳяном (гл. XI, ст . 4) сказано: „Всяк муж молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою."
2. Христос на троне с предстоящими Богоматерью и апостолами Петром и Павлом.
Возле главы Спасителя, на обеих сторонах, поставлено божественное имя І~С и Х~С, Іисус Христос, в известном греческом сокращении; а над ними апокалипсические буквы А и Ω, альфа и омега, начало и конец, означающие Искупителя.
Правая рука благословляет. Изображение благословления здесь и на других досках представлено по обряду западной церкви: указательный и средний пальцы подняты вверх, согнутый большой палец приложен к ним, а два другие прижаты к ладони.
3. На этой доске остальные шесть апостолов. Над ними надпись: DVODECIM AP~LI.
На вратах U и V часто употребляются одно вместо другого.




Второе отделение
4. Богоявление
Крещение Христово изображено слева на небольшой узкой доске. Иоанн, в короткой одежде, стоит возле Крещаемого, положив Ему на грудь правую руку. Святой Дух, нисходящий сбоку в виде голубя, помещен возле самой главы Христа и касается руки Крестителя. Вокруг главы Искупителя венец, прорезанный греческим крестом.
Надпись на этой доске: СI~НС ВАВТІZATUR.

Венец (nimbus) -глава окруженная лучами и пламенем. Это обозначение неземного существа встречается в древнейшие времена, как отличительный признак царского достоинства, и в этом значении употреблялся еще в IV веке до времен Каролингов, но после этого времени так стали обозначать только Бога и святых. Греческие художники прорезали венец крестом.

5. Благовещение
Здесь Архангел поставлен на агнце, как символ непорочности. Святой Дух в виде голубя приближается к голове Марии; одно крыло покоится на венце Девы, а другой поднято вверх над ним. В надписи над изображением выражено поздравление следующим образом: + АѴЕ МАRІА GRАСІА PLENA D~NS TECVM + GАВRІЕL

В средние века непорочность зачатия обычно изображалась через прикосновение к голове, иногда к уху Пресвятой Девы. Везде символический голубь парит над Пресвятой Девой и ниспускает лучистый свет на Ее голову.




6. Рождество Христово
С VIII столетия художники стали изображать при яслях Христовых вола и осла, не упомянутых в Писании. Потом, вероятно, вспомнили, что у Исаии (I, 5) сказано: Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Исраиль же мене не позна, и людие мои не разумеша




Третье отделение
7. Человек с книгой
8. Волхвы. Над волхвами надпись: ВОЛСВИ ПЕРСИСТІ ИДУТ КЪ ХР~У ЗДАРЫ

Из Писания мало известно о волхвах. Обычно их называют тремя царями, хотя в библии не сказано, сколько их было, и названы они только вообще волхвами (мудрецами). Но поскольку упоминается, что они принесли три разных подарка: золото, ливан и смирну, то Церковь приняла, что каждый из этих даров поднесен особым волхвом, и, следовательно, их пришло трое. Эти дары старались объяснить символически, что золото означает царский сан Христа, ливан (ладан) - Его Божество, а смирна - Его человечество.




9. Богоматерь со Спасителем на руках
Везде на вратах Младенец изображен одетым. На заднем плане изображена городская стена, значит место действия вне города (как и на доске № 6).
Над головою Богородицы надпись ПР~ЧИСТАЯ, а над Младенцем обыкновенное сокращение І~С Х~С.
По левую сторону от престола Богородицы стоит ангел, который правою рукою подает Спасителю шар, может быть символ владычества Его над землею. В левой руке держит длинный свиток, который есть знак Божеского послания.

В древние времена ангелы изображались в виде юношей в длинной одежде, без крыльев и других отличительных признаков. Как правило, ангелы изображались с посохом в руках, или для обозначения его власти и царственного достоинства, или как посланник Всевышнего: И глаголяй со мною имяше трость злату (Апокалипсис XXI, 15). Христианские художники всех времен пользовались символом крыльев для изображения скорости ангелов, как божественных вестников. Только Рафаэль не всегда использовал этот признак, потому что на его картинах и без этого узнают ангелов.
10. Рахиль
Эта отдельная фигура, подобно той, что доске № 7, никак не относится к изображению, помещенному рядом. Над головой в латинской надписи RACHEL, а в русской с ошибкой РАГХИЛЬ, вместо Рахиль. Возможно русский словорез просто транслитерировал латинскую надпись.




