Вадим Курчевский. Эстетический шок

Sep 23, 2017 17:30

Мастера короткометражной анимации, выпуск №79

Среди советских режиссеров анимации много мастеров с фантастическими познаниями живописи и ее глубоким пониманием, что неудивительно, ведь почти все они сами художники. Вадим Владимирович Курчевский - один из таких аниматоров, изучение его творчества вызывает эффект, подобный синдрому Стендаля: кажется, ни у кого не было такой мощной "атаки" зрителя живописными образами, цветами и красками. Многие аниматоры в своих работах оживляют живопись, но гениальность Курчевского в том, что он делает это в кукольных мультфильмах! Понятно, что рисованная анимация по своей природе гораздо ближе к рисункам и картинам. Вадим Курчевский и Николай Серебряков провели уникальный эстетический эксперимент - оживили живопись в объемной анимации, но если Николай Николаевич пробовал разные техники, то Вадим Владимирович более 20 лет развивал одну концепцию. Давайте посмотрим, что она собой представляет.




Вадим Курчевский родился в Коломне, закончил Московский институт декоративно-прикладного искусства, работал художником-оформителем кукольных спектаклей, разрабатывал образцы игрушек на игрушечной фабрике, рисовал иллюстрации к детским книгам. В 1957 году на Союзмультфильме появилось объединение кукольных фильмов, куда и пришел Курчевский художником-постановщиком. С 1960 года начал выпускать мультфильмы совместно с Йосифом Боярским и Николаем Серебряковым, с 1966 года режиссирует самостоятельно. В подобных сухих биографических справках ничего не написано о том, где и как Вадим Курчевский изучал европейскую живопись, от классики 16 века до авангарда 1910-20-х - всё это огромным потоком хлынуло в его мультфильмы и переплавилось в причудливые формы. Я бы назвал Курчевского советским Питером Гринуэем - аниматора и английского кинематографиста действительно многое объединяет. Оба художники, оба великолепно знают и чувствуют живопись, оба в своих фильмах выносят на первый план визуал. Из-за этого их работы с непривычки тяжело воспринимать. Оба режиссера-художника обрушивают на нас лавину живописных образов, пренебрегая традиционными принципами развития сюжета. Гринуэй давно обрел культовый статус среди любителей арт-хауса, в советской анимации, понятное дело, не было такого слова, поэтому имя Курчевского известно лишь знатокам. Его мультфильмы - эдакий советский кукольный арт-хаус - хитами не стали, и сейчас про них мало кто помнит, несмотря на то, что это без всякой иронии Высокое Искусство.

Часть 1. Цветовая драматургия

Если сводить дилетанта в музей и спросить, что он там увидел, он скажет: красивые цветные картинки! Это я к тому, что даже если вы совершенно невосприимчивы к живописным образом, то обилие цвета и цветовое разнообразие в мультфильмах Курчевского вам сложно будет не заметить. Вообще, его мультфильмы надо смотреть на большом экране или хотя бы в качестве FullHD - на доступных видеозаписях (в основном среднего и низкого качества) теряется немалая часть цветового очарования Курчевского. Взаимодействие цветов, самоутверждение цвета - основа художественного стиля аниматора. Иногда даже сюжет развивается вокруг определенных красок. Выстраивается "цветовая драматургия фильма" (формулировка самого Курчевского). В м/ф "Золотой мальчик" (1969) персонажи окрашены каждый в свой цвет, символизирующий определенный порок. За исключением главного героя - "золотого мальчика" (на самом деле, он рыжий), олицетворяющего ангельскую добродетель.




В "Немухинских музыкантах" (1973) изображается такое явление, как цветомузыка. Курчевский на основе сюжета сказки Вениамина Каверина пытается изобразить связь между звуками и цветами. Варвара Андреевна - учительница музыки, собравшая необычный оркестр - не из людей-музыкантов, а из вещей. Каждый предмет имеет свой ярко выраженный цвет (черное пальто, красный огнетушитель и т.д.), а цвет в свою очередь издает определенный звук. Пока что его слышит только Варвара Андреевна, но дети - ее ученики - нашли способ донести музыку до всех слушателей.




