Камбоджа: день первый. Ангкор зеленый!

Dec 13, 2011 16:24

Когда-то в древности, среди джунглей Юго-Восточной Азии, в сердце могучей Кхмерской Империи лежал великолепный город... Его называли Нагара, что означает просто "столица". Земля была плодородна, правители могучи, соседи опасались тревожить рубежи...

Взгляды королей кхмеров обратились к небесам - множество невиданной красоты и величия храмов было возведено в столице. Путешественники из всех соседних стран стекались сюда, посмотреть на чудеса работы мастеров кхмеров.

Но вдруг все переменилось. Вода ушла из каналов, поля истощились... Соседи, почувствовав слабость империи, усилили свои набеги. Люди ушли... И вот, на месте гордых башен и пестрых полей вновь лежат непроходимые джунгли. Лишь горстка монахов, скрываясь от захватчиков, влачит существование на опутанных корнями руинах...

Проходит полтысячи лет, пока люди вновь открывают для себя красоту древних храмов и начинают расчищать заросли... Вслед за исследователями приходят первые туристы. За ними еще и еще! Вновь это место становится самым известным в Камбодже и одним из самых популярных во всей Азии!

Приехали сюда и мы!





Ангкор Зеленый



Преодолев терминал при вьезде, где нам выдали именные пропуска с фотографиями, наша машина остановилась более или менее в центре древнего города Ангкор, около большого, прямоугольной формы, рукотворного озера с сомнительного благозвучия названием Сра Сранг :) По словам нашего гида, в переводе это означает что-то вроде "Купальня Короля". В центре водоема раньше был искусственный остров, где король мог совершать омовения не беспокоясь, что его осквернит своими взглядами чернь.



Напротив королевской лестницы-пристани вход в храм Бантей Кдеи (Banteay Kdei). Это небольшой буддистский храм 12-13 века н.э. немного похожий на знаменитый Байон, но меньшего размера. Храм окружен двумя стенами с четырьмя воротами в каждой - по сторонам света.



Внутри второй стены - непосредственно сам храм. Снаружи стену окружает ров с водой. Правда сейчас, в сухой сезон, он почти пересох. Цель рва не в обороне; он призван символизировать воды мифического озера Анаватапта (Anavatapta) одного из ключевых священных мест Буддизма. Прообразом его считается озеро Манасаровар (Manasarovar) в Гималаях.



Территория, окруженная внешней стеной огромна. Раньше она вмещала дома нескольких тысяч (в некоторых храмах более 10000) монахов и хозяйственные постройки, так как храмы были одновременно и монастырями. Сейчас на их месте джунгли.



На надвратных башнях в наружней стене - лики Будды, глядящие с вершины во все стороны света.



Следующий храм - знаменитый Та Пром (Ta Prohm), в котором снимали первую часть "Лары Крофт - расхитительницы гробниц" :) Это небольшой храм 12го века, построенный при правлении короля Джайавармана VII.

Но он знаменит прежде всего тем, что его не стали очищать от гигантских деревьев, оплетавших весь Ангкор в течение 500 лет после его падения. Теперь это своеобразный памятник соединения дерева и камня - настоящая иллюстрация к "Книге Джунглей".



Местами огромные корни так органично вписываются в архитектуру, что кажется, что именно так храм и был задуман...
Но впечатление это неверное. Со временем деревья разрушают храм. Под их весом стены проседают и крошатся, делая невозможной реставрацию.



Поэтому, камбоджийским правительством было принято решение начать очистку и этого последнего храма.
Сохранить его в таком виде, как он выглядит сейчас не представляется возможным. Консервация и укрепление построек без вырубки деревьев была бы очень сложна технически и черезчур дорога для Камбоджи.



Поэтому через несколько лет все что останется от этого симбиоза архитектуры и растений - это фотографии.



Но нам, пока, повезло! Все еще можно увидеть своими глазами...



Любимая всеми гидами деталь :)



Сейчас сухой сезон. Поэтому поверхность храмов в основном серая. Во влажный сезон их стены постепенно покрываются своеобразными сухопутными водорослями, которые придают им ярко-зеленый цвет.



Также, время от времени, стены храмов специально очищают.



Все храмы Ангкора построены без цемента или каких-либо аналогов строительной смеси. Камни клались друг на друга, как детские кубики. Где-то применялась "замковая" кладка со специальными выступами-замками и пазами, где-то нет.
Храмы сложены из песчаника. Каждый блок имеет уникальный рисунок "замков", что позволяет при реставрации выяснить, какой камень в разрушенной стене занимал какое место. По поверхности блоки покрывает резьба.



