Пару дней назад в сообществе появилось некое интервью Галины Козловской, мне стало интересно, и я почитала другие ее статьи. Попалась мне, в частности, статья про спорт. И вот, что называется, «музыкой навеяло». Когда говорят о спорте, в особенности, детском, речь, как правило, идет о двух вещах: либо о секциях, куда ребенка водят «на плавание» или «на гимнастику» без каких-либо спортивных амбиций, либо сразу о спорте высших достижений, мечте попасть в сборную России и выжимании из ребенка всего, что можно и не можно ради этой великой цели. Но между этими двумя полюсами оказывается огромная яма, куда проваливается, собственно говоря, весь спорт. Давайте попробуем в эту яму заглянуть и разобраться, что там лежит. Что там есть полезного, что можно для себя извлечь, и какие там есть грабли, на которые лучше не наступать.
Начнем с того, почему «секция» это в большинстве случаев не спорт, а просто ОФП. В первую очередь, потому, что спорт предполагает наличие соревнований. Нет соревнований - нет спорта. Да, общая физическая подготовка это тоже неплохо, только нужно четко понимать: вот тут лежат грабли. Давайте на них посмотрим.
Грабли №1. Мы пришли в секцию, положим, по плаванию. Сначала ребенок ничего не умеет. Потом он научился барахтаться на воде. Потом он может добарахраться до другого бортика бассейна. Потом он может туда уже доплыть. Потом - хорошо доплыть. А потом - грабли. Ребенок вдруг теряет интерес к занятиям. Родители часто начинают говорить, что он «ничем всерьез не интересуется», «разбрасывается», что ему «не хватает упорства, и он готов чем-то заниматься, пока все легко дается и само получается». А это не так. Когда мы едем на машине, у нас есть ощущение скорости, а когда летим на самолете - только в момент разгона и набора высоты. А потом ощущения движения нет, потому что нет никаких ориентиров. И с ребенком в секции происходит то же самое: пока он учился, он понимал, что и зачем делает, двигался к какой-то точке, к какому-то результату. Но вот результат достигнут: он научился плавать. А дальше что? Дальше наступает проблема с целеполаганием: зачем это все? Зачем совершенствовать технику гребка левой рукой? Ребенок не может понять, куда он движется, и движется ли вообще, потому что ориентиров нет - как в самолете. Соревновательная составляющая именно эти ориентиры и задает: как мы движемся, куда, зачем, мы можем сравнить наши достижения с успехами соперников: я быстрее, Петя техничнее и т.д. Понятно, что корректировать и что развивать. А плавать просто чтобы плавать - скучно. От этого процесса можно получать удовольствие, когда ты плаваешь в море или в речке. А гордо рассекать хлорированную гладь от одного бортика к другому - на самоценное удовольствие не тянет. Та же проблема, что и с утренней зарядкой: полезно, но на самоценное занятие не тянет. Этим даже взрослый просто так заставить себя заниматься как правило не может. Тетеньки ходят в фитнес-центр, дяденьки - в тренажерный зал, чтобы облагородить фигуру и нравиться противоположному полу. Но ребенку это как-то рановато в качестве мотивировки. Взрослый может кататься на лыжах в парке, поскольку это улучшает самочувствие (и то не всякий), а ребенку еще рановато. Заметьте, если взрослый просто любит лыжи как самоценное удовольствие, он едет на лыжную прогулку куда-нибудь на природу, а не нарезает круги по маленькому скверику. И, кстати, с большой вероятностью участвует во всяких «веселых стартах» вроде «Лыжни России» или лыжного пробега на кубок местной водокачки.
Не стоит недооценивать и тот момент, что, при отсутствии внятного, заданного извне ориентира, ребенок может его себе сам придумать. И не всегда это вам понравится. Например, если речь идет о единоборствах, именно эта секция на соревнования не выезжает, а бросать ребенок не хочет (или не может, потому что дома скажут «фу, слабак!») он придумает себе цель. Вполне ожидаемую: круто набить кому-нибудь морду. А если речь идет о бассейне, он тоже придумает себе цель: вот летом на море поедем, и я на спор дальше Кольки за буйки заплыву... Оно надо?
Плюшка №1 Движение к собственной цели. Кстати, производители компьютерых игр это отлично понимают. Не в последнюю очередь детей в играх «цепляет» именно это: понятно, что и зачем я делаю, есть конкретные достижения (я получаю новый уровень, появляются новые умения и открываются более интересные задания), можно в конце концов стать эльфом 80-го лвла и хвастаться друзьям. А школа вот этого не фига не дает. Во-первых, непонятно, зачем я это делаю. Ну выучил я тангенсы-котангенсы, и дальше что? Друзьям хвастаться?.. М-да. И потом, это тяжело расценивать как «свое» достижение. У ребенка ведь нет выбора, учить ему тангенсы-котангенсы, или нет. Дома «свое» достижение тоже взять негде особо. Я сам убрался в комнате? Вот круто. А если бы сам не убрался, все равно бы заставили. И где выбор? Где «мое»? А вот спорт, вполне любительский, а отнюдь не спорт высших достижений, дает вот это самое чувство на зуб попробовать. Это я сам! Не мама, не папа, не под угрозой двойки или головомойки, я сам сделал, достиг, сумел. Мне есть чем гордиться. Если дать откусить кусочек от этого пирога правильно, осторожно, чтобы не подавился и не отравился, в арсенале появляется новая мощная мотивация, которой ребенок не пробовал на вкус с раннего детства. И вполне можно в дальнейшем научить извлекать эту радость из других «я сам». Уроки сделал, например. Сам, без мамы с папой! И понял, что такое радость решения задачи.
Но тут опять лежат грабли, да не одни...
Если участникам сообщества будет интересно, и модераторы одобрят, можно будет продолжить этот разговор. Например, спорт подразумевает не только победы, но и поражения - где там грабли и как их превратить в бонусы? Как отрастить навыки взаимодействия в конкурентной среде, получив пользу и не наступив на очередные грабли? И еще много чего там зарыто такого, что при помощи спорта раздобыть много проще, чем в других областях жизни.