Указание конкретного цвета содержится в названии самого известного и, на мой взгляд, лучшего мультфильма Вадима Курчевского - "Мой зеленый крокодил" (1966). В этой истории любви между крокодилом и коровой романтическая атмосфера создается за счет пестроты, а эмоциональная динамика поддерживается цветовыми контрастами (взаимодействие разноцветных персонажей, смена декораций ночи и дня, солнечной и пасмурной погоды).




Можно еще назвать мультфильм "Я нарисую солнце" (1970), выполненный в "осенних" красках. И настроение у него соответствующее, немного меланхоличное.




Каждый мультфильм Курчевского, начиная с "Зеленого крокодила", имеет цветовую драматургию независимо от того, связана ли она напрямую с сюжетом. Чаще всего она работает на настроение мультфильма, на его "атмосферу живописной среды" (еще одна формулировка Курчевского). Яркий пример - "Освобожденный Дон Кихот" (1987), в котором пестрые куклы и эксперименты с их цветным освещением действительно создают атмосферу, но все-таки затрудняют восприятие сюжета. Но это ни в коем случае не критика. Скорее, предупреждение: к такому зрелищу нужно подготовиться.




Часть 2. Куклы и декорации

Кладезь живописных образов Курчевского - куклы и миры, в которых они обитают. Большинство персонажей обладают одной особенностью, которая сразу бросается в глаза - они некрасивые. Точнее, красивые, но по-своему. Куклы как будто потрепанные, угловатые, иногда чумазые, иногда размалеванные, страшненькие. Но все эти условные внешние недостатки компенсируются одной вещью - харизмой! Несовершенства делают кукольных персонажей более "живыми", эмоциональными и выразительными: сквозь угловатость и растрепанность проступает невероятная жизненная энергия, мощный характер.



1972 - Мастер из Кламси



1975 - Садко богатый



Петр I в м/ф "Солдатский кафтан" (1983)



1986 - Легенда о Сальери



1987 - Освобожденный Дон Кихот

Декорации в мультфильмах Курчевского поражают стилистическим разнообразием. Особенно это касается изображения городов и улиц. Просматривая мультики один за другим, мы переносимся из старых европейских городков в советские мегаполисы и обратно. Каждый раз мы видим неповторимое пространство со своей уникальной атмосферой.



1967 - Легенда о Григе



1967 - Франтишек



1970 - Я нарисую солнце



1973 - Немухинские музыканты



1981 - До свидания, Овраг

"Подобная нарочитая небрежность в оформлении кукол и декораций давала дополнительную возможность светового рисунка, создавала живописную среду, где тень и свет не имели резких границ" (В.Курчевский. "Там, где кукла не игрушка", из сборника "Мудрость вымысла", сост. Асенин С.В.), - исчерпывающее описание стиля Вадима Курчевского, сформированного под очевидным влиянием европейской живописи разных эпох. Известно, что изобразительная концепция "Мастера из Кламси" создавалась на основе картин Питера Брейгеля, а образ главного героя - на основе автопортрета Сезанна. Жутко интересно было бы узнать, какие художники повлияли на создание других фильмов Курчевского. К сожалению, я не эксперт в живописи, потому не могу установить явные отсылки, но кое-какие ассоциации у меня возникают. Например, с работами Василия Кандинского.



1975 - Садко богатый



Василий Кандинский - 1915 - Святой Георгий и змей

Где-то мне видятся Жорж Брак, Уильям Тёрнер...



1977 - Тайна запечного сверчка



Жорж Брак - 1910 - Le Sacre Coeur



1977 - Тайна запечного сверчка



Уильям Тернер - Alnwick Castle, 1829

А вот персонаж, который мог бы присутствовать на одном из полотен Пабло Пикассо.



1967 - Легенда о Григе



Пабло Пикассо - 1938 - Femme Assise dans un Jardin (Женщина, сидящая в саду)

Скорее всего, было также и влияние немецкого киноэкспрессионизма.



1986 - Легенда о Сальери



1922 - Носферату, симфония ужаса (Ф.В.Мурнау)



1987 - Освобожденный Дон Кихот



1920 - Кабинет доктора Калигари (Роберт Вине)

***
Эта заметка содержит лишь малую часть того, что можно было бы рассказать о Вадиме Курчевском. К сожалению, сам аниматор уже не сможет ответить на вопросы исследователей его творчества. В 1997 году Вадим Владимирович Курчевский ушел из жизни в возрасте 69 лет.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up