Югорци заложиша церковь каменую святую Троицу…

Dec 23, 2018 13:32

18 октября 2018, четверг

Церковь святой живоначальной Троицы находится на Софийской стороне, в Ямской слободе, на Троицкой улице, а по древнему названию в Гончарском конце, на Новинке, Щитинице, Редятине. Первоначальное основание ее относится к XII веку, при князе Святославе Ростиславиче, а на святительской кафедре был знаменитый архиепископ Илия-Иоанн: «В лето 6673 (1165) поставиша церковь святыя Троиця Щетициници», т. е. жители Щитинициной улицы. Какая это была церковь, каменная или деревянная, в летописи не сказано. Но судя по последующим известиям о ней в летописях, надо признать ее деревянною. В 1194 году во время сильного пожара, истребившего большую часть Гончарного конца, церковь сгорела.




В церковной летописи сказано: Лета от мироздания 6702 (1194) поставлена быть в Великом Новеграде церковь древяная святыя Троицы, на Софийской стороне на Редятине улице *, Щетинице Югорши**, а что ныне словет на Новинке.

*) - название Редятины или Рядитины улицы, данное Троицкой или Югорской улице уже впоследствии, происходит от Никифора Редятина, убитого в 1268 году, в битве с Ливонцами при Раковоре (Раквере).
**) - Архимандрит Макарий объясняет слово Югорши следующим образом: «Югры означает купцов, торговавшем в Ливонском городе Юрьеве, или нынешнем Дерпте, которые, как видно из летописей, действительно жили близ Троицкой церкви и были ее прихожанами. ( Археологическое описание церковных древностей в Новгорода и его окрестностях. Сочинение архимандрита Макария Ч 1-2 Древние церкви в Новгороде и его окрестностях, Москва, 1860). А по другим данным церковь построена Югорщиною, то есть на дань, собранную с Югры. (Вести Имп. Русск. Геогр. Общ. за 1855 год кн. IV, стр. 167-190: «Опыт исследования о древней Югре»)

Церковь была приписана к Власьевской соборной церкви .
В 1211 году на Редятине был пожар, сгорело 4300 домов и 15 церквей. Далее до 1337 года в летописях нет упоминания о Троицкой церкви. А в 1337 году, по сказанию Софийского Временника, церковь была ознаменована чудом от иконы Божия Матери Умиления. В полдень 8 июля церковный сторож услышал шум в церкви. Внутри он с ужасом увидел , что находившаяся над северными дверьми во втором ярусе (тябле) икона Божия Матери Умиления стояла неподвижно в воздухе и слезы капали из очей Божия Матери. «О великое чудо како из суха древа слезам быти, но се ведомо есть, яко Бог прославляет свою Матерь и молитву Ея приемлет и град спасает».

В 1365 году: В лето 6873. A Югорци заложиша церковь каменую святую Троицу, на Редятине улице.
В следующем году: В лето 6874. В Великом Новеграде поставшпа церковь святыя Тройцы, на Редятине улице, каменную, Югорцы, при архиепископе Алексии.
Того же лета ездиша из Новагорода люди молодые на Волгу, без Новгородского слова; и воеводы с ними: Василей Федорович, Есип Варфоломеевич, Александр Аввакумович - и бесермен побили. И за то князь Димитрий Иоаннович на Новгородцов разгневася, и мир поруши, и рече им тако: почто есте ходили на Волгу, и гостей моих пограбили, и бесермен побили.

Я не просто так процитировала новгородскую летопись за 1365-66 гг. - это объясняет, откуда Югорци взяли столько денег, чтобы построить вместо деревянной каменную церковь и за что Дмитрий, будущий Донской, разгневался на Новгород и мир порушил.




Новгородское общество состояло из: бояр; посадничьих и боярских детей (это именно класс, а не чин как в других княжествах); гридей или своеземцев; купцов; черных людей; вольных людей; повольников новгородских.