Четвертое отделение
11. Сретение Господне
По закону Моисееву, каждый перворожденный принадлежал Господу и посвящался на служение Ему, а потому через шесть недель по рождении был приносим во храм, в котором посвящался на богослужение, или выкупаем был за пять сиклей. Сверх того Моисей повелел, чтобы каждая жена, приходя в храм в первый раз по разрешении, приносила в жертву Господу агнца, а священнику молодую горлицу. Эту-то жертву приносить здесь Богоматерь; но потому как Она была не в состоянии совершить ее по предписанному правилу, то и принесла только горлицу. Такое снисхождение делалось по закону только для бедных, что и замечает один только евангелист Лука, говоря, что родители Христа, по известной бедности, не могли принести агнца.
Посвящающая, держа обеими руками очистительную жертву, подходить к алтарю, который здесь, состоишь из стола, завешенного ковром. Одеяние Богоматери составляешь та же немецкая домашняя одежда, как на предыдущих досках. Рукава очень широки, в особенности в нижней части. Действие происходить внутри храма.
На доске четыре надписи. Над главою Богоматери написано: СРЕТЕНИЕ Г~НЕ; выше, на правой стороне, обыкновенное Ее название: ПР~ЧТАЯ; под этой надписью слова: І~С Х~С; а на самом верху левой стороны: СВЯТЫХ СВЯТЯ




12. Священник в римской церковной одежде
В руке священника кадило. Над ним надпись ДIАКОНЪ.
13. Дверная рукоятка в виде головы льва, изображающей ад
В пасти льва видны пять человеческих голов, а к челюстям прикреплены две змеи. Странно, что изображение входа в ад употреблено для украшения рукояти церковных дверей. Вероятно, это сделано, чтобы подействовать на совесть входящих. Для усиление впечатления, позднейший толкователь сверху надписал предостережение: АДЪ ПОЖИРАЕ ГРЕШНЫХ




Пятое отделение
14. Встреча Марии и Елизаветы
Мария посещает Свою престарелую подругу Елизавету, которая обнимает Ее у входа в дом. На головах Обеих восточные повязки; а другая одежда подобна той, какую носили в Германии женщины простого звания в Средние века. Над ними надпись русская и латинская; в русской надписи сказано: МАРІА И ЕЛИСАВЕѲЪ ЧЕЛОВЯСТАСЯ; а в латинской: МАRIА ЕТ ЕLISАВЕТ.
15. Бегство Иосифа с Мариею и Иисусом в Египет

Святой Иосиф левою рукою держит за узду животное, а правою поднял над головой какое-то орудие, которое можно принять за опахало. Он остановил животное и, склонив голову, обращается к Богоматери с вопросом. Одежда его здесь такая, в какой он везде изображается на вратах, с той только разницей, что он здесь, как странник, в башмаках, а на голове у него небольшая остроугольная шляпа. Такого рода шляпы часто встречаются на древних изображениях, взятых из библейской истории, потому, вероятно, что иудеи в Средние века, для отличия, должны были носить остроугольные колпаки, по большей части белого цвета. От этого, особенно в имперских городах, остроугольная шляпа (Spitzhut) и еврейская шляпа(Judenhut) значило одно и тоже.
В русской надписи сказано: МАРІА МАТ ИС~ОВА СНИДЕ ВЬЕГVПЕ СО ІWСИФМ ; а в латинской: МАRІА МАTЕR ІНV DESCENDIT I~ ЕGВТV~ СU~ JOSEPH




16. Римский священник в церковной одежде
В руках держит открытый служебник. Над ним надпись ДIАКОНЪ.
17. Епископ Александр и два священника
Возле головы епископа Александра надпись: ALEXANDER E~PC DE BLVCICH, а против них выставлено русское имя: АЛЕКСАНДРЪ ЕП~КПЪ; но, к сожалению, самое важное: de Blucich, оставлено без перевода, который, может быть, сколько-нибудь объяснил бы это темное название.
Аделунг убедительно доказывает, что de Blucich (Блуцих) это испорченное Плоцк или Плоцко на Висле в Мазовецком воеводстве в Польше. Также точно как из славянского Липец произошло немецкое название Lipzk, Lipzik и Leipzig. В числе епископов Плоцких действительно есть Александр, который был избран в 1129 и управлял до 1156. О нем есть статья в польской википедии здесь , а также о копии врат в Плоцке здесь .




