Итак, все хорошее когда-нибудь кончается, закончился и наш круиз, и мы ранним субботним утром вернулись назад в Сиэтл. Получили заказанную машину, встретились еще раз с племянником Женей, и поехали осматривать одну из самых известных достопримечательностей Сиэтла и всей Америки - Музей Боинга или, как он официально называется,
The Museum of Flight.
Музей Авиации в Сиэтле считается одной из основных достопримечательностей города.
Музей был создан в 1965 году и сегодня он самый крупный частный некоммерческий авиационный музей в мире. Территория музея большая - несколько зданий с огромными выставочными залами. Здесь выставлены настоящие модели различных самолётов, многие из которых являются чрезвычайно редкими и необычными. В том числе, здесь выставлены самолеты Германии, России и Японии времен Первой и Второй Мировой войн. На стендах можно увидеть фотографии и материалы из истории развития авиации и компании "Боинг". Не так давно была открыта выставка "Космос».
Сама экспозиция музея содержит 150 летательных аппаратов, которые располагаются в 3 ангарах и на улице. В самом большом собраны самые разнообразные аэропланы за всю историю авиации.
Сиэтл часто называют “Jet City”, потому что здесь производятся пассажирские и военные самолёты корпорации Boeing, которая была образована в 1927 году и является градообразующем предприятием. При музее есть библиотека и архив - самые большие на Западном побережье США. Сохранился самый первый ангар компании Боинг, где сейчас выставлены экспонаты первого цеха авиационного завода. Экспозиция музея включает не только современные самолеты, но и более 150-ти исторических моделей самолётов. Ежегодно музей принимает около полумиллиона посетителей.
Я постаралась идентифицировать все экспонаты, выставленные в главном зале, если в чем-то ошиблась, пишите в комментах, сиправлю.
Очень подробную информацию об основных самолетах, помимо сайта музея, я нашла
здесь, и не удержалась от того, что ее не процитировать. Заранее извиняюсь, если получилось слишком длинно, но я знаю, что среди моих френдов есть и профессионалы, и фанаты, так что может быть кому-то это все и будет интересно. :)
Главный крытый павильон музея:
По дороге от стоянки к главному входу выставлены первые экспонаты - несколько военных самолетов разных стран:
Grumman F-14 Tomcat -двухместный реактивный истребитель-перехватчик четвёртого поколения с изменяемой геометрией крыла, производства Grumman Aircraft Engineering Corporation.
Разработан в начале 1970-х для замены в ВМС США истребителя F-4 «Фантом» II. На вооружении с 1974 года. Снят с вооружения ВМС США в 2006 и заменён на F/A-18E/F Super Hornet. Итальянский лёгкий истребитель-бомбардировщик Fiat G.91 Pan:
McDonnell Douglas AV-8С Harrier II - многоцелевой штурмовик, построенный американской фирмой McDonnell Douglas на базе многоцелевого истребителя с вертикальным взлетом посадкой BAe (Hawker) Harrier. Корпус Морской пехоты США был очень заинтересован в скорейшем перевооружении самолетов модификации AV-8A на новую модификацию AV-8B Harrier II. В ожидании поставок AV-8B, часть самолетов AV-8A были модернизированы по стандарту AV-8B и получили обозначение AV-8C. Первый переоборудованный самолет поступил в USMC в конце 1978 года. Последний из представленных по дороге ко входу в музей самолетов - советский военный истребитель
МиГ-17 (Микоян-Гуревич) 1952 года выпуска. МиГ-17 был улучшенным производным своего предшественника МиГ-15. Турбореактивный двигатель был оснащен значительно большей тягой и МиГ-17 был первым русским самолетом, который достигал околозвуковой скорости в горизонтальном полете. Есть такое понятие в авиации как крейсерская скорость - это воздушная скорость горизонтального (крейсерского) полёта, при которой величина отношения потребной тяги к скорости полета минимальна. Крейсерская скорость Миг-17 составляла 1144 км/ч.