Скандинавские саги упоминают о новгородских повольниках еще задолго до приглашения Рюрика. Первое упоминание о повольниках в русской летописи относится к 1064 году. Повольники были то же самое, что викинги в Скандинавии. Повольничество было только в Новгороде, у других славян ничего подобного никогда не практиковалось. В повольники легко и беспрепятственно мог поступить каждый свободный человек, и богатый, и бедный, и из боярской или купеческой семьи, и из черных людей. Требовались сила и ловкость, почему дружины повольников состояли из самой буйной молодежи, которая не знала куда свою силу девать, у кого душа просилась на волю погулять по белу свету, людей посмотреть и себя показать, кто не боялся трудностей, опасностей. Кроме того требовалось, чтобы повольник был человеком образованным, учтивым, умеющим вести себя в каком угодно обществе. Главное - повольник должен быть патриотом и заботиться о славе господина Великого Новгорода, быть великодушным и защищать бедных от обид и притеснений. Разумеется, последнее относилось только к православным христианам, а отнюдь не к собакам бесерменам, упомянутых выше в летописи.
Повольничество, соединяясь с грабежами, разбоями и буйствами, не только не считалось бесчестным, но даже пользовалось большим уважением у новгородцев; как в Скандинавии викингам, так в Новгороде о повольниках слагались песни, прославляющие их подвиги. Если об удали повольника скоморохи пели песни, то к такому молодцу отцы охотно отпускали сыновей и даже помогали средствами, так как видели в нем надежного и опытного руководителя в опасных дальних странствиях. Старики, сами выросшие не на печке у матушки, хорошо понимали - «нужда научит калачи есть, а чужа дальняя сторона прибавит ума разума». Пусть там вдали от Новгорода молодежь перебесится. На грабежи и буйство на стороне не обращали внимания; знали, что все это пройдет и надоест, а опытность, осмотрительность и находчивость, которую молодой человек по необходимости приобретет на дальней стороне, останется с ним навсегда и приведет к солидности, степенности и любви к порядку. Так и было на самом деле. Так что для Новгорода была одна только выгода от повольничества. У граждан вырабатывался определенный характер, в случае чего они привычно встретят любую опасность и отразят ее. С другой стороны в своих странствиях повольники открывали для новгородской торговли новые земли и новые рынки; они знакомились с дальними народами, узнавали в чем они нуждаются и чего у них было много. Повольники, собираясь в дружины, уходили на Варяжское море, позднее на Волгу или на берега Студеного моря.
Возвратившись домой, повольники, выйдя из разгульного возраста, сами начинали торговлю на свои капиталы, добытые в дальних походах, или водили торговые караваны в новооткрытые земли. На эти земли вслед за повольниками-разбойниками приходили благочестивые «повольники» - монахи. Они ставили на дальней стороне монастыри, вокруг которых появлялись села из местных жителей, принявших христианство и получавшим от монастыря пособия для ведения хозяйства. Вот почему владения Великого Новгорода простирались так далеко.
С XIV столетия в летописях повольники стали именоваться ушкуйниками от особого вида используемых ими лодок, называемых ушкуями, точно также как скандинавские викинги получили название от слова vikar (фьорд), где они скрывались.




Новгородские владения состояли из: Новгорода и Новгородской земли; пригородов на Новгородской земле; присудов и погостов; волосток; рядков; перевар.
А также волостей, которые делились на три разряда: первый - Торжок, Бежичи, Волок и прочие; второй - Заволочье; третий - Пермь, Печора и Югра - земли, лежащие на восток от Заволочья до Урала и за Уралом до Оби. Земли третьего разряда управлялись своими местными старшинами и князьями без участия Новгородского правительства. Новгородцы на этих землях собирали дань (ясак) и торговали. Для сбора дани посылали данщиков с воинскими отрядами, которые нередко встречали сопротивление местных жителей. Летописи сообщают, что в 1187, 1193, 1448 годах Югра била Новгородцев. На место избитых данщиков являлись более осторожные, и дань продолжала собираться и составляла Новгородской казне большой ежегодный доход серебром и мехами. Но еще более Новгород получал доходов от торговли с Югрой. Покупали серебро, меха, моржовые клыки, мамонтовую кость. Во всех договорах Югра называлась Новгородскою волостью и включалось условие, чтобы чужие, не новгородские, князья не вступались в здешние земли.




