Не знаю, все ли заметили, но после "оранжевого страха" 2004 года в отечественное историческое сознание начали внедрять несколько идей, переворачивающих традиции. Некоторые из них существовали и раньше, но были возрождены на новом уровне (как, скажем, антизападничество, блестяще опрокинутое на историю аж Византии о.Тихоном в 2008), некоторые были перенесены из маргиналий в прайм-тайм и "разделяемое всеми" знание (как, например, "теория иностранного заговора", определявшая якобы действия всех в истории революционеров - см. представление о большевиках-немецких агентах в "документальных фильмах" Галины Огурной).
Но самое серьезное, очевидно, - представление о пагубности революций вообще.
Я не отношусь к поклонникам коммунистической идеи, и думаю о революциях как, в первую очередь, о трагедиях. Но (во вторую очередь) я уверен, что революции в самом деле были "локомотивами истории", меняя застывшие общественные отношения, давая дорогу силам, способным развивать общество дальше.
Однако в сегодняшнем историческом официозе революциям места нет. Не только Ленин сделал революцию на германские деньги. Посмотрите, что пишет о декабристах Александр Боханов в учебнике истории России для 8 класса:
"Что, если бы замысел декабристов удался?
Допустим, они захватывают власть. Во главе России встает один из самых деятельных заговорщиков - П.И.Пестель, которого не зря называли русским Робеспьером. Пестель отрицал Бога и Церковь (sic - с больших букв в учебнике - а.), проповедовал возможность насильственного утверждения в стране равенства и справедливости. Вспомним: когда Робеспьер захватил власть во Франции, именно в этот период, в 1793-1794 годах, в стране воцарились насилие и произвол. Число казненных по распоряжению Робеспьера исчислялось тысячами. Провозглашая равенство гражданских прав, Робеспьер и его сторонники установили жесточайший диктаторский режим.
Русские последователи Робеспьера считали все это оправданным во имя свободы человека. Можно с полным основанием утверждать: приди такие люди, как Пестель, к власти в России, страну постигли бы страшные несчастья. Русский историк М.А.Корф называл декабристов горсткой безумцев, чуждых нашей святой Руси". (С.66-67).
Удивительный текст - и рассказом о Робеспьере, подменяющим планы декабристов, и цитатой из Корфа (напомню, однокашника Пушкина и декабристов Кюхельбекера и Пущина, сделавшего государственную карьеру и известного самым враждебным к декабристам описанием их деятельности).
Надо отметить , что антиреволюционный пафос хорошо лег на антикоммунистический акцент предшествовавшего десятилетия, а потому не воспринимался критически людьми, скажем, не доверяющим кремлевской идеологии.
И вот, после нескольких лет этой пропаганды, ведущий либеральный публицист Юлия Латынина говорит как о чем-то само собой разумеющемся:
"На самом деле нет ни одного случая, когда развитие человечества происходило из-за социальных реформ. Развитие человечества всегда происходит из-за технологий. Великая Французская революция на самом деле ничего особо не дала человечеству, кроме террора и изобретения гильотины. Это не такое важное техническое изобретение, без него можно было бы обойтись.
Когда Либих изобрел удобрение почв и когда были изобретены пароход и железная дорога, это переменило жизнь человечества гораздо больше, чем любая революция 1789-го, или 1830-го, или 1848 года". (Спасибо за ссылку
langobardу )
Я даже не буду это комментировать, просто напишу, что это не так. Совсем не так.
Так вот, не могу не прийти к заключению - им удалось. Им, кремлевским идеологам, удалось внедрить в общественное сознание очень важную, но не очень верную антиисторическую идею.