24 июня 2016, 16:40
В Надвоицах наша группа ушла далеко вперед, а я отстала, потому что задержалась у этой братской могилы.
По постановлению Председателя Правительства Республики Карелия №333 от 25.05.1998 могила является объектом культурного наследия, находящегося на территории Сегежского муниципального района, № 1002527000. Описание объекта: «Памятник истории. Братская могила китайских воинов-интернационалистов, 19 февраля 1919 г., п. Надвоицы» .
По разным источникам здесь похоронено 17 или 23 человека.
Здесь похоронены те самые китайские рабочие, нанятые в 1916 году для строительства Мурманской железной дороги, мобилизованные в 1918 году в красную армию. В «Кратком очерке постройки железной дороги на Мурмане», изданном в Петрограде в ноябре 1916 года, подробно описано на каких условиях нанимали:
«Но крайняя срочность постройки требовала привлечения гораздо большего количества рабочей силы. Так как все ближайшие ее источники были использованы, а опыт постройки железных дорог на Дальнем Востоке доказал выдающиеся качества рабочих-китайцев, то Управление постройки решило нанять в Китае до 10 000 человек маньчжурских рабочих-землекопов.
С этой целью в середине мая 1916 года были командированы на Дальний Восток агенты Управления, которым было поручено также снабжение нанимаемых рабочих главнейшими предметами их привычной обстановки и обихода, как-то: особыми решетками для изготовления хлеба по китайскому способу, чашками и палочками для еды, особой обувью (кожаные башмаки и суконные туфли), теплой одеждой и проч.
Для перевозки китайцев были предоставлены маршрутные поезда. Перед посадкою рабочие подвергались медицинскому осмотру и мылись в банях, а затем переодевались в новое платье. Все собственные их вещи, которые они желали с собою взять, подвергались дезинфекции. Каждый поезд сопровождался, кроме китайского старшего - десятника, также русским десятником и переводчиком. По пути следования через Сибирь китайцы получали горячую пищу, заготовляемую на переселенческих питательных пунктах. По прибытии в Архангельск, перед посадкою на суда, китайцы подвергались, как и русские рабочие, новому врачебному осмотру.
Условия найма китайцев в начале были установлены следующие: поденная плата - от 1,50 руб. до 1,75 руб., которая выдается со дня прибытия на работы; проезд - за счет Управления постройки и по 50 копеек в день на продовольствие в пути. Впоследствии поденная плата была повышена до 2,40 руб. *)
По установившемуся взгляду на цену желтого труда плата эта должна быть признана значительной, что объясняется огромным спросом на китайские рабочие руки в текущем году, как для предприятий горнозаводской промышленности, так и для многочисленных построек железных дорог. Кроме того, вопреки общераспространенному мнению, всеобщее вздорожание жизни учитывается китайцами, которые хорошо осведомлены о положении дел во всем мире.
Стоимость доставки одного китайского рабочего выразилась приблизительно в 90 рублей».
*) - русские землекопы в зависимости от класса «руки» рабочего получали в месяц 70-75-80 руб., а с 1 июля 1916 всем выплачивалась надбавка 10 руб.
Китайские рабочие - строители Мурманской железной дороги. Из коллекции Национального музея Карелии:
В ноябре 1916 года по Мурманской дороге пошли поезда с военными грузами. Но дорога была сделана вчерне, китайские рабочие продолжали работать в 1917 году. После Февральской революции Временным правительством для решения вопроса «желтого труда» был создан Особый комитет, для эвакуации в Китай тех рабочих, кто не хотел оставаться в России. Им предоставлялись льготные или бесплатные железнодорожные билеты. По российским данным к сентябрю 1917 года на территории России находилось порядка 160 тыс. китайских рабочих, из них около тысячи захотели и смогли вернуться в Китай.
После октября 1917 года в стране началась разруха, в результате десятки тысяч китайцев остались без средств к существованию. Китайцы остались без крова над головой, перебивались случайными заработками, нищенствовали, не умея даже объясниться на чужом для них языке. Банды «бродячих китайцев» терроризировали местное население, грабили, бесчинствовали.
