Истоки нашей небольшой, но очень результативной экспедиции восходят к маю 2014 года, когда мне довелось впервые побывать на Чульче, сопровождая эксперта Большой Байкальской Тропы - Светлану Бузину. Тогда было решено оборудовать наиболее сложные участки тропы до
водоската Учар, которая проходит по правому берегу (если это можно вообще назвать берегом!) реки Чульча.
Одно из тамошних местечек было ооочень прикольным при его прохождении. Меня впечатлило, честно! Читать также
Часть 2,
Часть 3,
Click to view
А потом, в июне, был «мозговой штурм» в офисе заповедника и интересная встреча с Валерием Шумиловым, альпинистом, спасателем и просто замечательным человеком. Он-то и объяснил нам несведущим, что подобные, сложные участки оборудуются системой крепежей и скоб и получают в итоге гордое название
"виа феррата", то бишь - «железная дорога» по-итальянски. Воодушевившись заманчивой идеей прокладки первой железной дороги в заповеднике, мы приобрели кучу скоб,
которые почему-то мне досталось красить (с детства люблю рисовать!).
Валерий кроме ценных советов доверил нам самое дорогое: перфоратор, работающий от аккумуляторов, и сына Андрюху, который работает вообще без аккумуляторов и дело знает.
Наметив план поездки, обсудив детали, собрались в путь. Все оборудование и снаряжение загрузили в наш УАЗ-фермер. Барахла набилось в кузов - под завязку. Два перфоратора, бензиновый генератор, куча скоб, анкеров и прочих крепежей, веревки, палатки-спальники и ЕДА. Судя по количеству которой, ехали мы туда жить долго и счастливо.
Андрей с другим альпинистом - Алексеем и «группой поддержки» девушкой Катей решили ехать на своей машине до Улагана. Они дали нам пару часов форы, наивно полагая, что УАЗ-фермер самое тихоходное создание на земле. Но Василий газовал от души, и в итоге нам пришлось валяться на полянке возле Акташа дожидаючись вторую часть группы.
В Акташе, оставив Андрюхину «ласточку» под присмотром местной пожарной части, мы потеснились в «фермере» и рванули по улаганской пыли в долину Чулышмана.
К вечеру прибыли в устье Чульчи, где автомобильная часть путешествия заканчивалась, и начиналась работа. На ночлег остановились на территории турбазы «Красный камень», у гостеприимных хозяев Романа и Александры. Поставили палатки, перекусили, сходили в баню, поставили будильники на 7 утра. Отбой.
Утро было туманным, но дождя не было.
Стали собирать снаряжение и готовиться к переправе. Синенькая лодка, покачиваясь на чулышманских волнах, ожидала нас…
Самой сложной задачей было обеспечить более-менее комфортную транспортировку генератора. А весил он около сорока килограмм! Но без генератора работы не пойдут, перфораторам требовалось электричество.
В итоге Вася и Харитоныч проявили чудеса смекалки и, отделив «тело» генератора от рамы, получили вполне транспортабельную кучку металла.
Вася запихал сие чудо к себе в рюкзак и сразу стал похож на Карлсона - дружелюбное привидение с мотором.
Переправившись через Чулышман, мы потащили часть груза к лагерю наших инспекторов. Оставшуюся часть снаряжения осталась на берегу. Кате было поручено его стеречь.
Дежурство на подходах к границе заповедника осуществляли инспекторы оперативной группы Андрей и Филипп. В их задачи входило следить за соблюдением порядка посетителями водопада.
Тропа на водопад Учар - один из немногих участков Алтайского заповедника доступных для посещения.
Альпинисты Андрей и Алексей понесли оборудование дальше по тропе, Харитоныч с ними. Нам же пришлось возвращаться на берег Чулышмана за остальным барахлом. Катя загорала на каремате и попутно наблюдала за обстановкой на реке, удостоверение спасателя на водах к тому обязывало.
Пока принесли вещи, инспектор Андрей, как и подобает гостеприимному хозяину - заварил чайку. Но особо насладиться чаепитием не удалось. Харитоныч вышел на связь по рации сказав, что аккумулятор у перфоратора уже сдох и чтобы мы быстренько тащили генератор.
Выдвинулись из лагеря и пошли по узкой тропке вверх. Филипп невозмутимо тащил генератор в гору, аки непальский шерп.
Вася поначалу веселился и рассказывал скабрёзные анекдоты, но скоро поутих. Было жарко и доставали комары.
В итоге, парни устроили небольшой привал.
Мы с Катей, загруженные только продуктами и всякой мелочевкой - пошли дальше торопясь покормить трудящихся.
Переправу через Артышту по которой мы ходили в мае, смыло во время большой воды. Но наши инспектора потрудились на славу - новая переправа еще лучше прежней.
После переправы прошли по заботливо обозначенному коридору.
Вышли на тропу и вперед!
Продолжение следует….
Все фото смотреть ЗДЕСЬ Flying Fox