IT@ФНС: перезагрузка

Apr 04, 2012 12:18


Полагаю, никто не станет спорить с утверждением, что мы все живем в эру информационного господства. Несмотря на то, что началась эта эра не так давно, сегодня информационные технологии настолько плотно интегрировались в нашу повседневную жизнь, что прогрессивный житель мегаполиса, проснувшись утром, проверяет новостную ленту в своей социальной сети прежде, чем умывается и чистит зубы.

Разумеется, технический прогресс не мог обойти стороной и сферу государственного администрирования. Органы власти резко включились в гонку IT-вооружений, не жалея средств на эти цели. Бюджеты на информатизацию федеральных органов исполнительной власти исчисляются миллиардами рублей.

Однако, все мы прекрасно понимаем, что эффективность процесса информатизации определяется не только и не столько количеством потраченных на него средств, сколько тем эффектом, который дает внедрение конкретных технологий в конкретных ведомствах.

В качестве позитивного примера эффективного имплементатора IT в сферу государственного администрирования можно привести руководителя ФНС России Михаила Мишустина. Однако, для полноты картины необходимо окинуть взглядом его трудовую биографию.

Сегодня уже трудно представить технологии, применявшиеся для автоматизации рутинных процессов в конце 1998 года, когда Михаил Владимирович Мишустин пришел на службы в Госналогслужбу (в скором времени ставшую Министерством по налогам и сборам). Мало кто из сотрудников тогда представлял, что компьютер можно использовать иначе, чем арифмометр и печатную машинку. Четкое видение целей и путей их достижения позволило Михаилу Мишустину (тогда - в должности замминистра по налогам и сборам) за короткое время коренным образом изменить ситуацию.

«Для того чтобы стать действительно эффективной, система госоргана должна действовать подобно хорошо отлаженному механизму. И прежде всего быть управляемой. Управляемость, в свою очередь, зависит от того, насколько качественно поставлены такие процессы, как сбор, обработка, анализ информации, используемой в процессе принятия решений. Так что сделанная нами, и уже довольно давно, ставка на применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - ответ всем этим требованиям» - говорил Михаил Мишустин в интервью журналу CIO в 2002 году.

В короткий срок МНС России стало одним из передовых ведомств по части применения современных информационных технологий: на столах сотрудников появились современные компьютеры, была разработана и внедрена система электронного документооборота, была выстроена единая вычислительная сеть, сначала объединившая все региональные управления МНС, а затем и все территориальные налоговые инспекции. Отдельно стоит сказать и про появившиеся в то время единые реестры, по сей день являющиеся основными инструментами в работе налоговиков: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН. Налоговое ведомство получило современнейший для того времени Интернет-портал, предусматривающий единообразное отображение информации для всех региональных страничек. В то же время стали предприниматься попытки создания первых онлайн-сервисов - нового слова в интернет-технологиях того времени.

Столь быстрое развитие IT-инфраструктуры налогового ведомства можно смело отнести к личным заслугам Михаила Владимировича Мишустина, ведь именно он в то время возглавлял направление информатизации министерства. Также это подтверждается и тем фактом, что с переходом Михаила Владимировича на другую работу в 2004 активность в модернизации налоговых органов заметно снизилась. Идея Мишустина «сформировать сервис, позволяющий добропорядочным гражданам без лишних хлопот реализовывать установленную законом обязанность платить налоги» в тот период так и не находит своей реализации.

В марте 2004 года Михаила Мишустина назначают руководителем Роснедвижимости. Кто сталкивался с этим ведомством в то время, может представить, что внедрению информационных технологий в нем не уделялось ровным счетом никакого внимания. И если в 98-м разрозненная сетевая структура была скорее стандартом, то в 2004-м отсутствие единой локальной вычислительной сети в рамках одного административного здания уже выглядело вопиющим анахронизмом. А ведение бумажного учета земельных участков по всей стране при существовавших уже тогда мощных средствах СУБД вообще находится за гранью понимания современного человека.

Кстати, в качестве ремарки для сравнения, в Швеции в то время уже существовал сервис, позволяющий проследить историю любого земельного участка, начиная с XVII века.

За два с половиной года, что Михаил Владимирович Мишустин возглавлял Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, ведомство вышло на качественно новый уровень в сфере применения современных технологий: спроектирована единая сеть, создан общероссийский кадастр объектов недвижимости, начались работы по оцифровке данных и кадастровой оценке земель, создан современный веб-сайт и онлайн-сервисы для его посетителей. Роснедвижимость тогда из аутсайдера технического прогресса вышла на достойное место среди передовых ведомств.

Следующим местом работы Михаила Мишустина стало агентство с труднопроизносимым названием РосОЭЗ. Создаваемые тогда особые экономические зоны требовали отдельного ведомства для их администрирования. Так появилось Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, возглавить которое было предложено Мишустину.

Особая экономическая зона - это тематический «бизнес-инкубатор», то есть некая территория с развитой инфраструктурой и налоговыми и административными преференциями для инвесторов, желающих развивать там бизнес. В каждой зоне стимулируется только одна конкретная отрасль: существуют ОЭЗ промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристические.

В 2006 году ОЭЗ существовали в основном в виде документов, реально развитых территорий практически не было, а количество привлеченных иностранных инвесторов насчитывало не более десятка. За время работы Мишустина на посту руководителя РосОЭЗ были открыты две промышленно-производственные ОЭЗ в Татарстане (г. Алабуга) и в г. Липецке, а также первые технико-внедренчиские ОЭЗ в Томске, Дубне и Зеленограде. Многое было сделано и по развитию туристических зон. Здесь необходимо понимать, что открытие ОЭЗ предусматривает не только подготовку и согласование соответствующих документов и постановлений, но и строительство дорог, прокладку коммуникаций, строительство и оборудование административных зданий и офисных корпусов, развитие инфраструктуры «с нуля» и многое другое. За это время был достигнут значительный рост числа резидентов. Была разработана и начала внедряться в ОЭЗ система предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Возвращение в 2010 году в налоговые органы, которые к тому времени уже стали называться Федеральной налоговой службой, поставило перед Михаилом Мишустиным новые IT-задачи. В первую очередь - вернуть ведомство к тем темпам развития и внедрения информационных технологий, которые были достигнуты в далеком 2004-м. Однако, новое время диктует свои требования. Так, за те два года, что Михаил Владимирович Мишустин возглавляет ФНС России в сфере IT уже сделано немало. Это и начало масштабной кампании по борьбе с «грязными данными» в официальных информационных базах, и активное участие в межведомственном взаимодействии, и разработка почти в инициативном порядке федеральной информационной адресной системы всей страны, и создание крупнейших центров обработки данных, и разработка «облачных технологий»,и создание телефонного контакт-центра, а также многое другое. Отдельно стоит сказать об онлайн-успехах ФНС под руководством Мишустина: запуск нового портала ФНС России, внедрение большого количества новых онлайн-сервисов, включая возможность онлайн-оплаты налоговой задолженности, модернизация старых сервисов и т.д.

Очевидно, что под руководством Михаила Мишустина ФНС России продолжает развиваться, как одно из самых прогрессивных ведомств. Мне, как человеку, не чуждому вопросов налогообложения в рамках своего обучения, кажется что ФНС России расходует свой IT-бюджет не зря.

ФНС, it, Михаил Мишустин, Мишустин

Previous post Next post
Up