Мьянма, часть первая. Знакомство с храмами Багана.

Feb 21, 2012 16:46

Поездка в Мьянму, даже еще не начавшись, вызывала дополнительные трудности и расходы. Как раз незадолго до отъезда, правительство страны отменило визу по прибытию, а консульство в Москве увеличило срок выдачи виз вчетверо. Визу пришлось делать в Бангкоке, взяв там несколько дополнительных дней. Срок безвизового пребывания в Тайланде тоже кончался, Бангкокское посольство ограничивало визовое окно одним месяцем.. Но разве оно того не стоило?






После долгих размышлений, мы решили посмотреть в Мьянме только самое интересное. Если бы мы знали, насколько тут богато с достопримечательностями, наверное, наши планы были бы намного шире..

Мьянма, пожалуй, самая экзотическая страна Юго-Восточной Азии. Находясь в изоляции из-за экономических санкций, введенных против страны, Мьянма сохранила уникальный колорит, не разбавленный макдональдсами, вестерн юнион и другими прелестями цивилизации.

1.


Итак, сначала, мы решили отправиться в Баган.  Это крошечный городок, находящийся недалеко от города Мандалай, стоящий на руинах древней столицы Мьянмы, называвшейся в то время Баганской империей.

2.


На территории, сравнимой со средним московским районом, сохранилось более трех тысяч храмов, средним возрастом около девятисот лет. До землетрясения, разрушившего в начале семидесятых множество ступ, их насчитывалось около пяти тысяч!

3.


Конечно, не все они сохранились так, как пагода Швезигон, с которой мы начали нашу экскурсию, но, увидев этот храм во всем его отреставрированном великолепии, мы потом смогли хотябы отчасти представить величие столицы Баганской империи во времена ее расцвета..

4.


Неподалеку от ступы, нам показали одну из древнейших сохранившихся статуй древнего Багана - позолоченную статую Тхагьямина, главы богов в бирманской мифологии, аналога Индры в индуизме. Другие сохранившиеся в храмах статуи многократно реставрировались или, даже, заменялись, в результате чего, можно проследить за изменениями традиций в изображении богов или образа Будды.

5.


Ведь, в отличие от камбоджийского Ангкора, покинутого и забытого в джунглях, Баган всегда оставался обитаемым. Просто в течение веков он из шумной столицы превратился в сонный провинциальный городок.

6.


В результате, хотя большая часть храмов пришла в запустение (просто из за их неимоверного количества), самые любимые и популярные в народе, сохранили внутреннее убранство и даже внешнюю отделку.

7.


Сейчас, вместе с интенсивными археологическими изысканиями, проводящимися в Багане, ведется, также, реставрация храмов, пострадавших от времени и нескольких разрушительных землетрясений, произошедших за прошедшие века в Мьянме.

8.


Несмотря на то, что весь район объявлен охраняемой археологической зоной, все храмы считаются действующими. Просто теперь монахи не живут на их территории, а приходят из монастырей, расположенных неподалеку в новых зданиях.

9.


Подавляющее большинство храмов и ступ в Багане были буддийскими, но строились здесь и индуистские храмы.

Вообще, население Мьянмы считается, почти поголовно буддистами. Но на практике, процветают также культы духов, поклонение буддийским и индуистским святым, и другие верования. Причем иногда, эти религиозные атрибуты, можно увидеть в одной семье, спокойно соседствующими, например, еще и с распятием! :)

10.


У следующей ступы, которую наш гид хотел нам показать в Багане, нас поджидал рынок :) Прямо перед нами отъехал автобус с туристами, возможно, поэтому, продавцы атаковали нас довольно вяло.

Здесь, как и в некоторых других азиатских странах любят продавать сувениры, вываляв их как следует в грязи и отколов кусочки, чтобы выдать их за древние археологические находки, которые (о чудо!) можно купить "совсем не дорого"..

11.


Сама ступа называется Храм Тиломинло (Htilominlo), по имени короля, который построил его 800 лет назад, в 1211 году. Здесь мы видим как раз пример скурпулезной реконструкции храма, поврежденного землетясением 1975 года..

12.


Все храмы Багана построены из красного кирпича, обожженного в открытых печах. Позже мы еще увидим, как для реставрации, кирпич обжигают тем же способом, что был в ходу 1000 лет назад..

13.


Мы вышли из храма через "черных ход" и гид провел нас в небольшую шасовню с плоской крышей, на которую можно было подняться, чтобы осмотреть окрестности.

Дело в том, что на храмы запрещено подниматься туристам, чтобы не добавить работы реставратарам, и так имеющим задачи на сто лет веред.. Но некоторые постройки, как и эта, являются исключением.