Этот пассажирский лайнер середины 1950-х годов
Lockheed 1049G Super Constellation, принадлежавший Канадским авиалиниям, стоит перед самым входом:
И рядом с ним
Boeing WB-47 Stratojet 1947 г. Американский дальний бомбардировщик, разработанный компанией Боинг в середине 1940-х годов. Использованная на B-47 аэродинамическая схема (размещение двигателей на пилонах под крылом) впоследствии стала традиционной для многих пассажирских самолётов. Мог нести две ядерные бомбы на борту - огромная махина! Один из самолётов марки Boeing B-47 (рег. номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) сбил советский лётчик Василий Поляков на МиГ-19 над Баренцевым морем 1 июля 1960 года - 4 человека из экипажа погибли, ещё 2 были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году. Максимальная скорость - 978 км/ч (на высоте 4968 м), боевой радиус - 3797 км (с 4536 кг бомб, Подвесной Топливный Бак (ПТБ) и баком в бомбоотсеке), практический потолок - 12344 м, нормальная взлётная масса - 102493 кг (с 4536 кг бомб).
И этот мальчик с авиамоделью тоже перед входом:
Крытая экспозиция начинается с реплик старинных летательных аппаратов.
da Vinci Il Cigno Interpretation:
Lilienthal (Otto) 1893 Glider Reproduction:
Chanute-Herring 1896 Biplane Glider Reproduction:
Первый вариант самолета братьев Райт -
Wright 1902 Glider Reproduction:
Знаменитый самолет Flyer 1903 года, построенный братьями Уи́лбур и О́рвил Райт (Wilbur Wright (1867-1912) и Orville Wright (1871-1948)) - два американца, за которыми в большинстве стран мира признаётся приоритет изобретения и постройки первого в мире самолёта, способного к полёту, а также совершение первого управляемого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.
Wright 1903 Flyer Reproduction:
Пожалуй, обстоятельнее своих предшественников ознакомились с полетом птиц, с законами обтекания несущих поверхностей братья Райт. Поняв, как пернатые перекашивают распластанные крылья, конструкторы испытали этот принцип на модели планера. Им очень помог древний "летательный аппарат" - воздушный змей. Братья Райт смогли развить проект практически первого эксплуатируемого самолёта. Несмотря на то, что братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полёт на экспериментальном самолёте, они были первыми, кто мог управлять таким полётом в воздухе, что сделало возможным дальнейшее развитие самолётостроения. Крупнейшим фундаментальным достижением братьев Райт было открытие ими трёх осей вращения самолёта, что позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта. Этот метод стал основным, и таковым остаётся до настоящего времени для всех типов самолётов.
В 1903 году братья Райт построили оснащённый двигателем Флайер-1, материалом которому послужил обычный для аппаратов Райт конструкционный материал - ель, крепкое и лёгкое дерево. Они также разработали и изготовили деревянные пропеллеры, а также бензиновый двигатель, изготовленный в их магазине велосипедов.
Немецкий самолет Таубе -
Rumpler Taube (Dove) Reproduction 1913 года. Максимальная скорость самолета - 96.54 km/ч, что было очень даже не плохо для тех времен. Немецкий Таубе был стабильным в полете и его использовали для тренировок в воздушно-десантных войсках. Таубе во многих своих конфигурациях был наиболее распространенный тип самолета в довоенной Германии и Австрии. Данный экспонат был построен компанией Rumpler в Германии. Таубе выпускали в больших количествах и в первые месяцы I Мировой войны они использовались в роли разведчика. Но с появлением новых военных самолетов, безоружные Таубе были выведены из зоны военного действия и использовались для обучения будущих летчиков.
Первый самолет, спроектированный и построенный в 1916 году компанией Боинг Модель 1(Boeing Model 1) также известный как
B&W Гидросамолет. Максимальная скорость - 120.675 км/ч.