В полном соответствии с теорией Маркса, китайским рабочим в России было нечего терять, кроме своих цепей. Вряд ли они интересовались политикой, были идейными бойцами. Они шли в красноармейцы под давлением обстоятельств, за паек, просто чтобы не погибнуть от голода и холода в чужой холодной стране.
И еще очень важный момент. Красные обращались с китайцами на равных, они впервые почувствовали себя людьми. И за это стоило воевать, китайцы оказались готовы идти в бой во имя лучшей жизни.
Тогда же, из китайских рабочих, прежде трудившихся на строительстве Мурманской дороги, а позже превратившихся в банды «бродячих китайцев», были сформированы красноармейские отряды.
Китайские землекопы на земляных работах. Из коллекции Национального музея Карелии:
Теперь, что касается «англо-американских интервентов», с которыми китайский отряд рубился в Надвоицах 19 февраля 1919 года. Вопрос не такой простой с юридической и политической точки зрения.
В начале 1918 года существовала реальная опасность проникновения Германии через Финляндию на Мурман и захвата ею Мурманской железной дороги, которая вместе с Колой представляла единственный выход России на запад.
Мурманский Совет уведомил Москву об угрозе нападения на дорогу, финский шюцкор выдвинулся в сторону Кеми. Троцкий немедленно телеграфировал о принятии необходимых оборонительных мер вместе с союзниками, которые в тот момент находились на Мурмане. Британские и французские представители признали местный Краевой Совет, в который входили эсеры, меньшевики и большевики, высшей властью в данной Области, приняли на себя обязательства не вмешиваться во внутренние дела и обещали впредь снабжать всем необходимым Красную армию. То есть все стороны выполнили приказ Троцкого. Также Троцкий согласился послать на помощь чешский корпус в Мурманск и Архангельск.
Председатель Мурманского Совета Юрьев, британский адмирал Кемп и французский представитель совместно выработали проект против финских белогвардейцев и немцев вдоль линии Мурманской железной дороги. Верховный контроль над выполнением этого проекта находился в руках Совета. Этот сотрудничество было санкционировано Троцким. После заключения Брестского мира никаких юридических противоречий в подобном сотрудничестве не было, так как договор касался только Черного и Балтийского морей, но не касался Белого моря и Мурманского побережья.
Таким образом, сначала русские красноармейцы вместе с союзниками и отрядами красных финнов воевали против белых финнов (шюцкор), последних и надо считать интервентами.
В мае 1918 года Советское Правительство спохватилось, 23 мая за подписью Чичерина на имя Мурманского Краевого Совета была отправлена телеграмма о прекращении сотрудничества с союзниками. Совет не подчинился. 25 июня 1918 года была послана телеграмма за подписью Ленина и Троцкого, что всякое содействие союзникам должно рассматриваться, как государственная измена, и караться по законам военного времени. Мурманский Совет снова не подчинился, ответив, что им ничто не помешает защищать край от белофинно-германской опасности и они его будут защищать, после чего Совет подписал соглашение с представителями Великобритании, Северо-Американских Соединенных Штатов и Франции.
Тогда для обороны Мурманской железной дороги по приказу Троцкого из Петрограда и Петрозаводска были выдвинуты отряды, в которые входили русские, финские и китайские красноармейцы.
Когда английские войска высадились на Мурмане, в их зоне действия оказались около тысячи китайцев. Около 800 человек были вывезены через Европу в Китай, остальные были наняты для подсобных работ и охраны.
15 февраля 1919 года Временное Верховное Правительство Северной Области во главе с «дедушкой русской революции» эсером Николаем Чайковским обратилось с воззванием к населению Области с призывом сбросить с себя большевистское иго, воссоздать великую единую свободную Россию, воссоздать разрушенную русскую государственность при дружной работе всех классов населения, возродить дисциплинированную армию, стоящую вне всякой политики.
