Молодец!

Jun 20, 2012 23:41

Вдогонку к предыдущим двум постам про похвалу ( Read more... )

личный родительский опыт

Leave a comment

Comments 67

govori_slushai June 20 2012, 18:31:52 UTC
Справедливости ради стоит сказать, что автор отмечал, что он не против похвалы, как таковой, просто нужно включить мозг.
А про дочку: она в системе, поэтому не сможет дать ответ на вопрос, который лежит вне её опыта.
Я до сих пор при слове "Молодец!" млею, и чувствами не вижу ничего "плохого". Все во мне говорит: какое хорошее слово, говорите мне его чаще.

Reply

ripe_berry June 20 2012, 18:36:15 UTC
А какой вопрос лежит вне ее опыта?

Reply

govori_slushai June 20 2012, 18:42:48 UTC
Я: Вот тут пишут, что когда ребенка хвалят, что он молодец, то он тут же хочет доказать, что он не молодец, потому что внутри себя он не чувствует себя молодцом. Но ты-то внутри себя знаешь, что ты молодец, и не сомневаешься?

Reply

ripe_berry June 20 2012, 18:48:19 UTC
Мне кажется, что более значим ответ на первый вопрос, а он-то точно лежит внутри ее опыта ;)

Reply


lasthand June 20 2012, 18:56:32 UTC
Большое расстояние между тем, что я хотел выразить, что хотел сказать, что сказал, что вы ожидали услышать, что услышали, что поняли, что восприняли - точную фразу и автора не помню.
Интонации важны во младенчестве, потом важнее смысл проговариваемого, намерения же малозначимы - как-то так?
Важно настроение ребенка, важны его текущие ожидания, важна его экспертность в оцениваемом вопросе - а что еще?

Универсальных технологий не существует, разумеется, но можно подмечать закономерности и надеяться на верность прогнозов.
Избегать оценочных суждений - общий принцип, вполне можно представить ситуацию когда он не лучший из возможных. Например, если у ребенка уже сложилась сильная оценочная зависимость, то иногда ему важнее получить оценку, просто чтобы успокоиться, а для вытягивания из зависимости лучше выбрать более благоприятный момент.

Reply

trainbow June 21 2012, 12:25:36 UTC
для меня интонации и по сей день важнее всего. и мимика. если меня посылают лесом, но я вижу, что человеку нужна помощь - буду пробиваться к нему через его "не хочу". Если меня приветствуют по всем правилам этикета, а голос блёклый и в левом глазу снобский прищур - не подойду и на километр.
Это от человека зависит, что кому важнее...

Reply

lasthand June 21 2012, 12:30:55 UTC
У вас для такого распознавания есть опыт, который недоступен ребенку.
Ребенка легко обмануть, он не заметит блеклый голос и прищуренный глаз.

Reply

trainbow June 21 2012, 12:34:26 UTC
это всё спорно и малоизучено
моя дочка очень чутко относится к людям. различает мельчайшие детали и никогда не отвечает взаимностью сюсюкающим тёткам. При этом в автобусе, например, может общаться только мимикой с человеком на расстоянии до 4-5 метров. Если он\она её заинтересоывли. Дочке 10.5 мес.

Reply


totoroshka June 20 2012, 19:16:09 UTC
извините, предыдущее не читала.
похвала "молодец" это как бы "я доволен тобой сейчас". получается "я не доволен тобой все остальное время, когда не говорю "молодец". и дальше по цепочке "моя любовь к тебе не абсолютна, а только тогда, когда ты стараешься и завоевываешь ее". вот
если по такой цепочке рассуждать, то похвала "молодец" (в отличие, например от благодарности "спасибо") вне зависимости от контекста и интонации ВСЕГДА отдъедает у ребенка кусочек уверенности в абсолютном принятии его родителем.
я в это верю вообще-то (если уместно в такой ситуации верить), но, к сожалению, не полностью от этого "молодца" получается избавиться.
А еще про вопрос к девочке Маше. Возможно (но я не спец, могу ошибаться), что то, что она сознательно чувствует и думает, может несколько отличаться от несознанки. Так что, она может чувствовать одновременно и удовлетворение от похвалы и то, что описала я чуть выше. вот

Reply

vedana_ua June 20 2012, 19:23:07 UTC
похвала "молодец" это как бы "я доволен тобой сейчас". получается "я не доволен тобой все остальное время, когда не говорю "молодец". и дальше по цепочке "моя любовь к тебе не абсолютна, а только тогда, когда ты стараешься и завоевываешь ее" - интересно, с чего бы это. Откуда такая логика? Если кроме "молодец" ребенку никогда не говорить, что его любишь - просто так, вне всяких ситуаций - то может быть. Но представить такое не получается.

Reply

totoroshka June 20 2012, 19:57:01 UTC
хм, еще раз прочитала всю цепочку. вроде логично все.
Вы правы, особая жесть получается, если ребенку вообще ничего никогда хорошего не говорится.
И это часто в нынешних семьях. Даже хороших и благополучных. Да и я просто так, на пустом месте не говорю "молодец". я говорю "я тебя люблю", "мне хорошо с тобой". А "молодец" в моей голове это ну такое оценочное, что пипец. Может, это мое детство вылазит (в погоне за одобрением родителей)

Reply

vedana_ua June 20 2012, 20:52:19 UTC
не логично. Потому что вы выдаете за аксиому утверждение, которое еще доказывать и доказывать. Я вот с этим утверждением абсолютно не согласна, кроме исключения, которое я привела.

Reply


(The comment has been removed)

govori_slushai June 20 2012, 19:26:25 UTC
Я наелась, ответ: Молодец!
Вы взорвали мне мозг!)))

Reply

(The comment has been removed)

katya_bbch June 20 2012, 20:06:06 UTC
У меня свекровь такая же ))
"Ой, какой молодец, как хорошо ест макарошки! ууууумничка!" А мне прям неловко за неё :)

Reply


terrine June 21 2012, 04:51:50 UTC
и я не готова отказаться, как и от слова плохо, хорошо, как вообще не готова обвинять в бездушии и фальши - слова.

сложноподчиненное предложение и вопросы : "что было для тебя сложнее", или "как ты это нарисовал", будут раздражать и обижать не меньше ребенка, если мы будем их использовать, чтобы подавить свой восторг и восхищение. особенно люди эмоциональные, которые общаются и насыщаются через обмен эмоциями. отказ от ура, молодец, и заменой их на что-то другое будет выглядеть не естесственным, и ребенок немедленно это распознает, что может привести к не меньшему отчуждению, чем бездумное и безчувственное использование слова молодец.

Reply

trainbow June 21 2012, 12:29:48 UTC
вот и я тоже думаю так

Reply


Leave a comment

Up