Шестое отделение
18. Взятие Пророка Илии на небо
О чудесном событии, которое изображено на этой доске, в Священном Писании сказано: И се колесница огненная, и кони огненнии, и разделиша между обема: и взят бысть Илиа вихром яко на небо.
Надпись на доске: ВЗЯ~Е ИЛIИ ПРОР~К ѠТ ЗЕМЛЯ ВЪ РІАИ




19. Два аллегорических изображения: крепость и убожество
Можно предполагать, что эти аллегорические группы изображают превратности жизни и непостоянство дел человеческих, и что это выражено тем, что одна и та же фигура является то сильным и гордым победителем, то поверженным на землю и униженным.
Над главною фигурой написано слово, которое можно принять за FORTITVDO, сейчас полностью закрытое привинченной каймою, под ним по-русски КРЕПОСТЬ. Внизу справа: PAVPERTAS, под ним перевод: УБОЖЕСТВО.
Подобные нравственные изображения, на которых добродетель представляются попирающим какой-нибудь порок, например: воздержность, попирающая роскошь, щедрость - скупость, добродушие- зависть, часто встречаются в Средние века.




Аделунг видел часть надписи FORTITVDO и срисовал:



Седьмое отделение
20. Мастер Риквин, изготовивший врата. В надписи ясно сказано: RIQVIN ME FEC~ (Риквин меня сделал). В руках литейный мастер Риквин держит инструменты: весы и клещи. Под ногами русская надпись: МАСТЕРЪ НИКВН МЕПЕГИ. Немецкое слово: мастер, употреблено как название художника. Имя Никвин вместо Риквин, кажется странным, тем более, что на конце нет Ъ. Невразумительное мепег и вероятно потому, что переводчик не понял что такое ME FEC.
21. Грехопадение
Адам и Ева еще в раю, стоят еще у древа познанию добра и зла, но им уже известно, что они наги - они закрываются длинными пальмовыми листьями. Над головою Адама надпись ADAM и АДАМЪ, а над головою Евы - EVA и ЕВГА (неупотребительное в славянском языке, потому что в библии она везде называется Евою). Слева от Адама подробное объяснение: АДАМЪ СНЕДОСТА Ѡ ПЛОДА ДРЕВУ




22. Мастер Авраам. Имеется надпись только на русском: МАСТЕРЪ АВРАМЪ. Возможно, это был русский мастер, собравший врата.
23. Сотворение Евы. Бог Отец вынимает Еву из Адама, на лице которого видны покорность и предчувствие уготовляемого ему счастья. Надпись поясняет: СОТВОРЕНІЕ АДАМЛЕ И ЕВГИНО.
24. Немецкий мастер Вайзмут, столь же неизвестный, как и два прежние. В латинской надписи VVAISMVTH, под изображением по-русски ВАИЗМУТЪ.




Правая половинка
Первое отделение
25. Христос, Судия мира
Эта доска занимает всю ширину правой половины врат.
Изображено второе пришествие Христово; здесь Спаситель представлен опирающимся на льва и дракона ( на аспида и василиска наступивши, и попереши льва и змиа) в окружении славы (glorie), в виде круга, украшенного в нижней половине звездами, а верхней и поддерживаемого четырьмя ангелами. В верхней части круга надпись DOMINVS VIRTVTVS (Dominus Virtutus). Под группой надпись IPSE OEST REX G~LE (gloriae), согласно со словами псалма: той есть царь славы.
Слева изображение солнца в виде мужской головы, справа луна в виде женской головы.
По углам помещены символы Евангелистов: Иоанн - орел, Матвей - юноша, Марк - лев, Лука - телец.




Второе отделение
30. Неизвестный мужчина, держащий в левой руке искривленное копье, а в правой длинный меч, обращенный вниз. Вверху надпись SIGERE.
27. Вход Христа в Иерусалим
Снизу на перекладине надпись: IN ASINO XPC VEH, то есть: In asino Christus vehitur.




26. Неизвестный мужчина, в левой руке держит развернутый свиток, на который указывает пальцем правой руки.
28. Справа - Сретение Христа с ваиями (пальмами) в Иерусалиме. На левой стороне, если смотреть на вратах, надпись IHE-RVЗA-MЭL, которая должна быть Hierusalem. Из G сделано русское З, а последнее Е повернуто наоборот. Что касается последнего слога mel, поставленного вместо lem, то такая перестановка букв произошла, вероятно, или от поспешности, или от незнания.
Слева на разгранке - воин, поражающий копьем лежащего у его ног льва.