Итак, как записано выше в летописи, ватага повольников под предводительством боярина Александра Аввакумовича, отправилась в 1364 году в Югру за Урал. Они прошли до верховьев Оби и повоевали тамошнюю землю до впадения ее в море. Ватага вернулась в Новгород с богатой добычей и на Редятине улице выстроила хорошую каменную церковь св. Троицы, на богатства добытые в Югорском походе. На следующий год они пошли на Волгу на полутораста ушкуях, дошли до Камы, разграбили Жукотин в Волжской Булгарии, а на возвратном пути ворвались в Нижний Новгород, избили множество купцов татарских, армянских и бесерменских, товары их разграбили, ладьи потопили или сожгла.
Великий князь Дмитрий Иванович (Донской) не выдержал; он подумал, что такие грабежи проводятся с одобрения веча и мир поруши, и рече им тако: почто есте ходили на Волгу, и гостей моих пограбили, и бесермен побили.

Новгородцы же, слышав сия, и послаша послов своих к Москве к великому князю Димитрию Ивановичю, с челобитьем ради мира; и рекоша тако: ходили, господине, молодые люди на Волгу без нашего слова, a твоих, господине, гостей не грабили, токмо побили Бесермен; а ты, господине, пожалуй, по прежнему к нам мир и любовь имей до конца с нами. Великий же князь Димитрий Иванович нелюбовь отда, и умиришася Новгородцы с великим князем Димитрием.

Из чего ясно, что новгородцы отговорились, что не по решению веча был грабеж, и не надо осуждать ушкуйников, которые всего-то ограбили басурман, о чем не следует беспокоиться. Однако, великий князь принял такие объяснения послов.

После этого ушкуйники ходили на Волгу еще три раза в 1369-70 гг., грабили Булгар, но великий князь Дмитрий уже не обращал внимания и продолжал жить в мире с Новгородом.

В 1384 году новгородцы отказались платить московскому великому князю налог (черный бор), который Дмитрий вынужден был в Новгороде собирать для Золотой Орды. На следующий год новгородцы отняли у митрополита и великого князя судебные пошлины. После этого Дмитрию Ивановичу осталось одно - начать войну с Новгородом. В 1386 году Дмитрий Донской в сопровождении рати из двадцати девяти областей вступил в Новгородские земли, объявил свой гнев за набеги ушкуйников, постоянно грабивших на Волге, и за неплатеж княжеских пошлин. Новгородцы отправили послов, но договориться не удалось. Дмитрий был настроен решительно, продолжал идти вперед, опустошая все по дороге. К нему выслали второе посольство во главе с владыкой Алексеем: княже! Тебя благословляю, а Великий Новгород весь челом бьет о мире, чтобы не было, господине кровопролития; а за вину, господине, люди дают тебе восемь тысяч рублев.
Но князь не послушал владыки; тогда Новгород стал готовиться к осаде и упорному сопротивлению. Новгородцы сожгли вокруг города все посады и 24 монастыря для приведения города в оборонительное положение, чтобы негде было укрепиться неприятельской рати.

Сгорела и Троицкая церковь, как и все вокруг.

Дмитрий понял, что новгородцы настроены решительно, подумал и взял деньгами: и потом посадник Григорей Якунович добил челом великому князю на всей старине, а за винных осмь тысящ сребра взял.

Новгородцы немедленно взяли из казны св. Софии три тысячи рублей, посадник Григорий Якунович вручил деньги Дмитрию Донскому. Остальные пять тысяч великий князь должен был взять самостоятельно в Заволочье, жители которого грабили по Волге вместе с новгородскими ушкуйниками. Затем новгородцы послали черноборцев добирать не добранный черный бор, чтобы Дмитрий Донской смог выплатить дань Золотой Орде.

В 1497 великий князь Иоанн Васильевич III забрал из Троицкой церкви чудотворную икону Божия Матери Умиления в Москву. В 1508 году икону вернули в Троицкую церковь. Сейчас, кажется, икона снова в Москве в Успенском соборе.

Во время шведской оккупации в 1611 году Троицкая церковь, как и другие на Софийской стороне, была сожжена, после 1623 года возобновлена. В 1832 году пристроили каменную трапезу и колокольню.




Во время Великой Отечественной войны в церкви была разрушена кровля и утрачены все внутренние деревянные конструкции.
Троицкая церковь в 1948 году:






После войны проводились ремонтные работы. В 1964 году Л.Е. Красноречьев предварительно обследовал памятник. В 1975-1979 на основании комплексного исследования по проекту Красноречьева церковь отреставрировали в первоначальных формах, трапезу и колокольню в формах XIX века. Несмотря на перестройки, Троицкая церковь сохранила свой древний фасад.



____________
10-Троицкая церковь




Новгород

Previous post Next post
Up