Будучи изначально буддистским храмом, после смерти построившего его короля и прихода на его место нового, склоняющегося к индуизму, Та Пром был частично перестроен и в украшающие его барельефы были добавлены индуистские сюжеты.
Вообще это случалось почти со всеми без исключения храмами Ангкора, так как короли буддисты и индуисты сменяли друг друга на троне регулярно.



Но не все барельефы имеют столь очевидные сюжеты! Мистер Бона помог нам найти знаменитый "динозавровый" барельеф...



Мы двигаемся в сторону следующего храма.
Вообще, храмовый комплекс Ангкор - все что осталось от древнего города с таким названием, построенного здесь Кхмерским народом около тысячи лет назад и пережившим свой расцвет вместе с Кмерской империей, примерно в то же время, что и империи Месоамерики...



Для своего времени город был огромен - 24 километра в длинну и 8 в ширину. Даже сейчас, на автомобиле, чтобы пересечь его из конца в конец требуется не меньше часа. Сейчас от него остались только многочисленные храмы, в большом количестве строившиеся правителями Кхмеров.
Дома горожан и даже королевские дворцы, традиционно строились из дерева, поэтому ни один из них не пережил периода запустения в джунглях, когда город был покинут своими обитателями...



А вот и следующий пункт нашей сегодняшней программы! Та Кео (Ta Keo) - индуистский храм, посвященный богу Шиве. Этот храм построен в 975 году в стиле "храма-горы". Раз есть гора - значит нужно на нее взобраться! Это разрешено и мы начинаем карабкаться вверх!



Со стороны очень напоминает индейские пирамиды, которые мы видели в Теотиуакане в Мексике, с той лишь разницей, что сами храмовые башни на вершине построены из камня и поэтому сохранились. Ступени очень узкие, позволяют поставить ногу только боком. В высоту же они тем выше, чем ближе к вершине, где достигают примерно полуметра.



Храм Та Кео, строительство которго было начато при короле Джаявармане V, после его смерти так и не был окончательно достроен. Стены храма во многих местах остались без резьбы. Высота храма-горы около 50 метров. С вершины можно взглянуть поверх крон деревьев... Сейчас, конечно, трудно представить как вокруг когда-то кипел милионный город...



Внутри храмовой постройки на вершине - действующий алтарь. Вообще почти все храмы Ангкора можно назвать действующими. У сохранившихся статуй установлены алтари и верующие оставляют у них пожертвования в виде благовоний и различных предметов.
Конечно, алтарь буддистский. Индуизм в Камбодже сейчас практически не распространен.



Спустились мы взмокшие как мыши из под метлы, но в приподнятом настроении от собственной ловкости: мы все-таки не свалились с этих демонических ступенек! :)



По  "Дороги Победы", мы приближаемся к Ангкор Тхому. Ангкор Тхом (Angkor Thom) - это комплекс храмов и фортификаций, оставшийся от последней столицы Кхмерской Империи. Это что-то вроде Кремля. Центр города, окруженный мощными крепостными стенами и оборонительным рвом. Внутрь ведет несколько городских врат.
Это "Врата Победы". Ими пользовался только сам король и его семья. Также, в качестве поощрения, через эти ворота входила в город армия, победившая в войне.
Стены окружают площадь примерно в 9 квадратных километров. Внутри расположены несколько храмов, самый известный из которых - Байон, мы собираемся посетить.



Напротив "Врат Победы", находится известная "Терраса Прокаженного Короля". Она интересна тем, что во время строительства, одна из стен была возведена неверно. Ее засыпали землей и поставили новую, параллельную ей. Когда современные археологи убрали землю, внутренняя стена была в первозданном виде без повреждений от вермени. Теперь можно пройти по этому коридору и увидеть резьбу по камню такой, какой она была в 12 веке нашей эры.



Часть барельефов не завершена. Видно, как мастер начинал работу над фигурами. Напоминает Ван Гога в камне! :)



Но законченные лица поражают точностью обработки!



На вершине стоит статуя, давшая, по недоразумению, название всей террасе. Местные жители увидя ее покрытой лишайниками решили, что она изображает больного. На самом деле, это индуистский бог Йама (Yama) - бог смерти и судья загробного мира. Он решает судьбу душ после смерти.



