Велопоход по Армении и Нагорному Карабаху, 13 мая - 3 июня 2015 г.

Nov 05, 2015 17:29

Привет, друзья! Наконец-то я доделал отчет о незабываемом велопутешествии по Армении и Нагорному Карабаху, которое нам с Натали kvaziunofantasy удалось совершить еще в мае. За 22 дня мы проехали 1386 км, с общим набором высоты 21310 метров! Это было очень непросто - часто подсознание совсем не понимало, на каких остатках физических сил мы все еще едем, поднимаемся на очередной перевал, просыпаемся с рассветом и снова едем.. Но даже сейчас иногда просто таки накрывает от грусти и тоски по этим дням, и хочется снова в путь. Прожита и прочувствована целая маленькая жизнь... Мы видели места, от которых перехватывало дыхание, из которых еще не уехал, а уже хочется вернуться. Иногда глаза просто не верили в то, что они видят... Мы ныряли в горячие источники с температурой воды 62 градуса, а на высоте 3200 метров попали в холодное снежное царство. Мы встречали таких людей, от которых было грустно уезжать, а гостеприимство зашкаливало так, что после первой недели, мы уже думали, что так и не заночуем в палатке. Ну и поправимся килограмм на пять..)) Количество доброты и искренности, которое мы мы ощутили на себе - не измерить словами. Сложно было поверить, что так бывает вообще. Полная перезагрузка сознания. Сохранить бы все это в себе как можно дольше... И это только маленькая частичка пережитых эмоций. Поэтому сейчас самое время заваривать чайок и доставать печеньки - история будет длинной. Приятного просмотра и легкого чтения!)

День 1. Ереван - Хор Вирап (78,5 км)
Треки дня:

Ранним утром мы прилетели в аэропорт Звартноц в Ереване. Отошли в дальний уголок и начали потихоньку собирать велосипеды, чем сразу привлекли к себе внимание всех окружающих. Вокруг постепенно собиралась толпа людей, нас без смущения разглядывали, обсуждали велосипеды, о чем-то говорили на армянском языке. Даже как-то неловко стало, чувствовали себя зверушками в цирке..) Но напряжение спало, когда все поняли, что мы говорим по-русски. А потом подошла женщина и угостила нас местными сладостями..) Тогда мы даже не представляли, что уже в этот день нас еще раз пять угостят кофе, и не только.

Не всегда было удобно доставать камеру во время движения, поэтому некоторые снимки в отчете сделаны на телефон.

Ереван ранним утром прекрасен! Как хорошо, что мы прилетели еще до рассвета. Огромный город, широкие проспекты с идеальным асфальтом, красивый центр, залитый первыми лучами солнца, и никого вокруг. Если кто-то и едет мимо, то обязательно посигналит в качестве приветствия..) Машем в ответ, настроение прекрасное! А первое, что мы увидели, выехав с аэропорта - снежную вершину Арарата... Это было настолько потрясающе, что захотелось закричать от радости! Но после 9 утра сказка Еревана заканчивается, начинается будний день, с тысячами автомобилей, шумом, пробками, светофорами, сумасшедшими водителями такси и маршруток. Поэтому в этот же день решили двигаться дальше.

Но сначала заехали в Армянскую Федерацию альпинизма и горного туризма: http://www.armalp.am К моменту нашего путешествия только там можно было купить туристический газ для горелки. Федерация оказалась спортивным магазином, в котором работают очень приветливые ребята. Помимо газа тут нам помогли с ремонтом Наташиного велосипеда, который не очень хорошо перенес перелет..) Был слегка помят обод колеса. Для этого подняли на уши пол города: сначала вызвали веломеханика, а после неутешительного диагноза, отвезли колесо вместе с Наташей на такси в веломастерскую. Так что рекомендую - тут вам помогут с любыми вопросами, связанными с путешествием. Пока я ждал, мне разрешили сесть за компьютер с интернетом, пару раз угостили кофе и конфетами..) Вскоре все вопросы были решены и мы наконец-то выехали.

К вечеру добрались в Хор Вирап. Со смотровой площадки этого храма открывается прекраснейший вид на Арарат!