19-20 февраля шли ожесточенные бои за Надвоицы и станцию Сегежа. С севера наступал отряд армии генерала Евгения Карловича Миллера, защищали станцию отряд петроградских рабочих под командованием Ивана Дмитриевича Спиридонова и китайский отряд, командиром которого был Син Ци-Шан. 22 февраля в 10 утра отряду Син Ци-Шана удалось вырваться из окружения и отступить на юг.
Китайские военнопленные восстанавливают станцию Надвоицы. Фотография 1919 года, сделана британским офицером (отсюда
http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205251427 ):
Отступление красноармейцев, китайцев и русских, продолжалось. На станции Медвежья Гора стоял красный полк, состоящий исключительно из китайцев, им отступление на юг было отрезано. Полк вынужден был отступать в спешном порядке на запад. Оторвавшись от противника, китайцы спокойно вышли на плато Медвежьей горы и предпочли маршу по заснеженным лесным склонам, продвижение по безлесной долине, за которую они приняли замерзшее озеро. Озлобленные на китайцев за их грабежи и бесчинства, местные жители не предупредили китайцев об опасности, весенний лед не выдержал и весь китайский полк утонул в озере.
С тех пор это озеро на Медвежьей горе называется Китайским:
26 июля 1919 года товарищ Син Ци-шан за героизм и мужество, проявленные им в боях на Северном фронте, получил именные часы и серебряный портсигар.
Любая война заканчивается миром. Китайские граждане разделили судьбу чужого им народа, они прошли через экспроприацию, ликвидацию, коллективизацию, индустриализацию.
После Гражданской войны в Петрограде оставалось несколько тысяч китайцев. Они неплохо жили в НЭП. В 1920-е годы были очень популярны китайские прачечные. Мужчины-прачки отличались качеством обслуживания и даже использовали китайские духи, возвращали белье чистым, выглаженным и ароматным (сервис, которого у других не было). Китайцы занимались хлебопечением, мелкой торговлей. Многие остались служить в армии.
Начиная с 1928 года китайцев стали подвергать репрессиям, высылать на Соловки.
«Заключенные китайцы благодаря многовековой национальной приспособленности к низкому уровню жизни, пожалуй лучше всех иностранцев выносили лагерный режим. Кроме того, тесно-спаянные между собой, они быстро захватывали все хлебные должности. Все повара на кухнях, в том числе и при клубе вольнонаемных, там же буфетчики, заведующие и продавцы магазинов для вольнонаемных и заключенных были китайцы. Лагерная прачечная была вся заполнена ими. Трудолюбивые и добросовестные китайцы не только чисто стирали, выполняя нормы, но и дополнительно стирали белье лагерной элите, что позволяло этим прачкам жить немного лучше чем на одном пайке» .
Зимовка 1932-33 годов на Соловках была ужасающая по степени голодания заключенных. Срезанный и без того голодный паек, перекрытие всех нелегальных каналов добывания продуктов, делали положение, даже высоко-стоящих на иерархической лестнице, заключенных отчаянным…. В Кремлевском лагпункте в среднем умирало от истощения по 14 человек в день, что составляло в месяц к списочному составу заключенных Соловецкого отделения 15 процентов.
В.В. Яковлев в главе
«Паек, обмундирование, жилье…» рассказывает, как он весной 1933 вместе с китайцами собирал мидии на берегу во время отлива:
«В охоту на моллюсков меня вовлекла группа китайцев, работавших на электростанции. Моллюск представлял собой двустворчатую черную снаружи раковину, примерно 8-12 см в длину, содержащую съедобную часть только в объеме наперстка, завернутого в бесконечную мантию, заполняющую весь остальной объем раковины. Это были не трепанги или другие более съедобные, даже для китайцев, моллюски, но все же есть что-то надо было и, несмотря на некоторый риск быть замеченными береговыми постами, весной 1933 года я несколько раз ходил с китайцами за мидиями и несколько раз мы ели превосходный раковый суп, жирный и питательный. Правда, на литр супа надо было набрать не менее сотни раковин.
