Учитель, научи ученика...

Apr 16, 2013 21:20

Выше мы уже говорили о том, какое сильное деформирующее воздействие оказывал на Толкина страх угодить в "соперники Бога". Идея, что борьба со смертью напрямую ведёт к желанию власти, о том, что создающий / спасающий с большой вероятностью возжаждет господства над созданным / спасённым -

"…создатель вторичного мира пожелает стать верховным божеством своего творения. Он восстанет против Творца и установленных тем законов - в первую очередь, против Смерти. Отсюда рукой подать до жажды Власти…" (Дж.Р.Р. Толкин, (с) отсюда)) -

такая идея может возникнуть только в голове человека, имеющего могучий травмирующий опыт патриархального насилия.

С тем же успехом можно бояться, что работа врача или воспитателя детсада - сама по себе развращающа: вот уж кто обладает поистине божескими возможностями!.. Однако же нет - на практике мы все знаем, что воспитатели и врачи совершенно не обязательно являются властолюбцами-садистами (хотя и такие тоже бывают, да!) - многие из них вполне адекватные люди, которые имеют свою пользу и удовольствие исключительно от радости вырастить-вылечить, чтобы в результате жить в обществе счастливых, полноценных существ - существ, с которыми интересно играть и дружить, познавая мир через призмы и зеркала друг друга.

"Учитель, научи ученика, чтоб было у кого потом учиться" -

таки именно это является нормой жизни в обществе свободных, творческих, уважающих себя и друг друга людей - а вовсе не патриархальная модель "Нагни меня пониже, чтоб я научился нагибать следующего".

Между прочим, крылатая формула про ученика является парафразом строчки из стихотворения Евгения Винокурова, которая исходно выглядит так: "Художник, воспитай ученика, // Чтоб было у кого потом учиться" - и это даже несколько ближе к нашей теме, теме альтерризма.

Здесь интересен и ещё один момент - этот момент не имеет никакого отношения к Толкину, но имеет отношение к соотношению мировосприятия творческой личности и жизненного опыта. Речь вот о чём. Евгений Винокуров (1925-1993) - один из тех, кто вошёл в огонь Великой Отечественной 18-летним. Он дошёл до Германии, потеряв в боях многих друзей, и реальная ценность жизни - жизни своей, жизни близких, жизни тех, кого встречал на пути - для него, в отличие от нынешних любителей красиво помечтать о величии сражений, отнюдь не пустой звук. Евгений Винокуров - это тот самый, кто написал про "Серёжку с Малой Бронной и Витьку с Моховой": тот самый, кто понимает, что значит - подлинная жизнь, вечность, память. Что значит - вспомнить всех поимённо, всех! - вспомнить каждого в отдельности, не различая малых и великих. В отличие от самовлюблённых мечтателей-демиургов он - НАСТОЯЩИЙ.

Так вот, полностью то самое стихотворение Евгения Винокурова выглядит так:

Художник, воспитай ученика,
Сил не жалей его ученья ради,
Пусть вслед твоей ведет его рука
Каракули по клеточкам тетради,

Пусть на тебя он взглянет свысока,
Себя на миг считая за провидца.
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.

"Пусть на тебя он взглянет свысока, // Себя на миг считая за провидца" -

круто, да?

Параноидальная амбициозность жалкого божка типа Эру получает на фоне этого поистине божественного великодушия адекватную оценку.

И самое клёвое - таки учиться впоследствии предполагается именно у этого самого ученика, некогда бывшего нахальным малолеткой:)

Кстати, вслед посту с подглавкой про Толкина продолжается весьма интересное обсуждение.

Онтология творчества, Толкин, Стихи не наши, Дополнения к трактату, О Боге и о богах

Previous post Next post
Up