Мы спокойно катались вокруг храма, уже думая над тем, чтобы купить бутылочку вина на вечер и ставить палатку, когда к нам подошел дедушка Карлен с маленьким внуком. Познакомились, и он пригласил к себе домой, выпить кофе. У нас было время, поэтому отказываться не стали. Но просто кофе в Армении не бывает - естественно все переросло в большой семейный ужин. Семьи тут огромные, а стол накрывается за считанные секунды..)) Стая внуков без устали носилась по дому, детки чуть не разобрали по болтикам наши велосипеды. Ну а мы сидели со всеми и общались до поздней ночи. Естественно ни о какой палатке речи уже не шло, остались в доме. Таким неожиданным, теплым и душевным получился уже первый вечер в Армении. Еще и закат сходили посмотреть:)

День 2. Хор Вирап - Гарни (52,3 км, набор высоты 918 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/308726010

Выходишь утром из дома, а перед тобой Арарат... Волшебный, идеальный рассвет! Вокруг еще сумерки, а солнце уже попадает на вершину горы.

Дом Карлена был первым местом, из которого нам было грустно уезжать. Армяне очень ценят воспоминания. Где бы мы ни жили в дальнейшем, нам обязательно показывали фотографии и письма. Бережно доставали ооочень древнюю коробочку, пакет, или альбом, покрытый пылью. И начинались рассказы: о семье, о друзьях, о путешественниках, которые бывали тут до нас... Они никого не забывают - столько тепла в воспоминаниях о каждом! Скоро и мое письмо с карточками из Армении будет храниться в альбоме у Карлена, и возможно когда нибудь он расскажет вам о двух путешественниках с велосипедами..) Эх..

Второй день путешествия, и первые горы у нас на пути, а с ними и первые подъемы. Непросто это с 25-килограммовым велобаулом на багажнике. А ведь это были просто цветочки, по сравнению с тем, что ждало нас дальше. По глупости, я еще и два литра воды с собой вез на всякий случай. Тогда мы еще не знали, что вода в Армении есть везде: множество родников и специальных питьевых фонтанчиков вдоль дорог. Но когда видишь то, ради чего поднимался, об усталости забываешь мгновенно. Азатское водохранилище. Ах эти леопардовые холмы...) Их хочется погладить прямо на фотографии! И первый спуск по серпантину! Но сильно не разгонишься, ведь надо сфотографироваться на каждом повороте..))

К вечеру мы добрались до городка Гарни. Все едут в Гарни, чтобы посмотреть одноименный храм, и по плану тут была совсем короткая остановка. Но нас поразило другое - мало кто пишет, что храм расположен на краю потрясающего ущелья, над каньоном реки Азат. Глядя вниз, я понял, что пропускать такое нельзя.. Еще и закатное солнце красиво подчеркнуло объем и масштаб. Мы решили остаться в Гарни и на следующий день, чтобы прокатиться по этому каньону налегке. Хорошо, что план предусматривал несколько резервных дней.

Одинокий домик на краю пропасти.. Мечта интроверта..) Тут в самом низу видно кусочек дороги, по которой нам так хотелось прокатиться.

Забегая вперед, скажу, что это было одно из лучших решений похода, интуиция не подвела. А пока предстояло найти жилье на ближайшие две ночи, и совершенно случайно мы остановились в доме местной богемы - Рубена и Рузанны. Оба художники, со своей школой в городе. Их дом - это настоящее творческое пространство, с огромной мастерской на втором этаже, с бесчисленным количеством альбомов всемирно известных художников, с картинами и набросками в скетчбуках, а с балкончика открывается вид на горы. Просто мечта! Атмосфера для работы что надо. И даже немножко жаль, что там у нас было так мало свободного времени. Зато в первый же вечер мы попали на армянский день рождения! (Тоже совершенно случайно!) Шашлык горой, вино рекой, клубника тазиками... Внимания нам было больше, чем самому имениннику..)) Все происходящее казалось каким-то артхаусным фильмом про совсем другой мир, и мы не до конца верили, с нами ли все это происходит уже второй день подряд...