Терраса Прокаженного Короля находится в северо-западном углу большой площади - Площади Победы, или Королевской Площади. В центральной же части, посреди "Слоновьей Террасы", возвышается постамент - трибуна для короля и приближенных, на которой он представал перед народом.



За королевским помостом ворота, которые раньше вели к королевскому дворцу.



К сожалению, даже дворец короля Кхмерской Империи был построен из дерева и не сохранился. Однако существует его письменное описание китайским путешественником того времени. Это было широкое одноэтажное здание, богато украшенное резьбой и золотом.
Позади едва заметных следов фундамента дворца возвышается пирамида еще одного индуистского храма. Пхимеанаках (Phimean Akas) или Небесный Храм был личным храмом короля.
По легенде, каждый вечер Король поднимался на вершину храма, где его ждала с недвусмысленными ожиданиями женщина-змея Нага. Если вдруг Нага не появлялась для свидания - дни короля были сочтены. Если же сам король пренебрегал своими ежедневными обязанностями, то вся страна была обречена на катастрофу.



А это Бапуон (Baphuon) - один из примеров неудачных экспериментов кхмерских строителей.
Он был построен в 11 веке, в стиля индуистского храма-горы. Пирамида под храмом здесь была заполнена землей, вместо блоков песчанника, как в других храмах. Через некоторое время земля начала проседать, увлекая за собой стены храма. В результате храм был почти полностью разрушен.
Реконструкция храма была начата в 1960 году, но ей помешало восстание Красных Кхмеров и последовавшая гражданская война. Затем в 1995 году реконструкцию продолжили французские ученые и реставраторы. Восстановление затрудняет то, что после войны были утеряны схемы расположения камней разобранных частей храма.
Этот храм в древности тоже не избежал перестройки. В начале 15-го века, когда к власти пришел новый король-буддист, он приказал на западной стороне храма возвести из кирпича гигантскую статую лежащего Будды. Сейчас как раз идет ее реконструкция.



К храму ведет 170 метровая дорога, поднятая над землей примерно на метр на трех параллельных колоннадах. Они, в отличие от самого храма, неплохо сохранились!



А таким мы увидели знаменитый Байон, подойдя к нему, так сказать, "С тыла". Он построен в 12 веке в честь короля Джаявармана VII. 49 башен со смотрящими во все стороны свет лицами Будды возвышаются над тремя уровнями храма.



Огромная (3,6 метра высотой) статуя Будды с чертами лица Джаявармана VII была при строительстве установлена в святилище на вершине храма. Впоследствии при правлении "ортодоксального" индуиста Джаявармана VIII она была разбита. Ее обломки были найдены реставраторами на дне колодца. Статуя была восстановлена и ее можно увидеть в открытом павильоне, недалеко от выхода из Байона.



На стенах, окружающих Байон высечены многие метры барельефов. На наружной лгалерее изображена жизнь кхмеров и героические свершения их истории. На внутренней - сцены из мифологии.



Вот нападение армии Чамов на Кхмерскую империю. Смотрите, какие они злобные! Сразу видно - негодяи!



А вот обороняющаяся армия Кхмеров. Они в негодовании! Все, даже слоны!



Но вот они же, но уже после победоносной битвы! Все очень рады победе!



Но главное в храме, конечно - знаменитые Башни Байона с ликами Будды. Говорят, что в пределах храма нет такого места, где нельзя было бы поймать на себе взгляд каменного лица.
Сейчас часть часть башен разрушена и невозможно узнать, сколько всего лиц Будды было в этом храме. Считается, что около 200. Несмотря на это, каждое лицо имеет уникальное выражение.



Как и лицо живого человека, лицо Будды здесь передано во всем многообразии эмоций.



Таким образом видно, что это лицо настоящего живого человека, а не символическое изображение, следующее канонам.

Выйдя из Байона, мы покидаем и сам Ангкор Тхом.



Сразу за воротами Ангкор Тхома через ров перекинут мост, украшенный изображением Богов и Демонов, тянущими за хвост огромную змею. Это сцена из Махабхараты - взбивание океана для получения элексира бессмертия. По правую руку - Боги.



Слева - Демоны.



И вот, мы направляемся в Ангкор Ват. Самый грандиозный и знаменитый храм Ангкора. Он был построен в 12 веке во времена правления Сурьявармана II и посвящен индуистскому богу Вишну. В 15-м веке он превращен в буддистский храм, таким остается и до сих пор.
Главный вход в храм, в отличие от всех остальных храмов Ангкора, расположен на западе, так как Сурьявармана II задумал его как собственную усыпальницу.
К основному зданию храма ведет поднятая над землей мощеная дорога. По обе стороны от дороги два здания библиотек.



