Хмелецкий в своей реляции о битве под Белой Церковью (1626) сообщал о численности крымско-ногайских войск: "Więźniowie powiadają 40,000 komunnika i tak tysz wiele kazandziów, to jest motłochu".
То есть при войске находилось столько же "мотлоха", сколько и бойцов. Д.С. Вирский в своей статье о Белоцерковской битве обратил внимание на слово "казандзий", предположив, что оно происходит от татарского "казанчи" - котельник и могло означать "едок, содержанец".
Как писал еще Марсильи, татары делились на группы по 5-7 воинов, питающиеся с одного казана. При этом в бой шли не все. Так,
взятый в плен под Берестечком ногаец сообщил полякам, что "Не знает, какова численность орды с ханом, так как стережет казан и лошадей". То есть перед нами показания пленного казанчи. Однако 1 от 5-7 - это все же далеко не то соотношение между воинами и казанчи, что указывал Хмелецкий. Возможно, казанчи - это не только те, кто охранял казаны, но люди, выполнявшие более широкий спектр функций. На это указывает и то, что пленные, по словам Хмелецкого, делили войско только на воинов и "мотлох" - казанчи. Иные категории не упоминаются. Вероятно, ат огланы - это только конюхи, а казанчи - более широкое понятие (конюхи, личные слуги, охранники ясыря).
Но остается вопрос. Входили ли волонтеры в число казанчи или же их считали отдельно?