День 3 (утро). Радиалка в Гегард (29,2 км, набор высоты 833 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/308726557

Осилив ранний подъем после дня рождения, прокатились к красивому горному монастырю Гегард.
Здорово, что мы выбрались в Армению в мае - активный туристический сезон еще не начался, и большинство главных достопримечательностей мы посетили практически в одиночестве. Без шумных толп, автобусов с туристами, продавцов сувениров и зазывал в рестораны. К началу лета все уже, конечно, изменилось..

Древность - первое слово, которое ассоциируется у меня с храмами Армении. Кажется, что каждый камушек тут хранит многовековую историю, а внутри ничего не изменялось с давних времен. Все пропитано глубокой тишиной. А мрак внутри и лучи света, пробивающиеся из узких окон, создают незабываемую атмосферу.

Но не только монастырь был целью этого утреннего выезда. Уже на следующий день нам предстояло ехать через грунтовый перевал Спитаксар, высотой 3288 м. Глядя на заснеженные вершины гор на горизонте, душу терзали сомнения. Местные жители неодобрительно качали головой... Но невозможно было успокоиться, не проверив самим. Поэтому решили съездить на разведку в деревушку Гегард, расположенную на высоте 1950 м, откуда и начинается подъем на перевал. И дорога сама сказала нам "нет". Грунтовка все больше становилась похожей на болото, и погрязнув в нем окончательно, не успеваю выстегнуться с контактов и падаю прямо в грязь!:D Все бы ничего, но бедром приземляюсь на острый камень. В итоге рассечение сантиметров семь, хорошо хоть не глубокое, а ведь путешествие могло бы закончиться, так и не начавшись. Спитаксар остается на следующий раз. Быстро возвращаемся - назад все время вниз. Обработка ран, обед и спать. На вечер запланирован еще один выезд.

День 3 (вечер). Радиалка в каньон р.Азат (18,3 км, набор высоты 677 м)
Треки:

Короткий дневной сон, после которого невозможно заставить себя встать. Совершенно разбитое состояние, сил нет, нога болит, ехать никуда не хочется. Но надо. Уже через полчаса я забыл обо всем от того, что мы увидели!

Каньон в Гарни называют Симфонией камней. Симфония, масштабы которой сложно передать. Остается только долго и восторженно смотреть наверх с открытым ртом... И надеяться, что именно сейчас какой-нибудь камушек не решит отвалиться..))

Сначала поставил велосипед, а уже потом увидел эти огромные трещины в камнях над ним, страшно было забирать.

По этой дороге невозможно спокойно ехать. Каждую минуту приходится останавливаться и фотографировать!)

Но не только Симфония камней впечатляет, а и сам каньон. Только посмотрите на эти масштабы! И найдите маленькую Наташу на фотографиях)) Иногда даже страшновато было ехать у таких обрывов, особенно на крутых сыпучих спусках. Хорошо, что без рюкзаков.. А выезд из каньона - это пол километра вверх по брусчатке, со средним уклоном 20%!

Внизу много раз приходилось пересекать речушки и огромные лужи. В общем повеселились..)

Обратная дорога. Тот случай, когда все не помещается даже в 16 мм.

Насыщенная дневная программа, после которой нас ждал...конечно же душевный семейный ужин в доме Рубена и Рузанны..) Уже после третьего дня надежды сбросить пару лишних кг за поход безнадежно рухнули. Столы тут ломятся от угощений, а попробовать хочется абсолютно все!)

День 4. Дорога к Севану (122,8 км, набор высоты 1464 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/308728443

Накануне вечером, за ужином, нам налили 60-градусной домашней водки. Отказаться, как вы понимаете было невозможно.. Даже несмотря на то, что водку я не пью вообще, и на то, что нам вставать с рассветом и далеко ехать. В ответ: "Да после этого вы поедете еще быстрее!". Не знаю, в водке дело или нет, но на рассвете мы проснулись бодрячком и легко проехали 123 км за день, можно сказать, даже не заметили их. Всю первую половину дороги нас сопровождали снежные вершины Арарата вдали... Красота! Шел четвертый день, путешествие только началось, а голову уже наполняли мысли о том, что сюда хочется вернуться еще раз.

