Российско-американские сюжеты

Oct 14, 2012 01:23

Ранним утром 27 апреля 1939 года Лазарь Каганович, Лаврентий Берия, представитель американского посольства и еще ряд официальных лиц проводили с подмосковного аэродрома самолет, направлявшийся в беспосадочный перелет в Нью-Йорк.


Коккинаки и Гордиенко на крыле своего самолета
Задачей пилота Владимира Коккинаки и штурмана Михаила Гордиенко было установление рекорда беспосадочного полета через Северный полюс, но самолет должен был приземлиться в США к открытию Всемирной выставки, намеченному на 30 апреля, сделав тем самым рекламу советскому павильону.



Самолет не долетел до Нью-Йорка, - в плохую погоду авиаторы потеряли ориентиры и совершили вынужденную посадку на севере Канады. Их быстро нашли канадские спасатели, и летчики все же прибыли в Нью-Йорк к открытию выставки, - на зафрахтованном срочно советским посольством самолете.


Советские летчики в Нью-Йорке с послом К.Уманским
Выставка открылась в то время, когда в Европе шли интенсивные переговоры между дипломатами СССР, Великобритании и Франции в попытках создать фронт противодействия германской агрессии. Советское руководство было, однако, весьма критично настроено по отношению к британцами и французам; по контрасту, СССР придерживался дружественного тона, когда речь шла о США, и в этих выступлениях всегда подчеркивали, что советское участие в нью-йоркской выставке было доказательством желания развивать связи с Америкой.



Советский самолет у Полярного павильона нью-йоркской выставки


Вот он же, черно-белый, но в лучшем разрешении
На протяжении работы выставки в 1939 году СССР демонстрировал в своем павильоне образ страны, успешно преодолевающей отсталость с помощью социализма, организовывал приемы для американских журналистов, инженеров, архитекторов, врачей с целью подчеркнуть советские достижения в разных сферах.


На открытии советского павильона выступает посол УманскийВыставка была приурочена к 150-й годовщине вступления Вашингтона на пост президента, и ее темами были "Демократия" и "Будущее".

Сохранились советские документы, показывающие, как эти темы понимались в Москве. На этапе планирования было установлено, что интерьер советского павильона должен был "отразить в монументальных художественных формах все величие и силу социалистического государства, показать социоэкономическую и политическую структуру Советской страны, выраженную в Сталинской Конституции, и продемонстрировать, что будущее принадлежит Советской системе".

Для достижения этих целей советская экспозиция должна была быть простой и ясной, делающей акцент на модернизации, технологиях, социальных программах, победе над природой и на демократическом характере Сталинской конституции.

Уроки парижской выставки 1937 года, когда количество мелких экспонатов и экспозиций отвлекало внимание посетителей, заставили организаторов сосредоточиться на нескольких крупных объектах и больших пространствах, которые должны были создать у пришедших в павильон настроение веселья, радости и оптимизма, присущих советскому человеку.

В павильоне должны были демонстрироваться советские фильмы и выставлены образцы промышленной продукции; само здание было выстроено из мрамора, гранита и отделано полудрагоценным камнем, что должно было показать, как "старая, деревянная Россия превратилась в сильную промышленную Советскую державу".

Проект советского павильона выполнил Борис Иофан с помощью Каро Алабяна.



Начало строительства павильона


Центром композиции стала статуя (из нержавеющей стали) рабочего, держащего в вытянутой руке красную звезду. Рабочий стоял на шестидесятиметровом пилоне, находившемся в центре неоклассического главного здания, охватывающего его двумя полуокружностями.


Ранний эскиз: рабочий еще в античном одеянии
На двух фасадах были помещены барельефы Ленина и Сталина.


На пропилеях с одной стороны под барельефом Ленина была установлена скульптурная группа "Октябрь", представлявшая вооруженных рабочих и солдат-крестьян, завоевавших власть.

С другой стороны, под барельефом Сталина, - группа рабочих и колхозников, "хозяев советской земли, строителей социализма".

