Мастера короткометражной анимации, выпуск №98
В
обзоре самых странных советских мультфильмов, подготовленном топ-блогером
dubikvit, где-то в комментариях промелькнула фраза: вся советская анимация - это артхаус. Конечно, это глупость и преувеличение, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Многие работы советских мастеров кукольной анимации современными зрителями действительно воспринимаются как "артхаус" - как мультфильмы для избранных ценителей-эстетов (см.
Курчевский,
Серебряков,
Соколов и др.). С каждым годом эти имена постепенно вымываются из памяти массового зрителя. К сожалению, то же самое касается и Юрия Трофимова, чьё творчество на данный момент почти забыто.
Юрий Трофимов и его самый известный персонаж - Дракоша
Об этом аниматоре в доступных источниках можно найти очень мало сведений. Юрий Андреевич Трофимов родился в Москве, в 1965 году получил архитектурно-художественное образование в МГХПА им. Строганова. Через несколько лет каким-то образом оказался в "Союзмультфильме", где начал работать художником-постановщиком. 1970-й год - поворотный для Юрия Трофимова: художник вошел в самый первый состав сотрудников новой студии "Мульттелефильм", которая являлась частью творческого объединения "Экран". В дальнейшем мультипликаторы-"экрановцы" составят достойную конкуренцию "союзмультфильмовцам" и создадут десятки шедевров, которые мы все прекрасно знаем (к примеру, "Приключения Кота Леопольда" и "Приключения Фунтика"). У Юрия Трофимова были свои "хиты" - в частности, мультфильмы по сказкам Дональда Биссета.
Цикл "Сказки Дональда Биссета" (1983-1987) - яркое явление в советской кукольной мультипликации для детей и главное творческое достижение Юрия Трофимова. Дональд Биссет - английский писатель, который создал оригинальную наивно-абсурдную сказочную "вселенную", чьи добродушные обитатели деликатно и с юмором пресекают любые поползновения вредных товарищей нарушить гармонию окружающего мира. Трофимову удалось "оживить" неповторимый сказочный дух Биссета, во многом благодаря команде, которая у аниматора подобралась впечатляющая. Во-первых, сценаристом был Вадим Курчевский, успевший к тому времени снять свои лучшие кукольные мультфильмы. Во-вторых, музыку сочинил выдающийся советский композитор Владимир Дашкевич - автор музыки для фильмов из цикла "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и многих других советских кинохитов. В-третьих, актер Алексей Баталов прочитал закадровый текст.
Забытый день рождения (1984)
В цикл вошли 7 мультфильмов, в которых действуют сквозные персонажи - Дракоша, Девочка, Совенок, Кот-сластёна, Мэр. В первой серии "Девочка и Дракон" (1983) мы знакомимся с обитателями сказочного городка, среди которых выделяется Дракоша, живущий в мусорном ящике (вспоминается другой известный кукольный персонаж, некоторое время обитавший в телефонной будке). Следующие две серии - "Малиновое варенье" (1983) и "Забытый день рождения" (1984) - изображают забавные ситуации, укрепляющие дружбу сквозных персонажей. Затем в мультфильмы вводятся герои разной степени вредности, пытающиеся нарушить идиллию городка - Маэстро, Зверолов и Вреднюга. Маэстро выдавал себя за пианиста и учителя музыки, но оказался хвастуном и обманщиком. Зверолов - более опасный персонаж, фактически настоящий злодей, и справиться с ним нашим героям помогает искусственно созданный "мутант" - Крококот (с одной стороны кот, с другой - крокодил). Вреднюга - самое коварное существо, обладающее способностью высасывать цвета, лишая окружающий мир радости и красоты. Там, где орудовал Вреднюга, всё становилось серым и безжизненным. Для Дракоши и его друзей нейтрализация и перевоспитание Вреднюги - самое серьезное испытание.
Урок музыки (1986)
Крококот (1985)
Вреднюга (1987)
Благодаря взаимодействию разношерстных и своенравных персонажей (среди которых присутствует даже живой вокзал) мультфильмы Юрия Трофимова по сказкам Биссета дарят ощущения непредсказуемости и драйва - это большой плюс для детских кукольных мультфильмов.
Помимо вышеуказанных Юрий Трофимов создал еще около десятка кукольных мультфильмов - от детских до взрослых "артхаусных". Трофимов участвовал в создании популярных кукольных сериалов 1970-х годов "Волшебник Изумрудного города" и "Незнайка в Солнечном городе". Изучая фильмографию аниматора, мы вдруг обнаружим его интерес к славянскому фольклору с уклоном в языческие обряды - соответствующие мультфильмы Трофимова сейчас уже мало кто знает и помнит. "Соломенный жаворонок" (1980) и "На масленице" (1992) неожиданно открывают нам аутентичный, местами пугающий кукольный мир славянского фэнтэзи. Эти мультфильмы сняты по мотивам русских народных сказок, но они совсем не похожи на советские мультики по русским сказкам - про Серого волка, Лису Патрикеевну, Бабу Ягу и пр. Юрий Трофимов показывает древние славянские обряды, придающие действию шаманские и потусторонние мотивы.
Соломенный жаворонок (1980)
На масленице (1992)
Карьера Юрия Трофимова в анимации завершилась в начале 90-х, когда на ТО "Экран" всё стало совсем плохо. Режиссера вспомнили в 2014 году организаторы кинофестиваля "Лучезарный ангел", где ему вручили специальный приз "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф". Через несколько месяцев, в марте 2015 года Юрий Трофимов ушел из жизни в возрасте 74 лет.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).