Два самолета B&W были предложены военно-морскому флоту Соединенных Штатов, но флот отказался их покупать и тогда они были проданы Школе полетов в Новой Зеландии и стали первыми в международной купли-продажи самолетов. 25 июня 1919 года B&W установлен новый рекорд высоты Новой Зеландии в 1981.2 метра. Позднее B&W были использованы для доставки экспресс-почты.
Cessna CG-2 Glider, 1930 г.:
Boeing 100/P-12/F4B, 1928 г. - один из первых в известной серии самолетов, чей дизайн считался самым удачным в период между двумя мировыми войнами:
Представленные в экспозиции самолеты - пионеры воздушной почты:
Еще один почтовый самолет -
Swallow Commercial, 1927 г.:
Стенды и экспонаты рассказывают о том, как в начале прошлого века осуществлялось воздушное почтовое сообщение в Америке:
Ryan M-1, 1926 г.:
В течение многих веков человек мечтал научиться летать, подобно птице, используя свою мускульную силу. Но только в последнюю четверть века, уже после появления сверхзвуковых самолетов и космических кораблей, летательные аппараты с мускульным приводом обрели право на существование. Альбатрос-паутинка (
MacCready Gossamer Albatross II) - это летательный аппарат, двигателем которого является сам человек, построен американским авиационным инженером Паул Маккриди (Paul MacCready).
12 июня 1979 года, вращая педали мускулолета «Альбатрос-паутинка», американец Бриан Аллен преодолел расстояние 33 км и пересек пролив Ла-Манш, чтобы выиграть приз Кремера в 100 тысяч фунтов стерлингов. Пилот приводит аппарат в движение, вращая педали, которые через цепную передачу соединены с пропеллером. В крейсерском режиме пропеллер делает примерно 210 об/мин и самолет достигает скорости до 28.96 км/ч. Необходимую для взлета дополнительную мощность дает электромотор, питаемый от аккумуляторной батареи. Пилот заряжает батарею перед полетом с помощью педалей.
Перед Альбатросом-паутинкой висит
Alexander Eaglerock, 1928 г. (виден на предыдущей фотографии), а над ним -
Lamson L-106 Alcor Glider, 1972 г.:
Жемчужина коллекции -
Lockheed SR-71A Blackbird 1963 года или просто Blackbird ("Черный дрозд") - легендарный Локхид, стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США, и один из самых выдающихся военных самолетов всех времен и народов. Этому самолету-разведчику удалось обнаружить полигон №5 в Казахстане (нынешний Байконур), в 1962 г. - стартовые позиции советских баллистических ракет на Кубе. Полеты самолета над территорией СССР прекратились после того, как в 1960 г. под Свердловском был сбит Lockheed, управляемый Фрэнсисом Пауэрсом.
Стоит посреди зала в окружении своих маленьких родственников с крыльями. Ему явно не хватает пространства в тесном зале, и немудрено - его длина 31.17 м, высота 5.64 м, площадь крыла 166.76 кв.м., его скорость на высоте 25500 м составляла 3557.5 km/ч, что до сих пор делает его самым быстрым самолетом в мире. При такой скорости фюзеляж самолета нагревался до 400С, потому он изготовлен из специальных сплавов, а пилоты летали в скафандрах и кислородных масках.
Он же был и первым самолетом, где начали применяться элементы технологии СТЕЛС - комплекс методов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и радиопоглощающих материалов и покрытий, что резко уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины. Был разработан уникальный турбопрямоточный двигатель, который выдавал тягу более 10 тонн и весил при этом 3200 кг. Что интересно, за счет различных хитростей в конструкции этот двигатель позволял самолету летать не только на сверхзвуковых, но и дозвуковых скоростях.
Сейчас эти уникальные птички больше не летают. В эксплуатации они оказались невероятно дорогими, и со временем все их функции передали спутникам-шпионам. Всего их было построено около 30 штук, из них 12 потеряно в авариях и катастрофах, один пилот погиб. Теперь их можно увидеть лишь в музеях, в том числе и в
виртуальных музеях.