На основании пилона была начертана первая статья сталинской конституции: "СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян".


Вот на этом фото видно эту цитату
Внешний фасад здания был разделен на 11 секций, на каждой из которых находилось по гербу союзной республики.

Среди экспозиций советского павильона выделялся Десятилетний план реконструкции Москвы, в центре которого была размещена большая модель Дворца Советов, а неподалеку - точная полноразмерная копия части станции московского метро "Маяковская".


Отсек станции "Маяковская" был выполнен в натуральную величину и из тех же материалов и помещен между зеркальными стенами для создания эффекта присутствия
Неудивительно, что советский павильон был еще и одним из самых дорогих на выставке. Из СССР привезли восемьсот тонн мрамора девяти разных видов.

Внутренняя часть павильона была поделена на восемь отделов: вестибюль и отдельные залы, посвященные

- социалистической экономике и труду,
- культуре и досугу,
- социалистическому городскому планированию,
- транспорту и энергетике,
- искусству,
- науке, литературе и печати,
- дружбе и единству советских народов.

Павильон был оснащен кондиционерами, в нем демонстрировались новые советские кинофильмы, а ресторан предлагал русские, украинские и кавказские блюда.

Вестибюль встречал посетителей огромной фреской, изображавшей "выдающихся людей Страны Советов", на которой были изображены летчики, ученые, режиссеры, стахановцы, писатели, колхозники... Это были индивидуальные портреты передовиков труда, и каждый из 48 человек был идентифицирован на специальной схеме. Эту фреску писали одиннадцать художников под руководством известного соцреалиста Василия Ефанова.

По бокам фрески стояли статуи красного мрамора - Ленин и Сталин.


Кремер В. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 г.
В вестибюле находилась также отделанная самоцветами и драгоценными камнями карта СССР.





Зал социалистического городского планирования. На заднем плане - Ю.Пименов. "Физкультурный парад", на первом - проект Дворца Советов Б.Иофана.
После тура по советскому павильону посетитель мог пообедать в ресторане, посмотреть фильм или купить книги, журналы и пластинки с записями русской и советской музыки в сувенирном магазине.


Он мог также посетить два других уголка Советского Союза на выставке, - Полярный павильон, посвященный советским исследованиям Арктики, и советскую экспозицию в Зале наций, изображавшую социальную структуру страны в соответствии со сталинской конституцией.

Реакция американцев на советский павильон была вполне положительной. Неудивительно, что коммунистические издания, такие как New Masses или Daily Worker описывали его как доказательство превосходства советской системы. Однако и "обычные" американские издания публиковали восхищенные описания павильона и притягательную силу его экспозиций. Журнал Time в своем обзоре открытия выставки назвал советское здание лучшим иностранным павильоном.


Советский павильон ночьюУмеренно социалистический, но совершенно антикоммунистический журнал Nation, подтрунивая над размерами советского павильона, признавал, тем не менее, что "когда эти огромные стены залиты светом, и ты читаешь надписи под портретами Ленина и Сталина о строительстве социализма, тебя пробирает невольная дрожь". New York Times назвала копию московской станции метро одним из главных иностранных аттракционов на выставке, а также опубликовала положительный отзыв о ресторане. Два автомобиля ЗИС, выставленные Советским Союзом, также получили высокую оценку газеты, сообщившей, что они "настолько похожи на американские машины, что водитель не обратит на них внимания на дороге".



Вот один из них

Записи американских посетителей в книге отзывов также свидетельствуют о том, что организаторы добились успеха: некто Уильям Мур прокомментировал - "Если это то, что революция принесла России, - я за революцию". Были, конечно, и сомневающиеся, видевшие пропаганду или уставшие от чересчур часто встречающегося Сталина, - но они остались в меньшинстве.