Раз уж с перевалом Спитаксар не сложилось, поехали в объезд, по старому Севанскому шоссе. Это шоссе ведет к крупнейшему озеру Кавказа - Севан, расположенному на высоте 1900 м.

Доехав до озера, еще километров 30 катились вдоль берега, уставшие и голодные. Но туристический сезон еще явно не начался - все было закрыто, окна заколочены, даже магазинов по пути не было. Не выдержав, остановились у берега на долгий привал - не зря же мы везли с собой газ и продукты, купленные еще в Ереване. Через час вокруг очень быстро начали сгущаться тучи, казалось вот-вот нас накроет...

Но нам безумно везло с погодой - за три недели путешествия, на таких высотах в горных районах, мы ни разу не промокли под дождем! Часто гремел гром, вокруг собирались грозовые облака, где-то в горах все заливало.. Но только не на нашем пути. Весь вечер мы неспеша катились вдоль побережья Севана, наслаждаясь красивейшими пейзажами в закатном свете.

Проехали храм Айриванк и несколько сказочных мест, где можно было бы остаться с палаткой.. Но мы ехали и ехали, с мыслями "остановимся уже где-то дальше..". В итоге солнце село, начало смеркаться, а все уютные места для палатки остались далеко позади. Мы заехали в такие говна! Слева болото, вокруг густые кусты, а вместо дороги песок, в котором вязнут колеса... Тем временем потемнело, а дорога совсем пропала. Уже ни на что хорошее не надеялись - найти бы хотя бы ровную полянку для ночевки. Неожиданно мы заметили что-то вдалеке. Оказалось, лодочная станция, со стороны которой на нас с оглушительным лаем выбежала стая огромных собак. "Супер" место для ночевки. Но тут же вышел мужчина, успокоил собак и сказал, что мы можем оставаться у него, в строительном вагончике. Это было настоящим спасением в тот вечер! Было ощущение, что все эти дни дорога сама вела нас именно в нужные места, туда, где нас ждут и всегда готовы помочь... Все как в книгах о путешествиях..) И пусть там было не очень удобно спать, но важно ли это?

Наш спасительный вагончик и его хозяин. Сфотографировал уже утром, в светлое время.)

День 5. Норатус - Геховит (49,4 км, набор высоты 363 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/308728820

Все утро мы провели с рыбаками. Они приезжают еще до восхода солнца и отправляются за свежим уловом. Через пару часов нас ждали вареные раки и барбекю из свежайшей рыбки. Это было прекрасно!) Да и сам рассвет был потрясающим! Идеальная гладь воды, чайки, горы вокруг до горизонта, небо, меняющее свой цвет каждую секунду.. Тишина и умиротворение вдали от цивилизации. Совсем не зря мы добирались сюда предыдущим вечером..) И как хорошо, что в этот день не нужно было никуда спешить.

А это Рубик, смотритель лодочной станции. Добрейший человек с грустными глазами. Все утро он следил, чтобы мы не были голодными и варил нам кофе. Я хоть и стараюсь описывать все достаточно подробно, но как же жаль, что невозможно запомнить и воспроизвести все искренние слова, диалоги, рассказы, чтобы передать хоть капельку теплоты и искренности, с которой к нам относились.

Тут все просто, но кофе вкуснее вряд ли получится приготовить дома.

Традиционный севанский обед, и можно ехать дальше..))

Прокатившись еще километров 35 по красивой прибрежной дороге, мы покушали (это важно!) и решили проехать часть длинного подъема, чтобы на следующий день меньше осталось. А дальше типичная для Армении история. В первом же селе нас остановили двое мужчин, а узнав, что мы еще и говорим по-русски, радостно достали вино. Тут же на багажнике появились помидорчики, огурчики, сыр и лаваш. Честно, мы долго сопротивлялись, какое вино, нам же ехать еще. Но бесполезно! Так мы покушали во второй раз. Но вы же понимаете, что это был не конец, а только начало... Дальше они сказали, что не дадут нам ночевать в палатке и позвали в гости. Сначала к одному, потом ко второму!!! Первый семейный ужин мы еще выдержали, а второй уже приходилось просто вталкивать в себя... Потому что не удобно отказываться, когда тебя зовут в гости и стараются приготовить все самое лучшее. Выдержав это испытание, с облегчением ушли спать. Уползли точнее.. Нас ждал адски тяжелый следующий день...