На одной из библиотек японскими реставраторами была опробована новая методика реставрации, основанная на создании виртуальной модели здания и реконструкции недостающих каменных блоков по форме соседних.



Итак.. Парадное фото с отражением в озере )))
В отличие от всех остальных храмов Ангкора, Ангкор Ват никогда не был полностью заброшен. Даже когда джунгли на 400 лет поглотили всю столицу империи, там продолжали жить будистские монахи. Живут они в нем и до сих пор.
Поэтому, Ангкор Ват сохранился лучше остальных храмов.
При строительстве Ангкор Вата, в отличие от основной массы других храмов применялся строительный раствор. Но состав его установить не удалось. Предполагается, что это была растительная смесь на основе каучука.



Стены наружной галереи сплошь покрыты каменными барельефами. В отличие от традиционного порядка, они следуют вокруг здания против часовой стрелки. Это подтверждает мнение, что Ангкор Ват задумывался как усыпальница (запад ассоциируется со смертью, как и движение против хода солнца).
На первом ярусе изображены сцены из индуистских эпосов Рамаяна и Махабхарата. Единственной исторической фреской является процессия короля Сурьявармана II на южной стене.
Среди фресок можно найти незавершенные элементы. Считается, что строительство было прекращено со смертью короля.



Фрески Ангкор Вата признаны одним из самых совершенных образцов Кхмерского искусства.



Наружную и внутреннюю галереи соединяет крестообразная аркада "Зал Тысячи Будд". В ней когда-то стояло множество скульптур Будды. Уже в 20-м веке Красные Кхмеры в порыве воинствующего атеизма уничтожили их все. Сейчас можно увидеть лишь жалкие обломки.



Четыре дворика по углам Зала имеют колодцы, очень напоминающие бассейны. Нам сказали, что до сих пор точно не установлено, были ли они заполнены водой и каково было их назначение.



Вход на самую верхнюю галерею храма, к сожалению, был закрыт из-за реставрации.
Высота центральной башни Ангкора около 65 метров. Изначально в ней была установлена большая статуя Вишну, которая позже была перенесена в одну из боковых построек.



Башни Ангкор Вата когда-то были покрыты золоченой штукатуркой. Со временем позолота стерлась и сейчас можно только предполагать, как могли сверкать они в лучах заходящего солнца.
Закат мы собираемся встречать в другом месте, поэтому, вместе с тысячей других таких-же умников (как мы выяснили вскоре) мы покидаем Ангкор Ват и двигаемся к храму-на-горе Бакхенг.



Пном Бакхенг - Индуистский храм Шивы, построенный в 9 веком при правлении короля Ясовармана. Он стоит на вершине естественного холма, частично вырублен в его скальном основании, частично сложен из каменных блоков...
Бакхенг считается самым страдающим от туристов сооружением Ангкора. Ежедневно сотни и сотни людей взбираются на его вершину, чтобы встретить там заход солнца.



С вершины храма можно разглядеть одно из двух больших искусственных водохранилищ-Барэев. Оно имеет очень четкую прямоугольную форму, 8 километров в длинну и более 2х в ширину.
Именно в пересыхании Барэев и ирригационных каналов видят некоторые исследователи одну из главных причин падения древней столицы Кхмерской Империи.



Мешая друг другу, множество туристов направляют фотоаппараты на запад...



Местные монахи тоже здесь. Не заметно, чтобы они выполняли какие-то ритуалы, но они охотно позируют для всех желающих.



Стоя на краю горы, можно поймать в объектив весь храм целиком. Когда-то это было величественное сооружение, насчитывающее 108 башен. Пном Бакхенг был главным храмом Кхмерской столицы до 11 века н.э. когда был построен Ангкор Ват.
А мы отправляемся в отель - завтра нам предстоит продолжить знакомство с Ангкором и Мистер Бона обещал припасти для нас кое-что интересненькое!

В этой записи:
Та-Пром - храм, оплетенный корнями. Тут снимали Лару Крофт.
Барельефы с динозаврами!
Терраса Прокаженного Короля.
Двести ликов Будды Байона.
Божественный Ангкор Ват
Вторая часть: "Ангкор Красный".

Мы на фейсбук
и в инстаграм

Камбоджа, Ю.В.Азия, Ангкор, древности

Previous post Next post
Up