Удивительно, что, когда в конце августа пришло известие о подписании пакта Молотова-Риббентропа, это не вызвало большой негативной реакции у посетителей выставки (хотя одна из газет разместила на своих страницах карикатуру с подписью "Хайль Гитлер", на которой на статуе советского рабочего появилась нацистская нарукавная повязка, а из руки выпала красная звезда, и она оказалась поднятой в фашистском приветствии.

"Высоколобая" пресса критиковала советский павильон, - в ее публикациях ключевыми были слова "гротеск", "вульгарность", "избыточность". Но основная масса посетителей эту критику не читала.



Американские морпехи маршируют на фоне советского павильона
Самый большой поток критики был направлен со стороны религиозных и патриотических организаций, и основной его мишенью стала гигантская статуя, возвышавшаяся над павильоном, которую сравнивали с Сатаной.


Аллея Штатов с копией исторического здания "Пенсильвания-билдинг", и советская статуя справа
Накал критики был таким, что руководство выставки разместило звезднополосатый флаг на вершине парашютной вышки, чтобы он развевался выше, чем красная звезда в руке советского рабочего.


Католический еженедельник "Америка" в своих статьях атаковал "отравленную пропаганду" советского павильона.

Отдельных атак удостоился мэр Нью-Йорка Фьорелло ЛаГардия, который сравнил в своей речи при открытии павильона революционное прошлое США и СССР.


Вот как раз выступление ЛаГардии
Советский павильон, в отличие от выставок американских корпораций (наиболее популярной стала "Футурама" Дженерал Моторс) не показал видения какого-то необычного воображаемого будущего, мира завтрашнего дня. Целью СССР было показать, что будущее уже наступило, - и оно наступило в Советском Союзе.

Если выставка стала успехом пропаганды Советского правительства в 1939 году, то этот успех вскоре ушел в тень войны и разрыва СССР хороших отношений с западными демократиями. Вскоре после того, как выставочный сезон завершился, СССР напал на нейтральную Финляндию, что стало решительным ударом по любым американским симпатиям к Советам. Именно этот сдвиг в отношении американской публики предопределил решение СССР, принятое в ноябре 1939 года, не участвовать в следующем сезоне выставки в 1940 году, и вывезти павильон назад в Москву (где его планировалось воссоздать в Парке им.Горького).




Американские газеты комментируют разборку советской скульптуры.


Когда в мае 1940 года Нью-Йоркская выставка открыла свой второй сезон, на месте советского павильона размещался "американский форум" для мероприятий под открытым небом, а в финском павильоне были размещены фотографии разрушений, причиненных советскими бомбардировками.


Площадка, где стоял советский павильонВ 1939 г. найденный Иофаном образ рабочего стал массово использоваться в советской пропаганде, прежде всего, в "экспортной" полиграфии. На русском языке, однако, известен плакат Эля Лисицкого "Москва - столица СССР", где написаны слова В. Молотова: "...В случае же военного нападения на Советский Союз нападающий испытает как силу нашей железной самозащиты, так и силу света советских рубиновых звёзд, которые светят далеко за пределы нашей страны".

А вот статуя Сталина из розового мрамора, сделанная для нью-йоркской выставки, сохранилась: ее можно увидеть в московском парке скульпутр "Музеон":

Статуя Ленина тоже сохранилась: она до сих пор стоит в Киеве, напротив Бессарабского рынка, в начале бульвара Тараса Шевченко (в 2009 году группа националистов повредила памятник, отбив Ленину нос):


Источники: Anthony Swift. The Soviet World of Tomorrow at the New York World's Fair, 1939 // The Russian Review, 1998, Vol.57; architip.livejournal.com/31036.html; kommari.livejournal.com/1665134.html; http://ru-sovarch.livejournal.com/567626.html; http://visualhistory.livejournal.com/55682.html; http://www.1939nyworldsfair.com/worlds_fair/wf_tour/zone-1/ussr.htm; samsebeskazal.livejournal.com/165615.html

( Оглавление "российско-американских сюжетов")

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, всемирная выставка в Нью-Йорке

Previous post Next post
Up