День 6. Селимский перевал - монастырь Нораванк (75,4 км, набор высоты 1484 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/308730474

А это уже утро следующего дня. Распрощавшись с нашими гостеприимными друзьями, мчим (точнее плетемся) вверх, на Селимский горный перевал - высотой более 2400 м. Это было первое серьезное испытание, но далеко не последнее на этот день..

Перевести дыхание на вершине, и спуск!

Потрясающе красивая дорога! Еще и больше 40 км вниз!! Останавливались фотографировать чуть ли не на каждом повороте.

Однако полноценно насладиться таким спуском не получилось. После супер-гостеприимства в предыдущий день и четырех ужинов подряд появились все признаки отравления, еще и с высокой температурой и слабостью. Так морозило, что ехал в двух куртках. Сил крутить педали не было вообще. Когда Наташа пробила колесо и ремонтировалась - уснул прямо на травке на обочине... Через пару часов еще один перерыв на дневной сон у реки. Хотелось там и остаться, но дневной план нужно было выполнять. Кое как собрался с силами и настроился на последние 20 км. Я и не представлял, какой это будет ад!!! Мы поехали к горному монастырю Нораванк. Дорога к нему ведет по красивейшему ущелью, в начале которого даже GPS не ловит - вокруг высокие скалы. И ведет эта дорога постоянно вверх...

Сначала 6 км плавного подъема с 9% градиентом, а потом еще 2 км жести с уклоном 14-16%. Я думал, это не закончится никогда. Впервые за долгое время пришлось использовать самые легкие передачи, 1-1 или 1-2. Когда мы все таки оказались наверху, не было сил даже стоять на ногах - я их просто не чувствовал, еще и температура... Поэтому фотографий монастыря даже не будет. 8 вечера, гостиница, спать... Так я встретил свой день рождения в походе..)

День 7. Нораванк - перевал Сараван - Горайк (71,9 км, набор высоты 1431 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/308731046

Новый день, и новый перевал. Когда видишь впереди горы, возвышающиеся стеной, сложно даже представить, что где-то там есть дорога, и нам по ней ехать. Снова Наташа для масштаба)

Более 40 км затяжного подъема, и одновременно с закатом мы въехали на перевал Сараван, высотой 2400 м.

Сразу после заката резко похолодало, и уже в сумерках мы покатились вниз до ближайшей деревни. Длинные спуски перестают приносить большое удовольствие, когда понимаешь, что на следующий день всю эту высоту снова придется набирать.)) Признаюсь, гостеприимство в предыдущие дни нас очень расслабило, и мы уже ехали с мыслями, что нас обязательно приютят и накормят. А в этот раз еще и сами напросились в гости, увидев людей в деревне. Собственно, они были только рады нам, и все было вкусно и хорошо, но пропал тот момент неожиданности, когда едешь, и не знаешь, что принесет тебе дорога, и где ты окажешься вечером. В дальнейшем решили исправлять ситуацию, ведь не зря же мы везли с собой палатку.

День 8. Крылья Татева (70 км, набор высоты 827 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/308731666

Так началась вторая неделя путешествия. Рано утром проезжали мимо красивого Спандарянского водохранилища.

А дальше, как обычно, началась жесть...)) Первые 50 км пути на высотах от 1800 до 2200 м, с затяжными тягунами, когда дорога ровной линией тянется вверх до самого горизонта, и конца подъема не видно.. Еще и уклон такой, что скорость опускается до пешеходной - 5-7 км/ч, а вокруг вообще ничего - безжизненный, пустынный пейзаж, только трава и камни. Такое выматывает не только физически, но и психологически. Борьба не только с дорогой, но и с собой, ведь все мысли только об одном - когда все это закончится..

Так и доехали до городка Алидзор, где расположена самая длинная в мире канатная дорога "Крылья Татева" длиной 5,7 км, ведущая к Татевскому монастырю. Кабинки пролетают над Воротанским ущельем на высоте 320 м. Естественно, мы не могли этого пропустить. Еще и повезло ехать в кабинке совсем одним! Конечно, захватывает дух... Дорога в облака.