Третье отделение
29. Юноша, держащий под левою рукою животное, которого видна только голова. Указательным пальцем правой руки показывает на открытую пасть животного; в левой руке держит что-то похожее на хлеб или пирог.
31. Лобзание Иудино. Слева апостол Петр с заплаканными глазами, затем Иуда, обняв руками шею своей жертвы, хочет прикоснуться устами к щеке Невинного. Два стражника в остроконечных шапках собираются взять Христа. Такие странные шапки в Средние века, кажется носили на головах военные люди: на многих памятниках в таких шапках встречаются воины.
На арке поясняющая надпись: S. PETRVS + IVDAS TRADIDIT X-PM, то есть: S. Petrvs. Judas tradidit Christum.




32. Человек, держащий змею, обвитую около его тела.
Изображения людей, держащие змей, или обвитые ими, часто встречаются в средние века, но точное значение этих символов до сих пор неизвестно. Вообще змея есть аллегорическое изображение зла, но иногда изображения змей встречаются с атрибутами плодородия.
33. Спаситель в темнице
Руки Спасителя привязаны к столбу, поддерживающего свод. Перед Искупителем стоит Ангел-утешитель. Сверху три стражника в остроконечных колпаках. Снизу русская надпись: БЕИЕНИЕ IC XBO У СТОЛПА, которая здесь совсем не по теме.




Четвертое отделение
34. Дверная рукоятка, приделанная к львиной челюсти, в которой видна голова с крыльями. Возможно, это означает дьявола, тем более, что это изображение находится симметрично с рукояткой первой половинки дверей, изображающею муку грешных.
35. Человек, с надписью КОРОЛЬ, держащий правою рукою на плече меч, а левою ножны у бедра; на голове его корона с зубцами.




36. Царь Ирод в такой же короне, как Король на предыдущей доске. Над царем надпись: HIERODES IMP~
37. Бичевание Христа. Надпись: IH~C, то есть Iеsus.




Пятое отделение
38. Распятие. Над головою Спасителя надпись, которую Пилат велел выставить на кресте. Здесь она изображена следующими буквами: RNE и, вероятно, означает: Rex Nazarenus Judaeorum.
39. Справа женщина, держащая в правой руке сосуд с крышкой, а левою опирающаяся на бедро.




40. Мужчина. Левою рукою взялся за кушак. Правая рука отломлена. Над ним вырезана буква А, которую сейчас не видно.
41. Мироносицы при гробе Христа.




Шестое отделение
42. Христово сошествие в ад
Если бы не надпись DESCEDIT AD I~FEROS, то понять, что изображено на доске было бы затруднительно. В левой руке Христа развернутый свиток, возвещающий преисподней счастливое послание о совершении великого подвига искупления.
43. Вихман, епископ Магдебургский. Архиепископ Вихман фон Зебург (1115-1192) прославился более воинскими подвигами, роскошной жизнью, нежели духовным управлением своего Епископства. Был избран в архиепископа в 1152 году с помощью подкупа.
К вратам не имеет никакого отношения. Предположить, что врата изготовлены по его заказу невозможно, потому что об этом не упомянуто ни в его биографии, не в подробных Магдебургских летописях.
В надписи, окружающей голову фигуры, сказано: WICMANNUS MEGIDEBURGE~SIS E~PC. Назван епископом (Episcopus) вместо архиепископа, вероятно, по недостатку места на доске. Магдебург с ошибкой: Megideburgensis вместо Magdeburgensis.




44. Христос среди двух Архангелов
Искупитель здесь изображен по воскресении, как победитель смерти и ада. По обеим сторонам головы Христа выставлено Его сокращенное имя I~C X~C, а над каждым ангелом написано: АРХ~НГЛЪ.
Это последнее изображение на вратах сюжетов, заимствованных из Библии. Следующие четыре доски не имеют никакой связи между собой и неизвестно зачем помещены на вратах.
45. Человек со сломанным мечом в правой руке, а левою держащийся за ножны.




Седьмое отделение
46. Три воина на драконе
47. Справа воин, отрубающий голову юноше; оба стоят на множестве детских голов - избиение младенцев?



48. Центавр
Помещение мифологических предметов на христианских художественных произведениях произошло от удобности объяснять скоро и понятно посредством аллегорий и немногих фигур, сделавшихся как бы условным языком всех образованных людей.
Доска была украдена в 1952 году и в том же году реконструирована Н.А. Чернышевым. На подлинной доске левая кисть и стрела были утрачены.







Новгород

Previous post Next post
Up