14.


С крыши открывался неплохой вид как на окрестные храмы..

15.


Так и на сам Тиломинло, чем мы и воспользовались.

Кстати. По поводу посещения храмов. В Мьянме, при входе в храм любой человек обязан снять ботинки и носки. Впрочем, в храмах, в отличие от некоторых индийских, чисто, но, если вас смущает необходимость ходить босиком по следам сотен и тысяч людей со всего мира, запасайтесь антисептическим гелем или чем-то подобным..

16.


Вернувшись в храм, мы обошли его по периметру по внутренней галерее. По всем четырем сторонам, напротив входа, установлены огромные позолоченные статуи Будды.

По таким деталям, как длинна ушей, касающихся (или не касающихся) плеч, форме лица и длинне пальцев рук, можно судить о периоде, когда создана статуя.

17.


На потолке можно разглядеть остатки росписи, не реставрировавшиеся со времени постройки храма.

18.


Закончив наш обход храма, мы возвращаемся к машине, чтобы продолжить нашу экскурсию..

19.


Трясясь по не самой ровной дороге через поля, мы спрашиваем гида, почему у нас в программе только храмы..

Оказывается, также, как в Камбодже, в Багане, из кирпича или камня строили только религиозные постройки. Деревянные дома простых жителей давно сгнили или сгорели.. Поэтому не сохранилось остатков светских зданий того времени.

20.


По археологической зоне Багана практически невозможно передвигаться пешком - она слишком велика. Для туристов предлагаются как автомобили с водителями, повозки, запряженные лошадьми или буйволоами, так и велосипеды, для желающих самостоятельно осмотреть все храмы в своем собственном темпе.

21.


Ворота Старого Багана. Когда в 70х землетрясения разрушило часть храмов и повредила оставшиеся, власти, по просьбе археологов, перенесли все городские постройки на несколько километров в сторону, основав там Новый Баган. Тогда же, территория же старого города стала сплошной археологической зоной.

22.


Следующий храм, куда мы заглянули был совсем не примечателен снаружи. Но интересен он не уникальным внешним видом.

23.


Дело в том, что это единственный сохранившийся индуистский храм Багана.

24.


Его назхвание - практически непроизносимое Натхлаунг Киаунг (Nathlaung Kyaung), в буквальном переводе означает "место, содержащее духов". Посвящен храм богу Вишну. Это один из старейших храмов Багана, построенный еще в 11м веке. Тем не менее, внутри хорошо сохранилась роскошная резьба.

25.


Последним храмом в этой части нашего бирманского отчета будет самый большой храм Багана.

По дороге к нему, нам приходится уступить дорогу стаду коз :)

26.


Вообще, жизнь в бирманской глубинке производит сильное впечатление. Честно говоря, в 21м веке такой уклад я ожидал бы увидеть где-нибудь в слаборазвитых регионах Африки..

Конечно, мы были в Камбодже, но здесь, кроме откровенной нищеты, мы увидели какую-то звенящую пустоту, контрастирующую с перенаселенностью всей Азии и наводящую на мысли об африканских пустынях или монгольских степях..

27.


Но вот и наша цель! Этот храм - Дхаммаянги Пато, являясь крупнейшим в городе, тем не менее, оставлен сильно разрушенным. Местные жители считают его проклятым и населенным приведениями.

28.


Дело в том, что при его постройке, тогдашний король Багана - Нарату лично инспектировал строительство, пытаясь воткнуть лезвие ножа между кирпичами в свежей кладке. Если ему это удавалось, виновному каменщику отрубали руку. До сих пор сохранились установленные для этой цели каменные эшафоты за храмом.

29.


Поэтому, местные жители не любят этот храм, по возможности, обходят его стороной и никогда не подходят к нему после заката. Даже рынка с сувенирами для туристов около этого храма нет, что для нас явилось неоспоримым доказательством правдивости слов гида!

30.


А вот и наш гид, слегка завороженный собственным красноречием, не успел увернуться от объектива фотоаппарата :)

31.


На этом я предлагаю прервать наше путешествие по Багану и слегка передохнуть! В следующей части отчета мы посетим полную противоположность страшного храма с приведениями - любимый храм местных жителей Ананда Пато, посмотрим на его улыбающихся будд, а затем встретим закат солнца на вершине одного из храмов города!

В этой записи:
Золотое великолепие Швезигона.
Будды Тиломинло.
Индуистские фрески храма Натхлаунг Киаунг.
Зловещий Дхаммаянги Пато.

Ю.В.Азия, Баган, древности, Мьянма, храмы и монастыри

Previous post Next post
Up