Во время отлива мидия зарывается в песчаное дно, оставляя для дыхания едва заметное отверстие в песке. Искусство, которому меня обучили китайцы, заключалось в том, чтобы бредя вслед за отливом по дну моря, заметить такое отверстие и детским совком изъять из песка раковину. Охотились на очень отлогом берегу, чтобы отлив оставлял нам побольше площади для розыска мидий. Такой берег, к которому вплотную подходил перелесок, отделявший Рабочий городок от берега был на южной оконечности Соловецкого острова.
На нашу беду бухточка, дно которой обнажалось при отливе и на дне которой мы производили поиск, хорошо просматривалась с двух постов войск ОГПУ выдвинутых на мысы, образовывающие бухточку. Подход к берегу был строго воспрещен заключенным, как попытка к побегу и в отношении берега начальство не делало никаких скидок за все время существования концлагеря. В один из вечеров в конце мая, когда стояли белые ночи, мы очень увлеклись охотой за мидиями, забыв придерживаться больших валунов, и нас заметили с постов, открыв по нашей группе ружейный огонь, как по беглецам. Перебежками от валуна к валуну мы устремились к берегу, чтобы как можно скорее добраться до леса и скрыться в нем, опередив высланные на перехват с постов патрули. Мы благополучно проскочили и нас не поймали, но я убедился насколько ненадежной защитой от пуль являются природные камни, потому что при попадании в них пули веером разлетаются мелкие осколки. Можно было подумать, что по нас стреляют разрывными пулями. Чудом никто из нас не оказался ранен этими осколками» .
Летом 2015 года я была на Соловках. Ночью, во время отлива я ходила по этой бухточке:
В пригородном районе Ленинграда в деревне Жерновка (сейчас Ржевка-Пороховые) в 1932 году был организован китайский овощеводческий колхоз «Красный Восток». В городе был китайский театр, дававший спектакли для китайских рабочих и военнослужащих Ленинграда, а также регулярно выезжавший в пригородный колхоз «Красный Восток». Издавалась китайская газета «Рабочий путь».
В 1937 году политика изменилась. Газета «Рабочий путь» была закрыта, редактор Чжоу Давэнь расстрелян. Колхоз «Красный Восток» был разгромлен, его председатель Чжан-Вен-Зун, член ВКП(б) с 1926 г., как «шпион» и «террорист» расстрелян 3 декабря 1937 года. Кроме него, также за «шпионаж» были расстреляно еще девять человек, все бригадиры и кассир колхоза.
Командир Син Ци-Шан (1884-1938), член ВКП(б) с 1919 года, работавший охранником завода при Институте металлов, был расстрелян в Ленинграде 11 сентября 1938 года за «шпионаж».
Генерал Евгений Карлович Миллер (1867-1939) был похищен чекистами в Париже в сентябре 1937 года, доставлен на Лубянку и расстрелян 11 мая 1939 года.
Иван Дмитриевич Спиридонов (1889-1942), командир отряда охраны Мурманской железной дороги (1918-1920), командир 41-го Уросозерского и 9-го стрелкового полков Красной Армии, умер в блокаду в феврале 1942 года, похоронен на Пискаревском кладбище. Его именем названы улицы в Сегеже и Надвоицах.
******************
«от Онего до Белого моря»
23 июня 2016
Интерпоселок. Важеозерский монастырь Кончезерский завод и Кончезерские Марциальные воды Гирвас «Осударева дорога» 24 июня 2016
Станция Медвежья Гора (1) Надвоицы (1). Могила китайских бойцов Надвоицы (2). Заброшенный рудник Надвоицы (3). Вокруг ББ канала Сорока (1). Устье Нижнего Выга Сорока (2). Савватий, Герман и Зосима 25 июня 2016
Беломорские петроглифы Кемь. Семужий и жемчужный промыслы Кемь. Храмы Кемь. «Лондон» Станция Медвежья Гора (2) 26 июня 2016
Кивач. Петрозаводск