Красивейшие пейзажи вокруг. Этим местам следовало бы уделить как минимум несколько дней: прокатиться по низу ущелья, подняться по сумасшедше крутой горной дороге к Татеву и дальше. Но в тот момент у нас не было ни сил, ни времени на это. Ставим галочку на будущее!

После канатной дороги вернулись на пару километров назад, в Шинуайр. В этом затерянном городке остановились в придорожном мотеле, хозяин которого, со слов Наташи, смахивал на сутенера..)) Вечерняя прогулка тоже не особо вдохновила. Вокруг настоящее гетто вдали от остального мира.. Горят костры, бродят собаки, взрослые на тебя подозрительно косятся, а дети играют в разбитых автомобилях. Под окном многоэтажки может запросто располагаться коровник, а во дворе пастись лошадь. Наверное, самое мрачное место за все путешествие. Но в тот момент важно было только одно - выспаться как минимум до обеда. Уж очень утомили предыдущие три дня с горными перевалами.

День 9. Горис - Хндзореск (30,1 км, набор высоты 518 м)
Треки:

Утром следующего дня дорогу нам перешла черепаха. Еще и с цветком в зубах)) На удачу, решили мы, и поехали дальше.

Удача поджидала нас уже за следующим поворотом. Наконец-то спуск в Горис! Этот городок очень понравился, чем-то напомнил Бахчисарай. Расположен в долине среди гор, вокруг множество пещерных городов, да и вообще очень красиво. Еще одно место, куда хочется вернуться и рассмотреть поподробнее.

На выезде с города нас снова пригласили на кофе. И очень вовремя - сразу же начался дождь. Пока пережидали, кофе повторялся еще несколько раз и дополнялся чаем с конфетами..)) А еще в доме был вайфай! Так на 9 день путешествия мы впервые вышли в интернет. У нас миллион впечатлений каждый день, а там все по-старому, как будто и не уезжали. Так что можно было и не заходить.

Всегда мечтал пройтись по длинному подвесному мосту, протянутому над глубоким ущельем. В Армении это осуществилось..) Мост находится в городке Хндзореск, недалеко от Гориса. Длина 100 м, и ни единой опоры - полностью подвесной. От малейшего движения нормально так раскачивается..) Нам снова повезло быть в таком туристическом месте абсолютно одним!

Но больше всего впечатлил даже не мост, а огромнейший пещерный город, расположенный вокруг и на дне ущелья. До ночи бродили по нему - ощущение, что время тут остановилось, все пропитано древностью, а от глубокой тишины мурашки по коже... Если присмотреться, можно увидеть множество пещер в камнях. Царство хоббитов!)

А этот храм, заросший мхом... Идеальнейше. Тут нужно было оставаться только с палаткой, что мы с удовольствием и сделали.

День 10. Нагорный Карабах (82,1 км, набор высоты 1711 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/309562631

Первая ночь в палатке прошла, мягко говоря, нервно. Нас пугали всякими страшными рассказами про шакалов, да и в интернете я начитался историй..) Поэтому первые три часа не мог уснуть вообще, прислушиваясь к каждому звуку. А звуков в ущелье было хоть отбавляй... Проснулась вся ночная живность! Тем не менее, утро наступило, и мы снова в пути. Хндзореск был последним городом перед границей с Нагорным Карабахом. Символическая таможня, и мы уже едем по территории непризнанной республики. При упоминании Нагорного Карабаха, каждый армянин с любовью называл его "нашей маленькой Швейцарией", а когда уже потом мы рассказывали, что проехали его на велосипедах, нам не верили: "Там же такой гора, что я на машина не могу заехать!". Как вы понимаете, нас ждали новые увлекательные приключения..))

В Карабахе к тому времени было уже настоящее летнее пекло! Во все подъемы заезжали обливаясь потом. Особенно "порадовал" город Бердзор. Он расположен на склоне горы, и чтобы просто его проехать, нужно набрать 300 метров высоты! И это было только начало..