Двигатель Локхида:
И шасси:
Носовая часть
Lockheed SR-71A Blackbird:
Носовая часть какого-то истребителя:
В ней можно посидеть и подержаться за рычаги, что Лейка и непреминула сделать:
McAllister Yakima Clipper Glider, 1932 г.:
Симулятор боевого истребителя - Сема с Лейкой опробовали, а я со своим отвратительным вестибулярным аппаратом решила не рисковать. :)
Сначала тренажер:
А потом сам симулятор:
Вот так их там болтало:
А я пока осматривала дальше главную экспозицию:
Пассажирские перевозки на самолетах имели такой успех, что фирма Boeing решила всерьез заняться разработкой чисто пассажирских самолетов. Пассажирский
Boeing 80A-1 построен в 1929 году.
Салон для своего времени был на редкость просторным и комфортабельным - человек ростом метр девяносто мог стоять в нем не сгибаясь. 12 кожаных кресел располагались в четыре ряда по три кресла (слева два кресла, справа одно), причем над каждым имелся индивидуальный светильник. В салоне действовала принудительная вентиляция и водопровод(!) с горячей и холодной водой. Пилотская кабина была сделана закрытой (новинка по тем временам) и отделена от пассажирского салона. С началом второй мировой войны самолет перебазировался на Аляску, где был переоборудован в грузовой: в правом борту была прорезана большая грузовая дверь. Чтобы ослабленный таким вырезом фюзеляж не разрушился от нагрузок в полете, пришлось усилить его с помощью наружных металлических накладок. В 1942 году на Модели-80 был перевезен паровой котел массой 4983 кг - самый тяжелый груз, переправленный до тех пор по воздуху (кстати, нормальная полезная нагрузка Модели-80 - груз, топливо и экипаж - составляла 3208 кг). В 1946 году этот самолет, к тому времени единственный оставшийся 80-й, оказался на свалке и пошел бы на переплавку, если бы не вмешались неравнодушные к авиации люди. Останки Модели-80 перевезли на военно-транспортном самолете в Сиэттл, и началась кропотливая работа, продолжавшаяся до 1980 года. Максимальная скорость - 222 км/ч, Практический потолок - 4265 м.
Раздел, посвященный использованию Боинга 80A-1 на Аляске:
Грузовая дверь:
Это только первая часть главного павильона, в следующем посте будет вторая часть, затем раздел, посвященный космонавтике, и диспетчерская вышка, исторический ангар Боинга, два зала, посвященные мировым войнам и наконец экспозиция на летном поле, так что впереди еще 6 постов (ой, мама дорогая!). ;))
Америка - день первый - 19-е июня 2015 - Сиэтл Америка - день первый - 19-е июня 2015 - Сиэтл - Озеро Вашингтон и Спейс-Нидл Америка - день второй - 20-е июня 2015 - Сиэтл - Шлюз и Ботанический сад Америка - день второй - 20-е июня 2015 - Сиэтл и начало круиза Америка - день второй - 20-е июня 2015 - Круиз: ужин и закат Америка - день третий - 21-е июня 2015 - Круиз: Тихий океан Америка - день четвертый - 22-е июня 2015 - Круиз: Джуно Америка - день четвертый - 22-е июня 2015 - Круиз: Джуно - Ледник Менденхолл Америка - день четвертый - 22-е июня 2015 - Круиз: Джуно - По дороге к китам Америка - день четвертый - 22-е июня 2015 - Круиз: Джуно - Киты! Америка - день четвертый - 22-е июня 2015 - Круиз: Джуно - Закат Америка - день пятый - 23-е июня 2015 - Круиз: Глейшер Бей - начало Америка - день пятый - 23-е июня 2015 - Круиз: Глейшер Бей - окончание Америка - день пятый - 23-е июня 2015 - Круиз: закат Америка - день шестой - 24-е июня 2015 - Круиз: Ситка - начало Америка - день шестой - 24-е июня 2015 - Круиз: Ситка - окончание Америка - день седьмой - 25-е июня 2015 - Круиз: Кетчикан Америка - день восьмой - 26-е июня 2015 - Круиз: Тихий океан