Jun 20, 2012 23:41
Вдогонку к предыдущим двум постам про похвалу.
Почему-то мне кажется, что дело не в слове, а в смысле, который ты вкладываешь, когда его произносишь. Дети, да и вообще многие люди, подсознательно чувствуют фальшь. И когда взрослые произносят "молодец" в воспитательных целях, чтобы т.с. закрепить рефлекс на будущее, или приторным таким тоном типа "вот я взрослый сейчас тебя похвалю", то это звучит отвратительно и противно, и никому не хочется это больше слышать. А если в "молодец" вложить одобрение, восхищение и т.п., причем по делу, то это ребенком воспринимается нормально и положительно. Я часто говорю Маше "молодец" и не готова от этого слова отказаться (как я, например, в прошлом отказалась от слова "нельзя"), я говорю также "ты крутая!" и "ты мамина любимая заюшка".
Спросила сейчас у нее: Что ты чувствуешь, когда я говорю, что ты молодец?
Маша: Я чувствую удовлетворение, радость. Ну не так, что "О, господин назвал меня любимой женой!", а просто удовлетворение.
Я: Вот тут пишут, что когда ребенка хвалят, что он молодец, то он тут же хочет доказать, что он не молодец, потому что внутри себя он не чувствует себя молодцом. Но ты-то внутри себя знаешь, что ты молодец, и не сомневаешься?
Маша: Ну да.
Я вижу и чувствую, что "молодец" она воспринимает положительно, у нее это не вызывает противления.
Это как бы еще один мой пост про отсутствие универсальных технологий для всех детей.
личный родительский опыт