Кто сотворил Арду?

Apr 18, 2013 17:44

По ходу давешней дискуссии о Толкине, Арде и Ко нам был задан вот такой разветвлённый вопрос:

1. Существует ли Арда как реальный мир - Альтерра?
2. Если да (а я верю, что да, и думаю, и вы так считаете) - кто ее творил? Вроде бы ответ напрашивается сам собой - вернее, несколько версий ответа - (1) это вторичный мир, творение Профессора (??) (2) это одно из творений Творца Всяческих, мир первичный сам для себя и вторичный для нас (так как субъективно переданный).
3. Когда ее творили (так или иначе) - то есть вы думаете, что действительно этим занимался местечковый демиург со своими младшими демиургами? Или все же такое представление дали взгляды Профессора, а творили ее нормально?:)

Мы дали на этот вопрос вот такой ответ:

Да, мы несомненно полагаем, что:

- Арда есть реальная альтерра;

- и в этом смысле она есть творение Творца Всяческих - посредством Профессора и других его со-творцов: строго говоря, со-творцами следует считать всех обитателей самой Арды, не только Валар, Майяр и эльфов, но и гномов, хоббитов, орков и пр.;

- мы полагаем, что вообще "нормальным" является творение общими усилиями всех участников - что никакой одинокий демиург, хоть малый, хоть великий, не может воплотить ничего один: по дефолту там, где замысел переходит в воплощение - там возникают новые воли, и они так же соучаствуют в творении реальности, как исходный творец (иначе это будет не воплощение, а голый замысел);

- мы полагаем, что Творец Всяческих действует при этом точно так же - сказав "да будет!", Он вдыхает жизнь и, стало быть, волю и способность творить, после чего со-творцами становятся абсолютно все живые существа, кто в сотворённом мире возникает;

- применительно к "Сильму" и пр. мы полагаем, что в рамках Арды Толкина Эру есть не более чем литературно-мифологический персонаж, являющий собою результат восприятия Валами порождённого Профессором мифа, в котором сознание Профессора изобразило процесс творения в рамках его, Профессорского, понимания; однако поскольку Валар отнеслись ко всему некритично и пр. - то плохой пример художественного образа Эру научил Вал плохому отношению к жизни.

То есть, в рамках Арды Толкина мы воспринимаем Эру как пародию на Бога Единого; Валар мы воспринимаем как реальных обитателей Арды, а Эру - нет, Эру слишком далёк от реальных Валар;

в рамках же Арты Ниенны всё ложится иначе - Эру Ниенны не миф, а реальный отец реальных детей.

Критикуя Эру Толкина, мы критикуем не реальное лицо, а, если угодно, анти-икону, сделавшую много зла Толкину и всей Арде - не в качестве существа, а в качестве дурной матрицы отношений.

Чем именно плоха эта матрица, надо, наверное, ваще писать отдельным постом.

**************************

Начав писать этот самый вышеозначенный отдельный пост, мы, как всегда, пришли к выводу, что для начала надо повторить наши базовые положения на тему "как творятся / созидаются / рождаются миры". Поэтому пост получился сильно нагруженным (собсно, он ещё не вполне получился, он в процессе:)) - многа буквачек, мысли в них опять-таки содержатся… - короче, мы решили, что выложим-ка мы сперва вот этот самый вопрос-ответ, который вы уже прочитали.

Так что вы покамест осмысляйте (кому это, конечно, ваще интересно:)) - а несколько погодя мы про всё это уже основательный текст выложим.

Онтология творчества, Толкин, Критерии реальности, О Боге и о богах

Previous post Next post
Up