Впереди нас ждал затяжной подъем на Лисагорский перевал, высотой 1866 м. Несмотря на всю тяжесть подъема, меня не покидало ощущение восторга от этой дороги! Безумно красивый "многоэтажный" серпантин, почти полное отсутствие автомобилей, лес вокруг и вершины гор в облаках... А вот у кого-то от всех этих серпантинов уже начинали сдавать нервы. Вообще не знаю, как Наташа все это выдерживала..)

Красота на вершине перевала.. Туман стелится прямо над дорогой. Въезжаем в неизвестность...)

Обычно все наши "приключения" начинались с фразы: "А поехали дальше!". Произносилась эта фраза чаще всего в тот момент, когда план по километражу на день был выполнен, можно было никуда не спешить, наслаждаться моментом и отдыхать..)) Но это было бы слишком просто. Кайф дорожного путешествия в том, что выезжая утром, ты не знаешь, что увидишь уже через несколько километров, куда приедешь вечером, что произойдет за день и где ты будешь ночевать..) Дорога все решит за тебя. Могли ли мы предположить заранее, что этим вечером вляпаемся в историю и завершать маршрут будем уже поздно ночью в сопровождении полиции. А поехали сегодня дальше, через перевал!

До столицы Нагорного Карабаха, города Степанакерт, оставалось 30 км, и все вниз. Поэтому, хоть и вечерело, решили не откладывать это на завтра и мчать вниз. Однако быстро не получилось, потому что первые 15 км пришлось спускаться в густом тумане. Ближе к популярному туристическому городку Шуши он рассеялся. Проезжая мимо указателя Shushi Plaza Hotel в шутку спросил у Наташи, не хочет ли она там переночевать?)) До Степанакерта оставалось всего 10 км. На спусках Натали ехала медленнее, поэтому я частенько уезжал немного вперед и ждал. Минута-две, и она на месте. Но не в этот раз... Проехав буквально километр, я привычно остановился. Минута, две, три.. Никого. Стало понятно, что что-то случилось, разворачиваюсь и еду назад вверх. За первым же поворотом вижу вдалеке много автомобилей, полицейские маячки...и велосипед, лежащий на дороге. Можете представить, какие мысли и в каком количестве пронеслись в этот момент у меня в голове. Мигом влетаю на гору и уже вблизи вижу, что Наташа стоит на ногах, все в порядке... Можно выдохнуть. Но что же тогда произошло? Подъехав, замечаю лужу крови на асфальте, человека с разбитой головой, вокруг толпа, все что-то бурно обсуждают на армянском и смотрят на Наташу. Думаю, неужели кого-то сбила? От нее самой слышу только одно слово: "Доездился.." Ничего не могу понять. Тем временем приезжает скорая и еще две машины полиции. Одновременно останавливаются посмотреть все, кто просто едут мимо... Толпа. Конечно, все детали происходящего в тот момент описать сложно, но уже позже я узнал, как все произошло. Наташа ехала себе вниз, никого не трогала, когда с ней поравнялась машина. Человек, сидящий впереди, был пьяным, и попросил прокатиться...и, Наташа, добрая душа, согласилась! Ведь все вокруг так добры и дружелюбны:) А сама села в машину. Так они и поехали, велосипедист впереди, а автомобиль сзади. Только видимо не учли, что велосипед, особенно с тяжелым рюкзаком сзади, на крутом спуске разгоняется до 50-60 км/ч за считанные секунды. Не справившись с управлением, выпившему дяде пришлось тормозить лицом об асфальт... Скорая уехала быстро, а мы еще надолго застряли там с составлением протокола и описанием всего произошедшего... Во всей этой грустной ситуации это было самым веселым. Артур из уголовного розыска сразу сказал нам, чтобы мы ни о чем не беспокоились, что это не протокол, а просто формальность: "Это же вам не Россия!". Он с трудом вспоминал слова на русском, поэтому протокол составляли всей полицейской командой, с нашей же помощью, и еще несколько раз перечитывали вслух, чтобы удостовериться в том, что все правильно. Все закончилось уже в глубокой темноте, и естественно ни о каких 10 км спуска до Степанакерта речи уже не шло. Поэтому два километра назад до Шуши мы ехали в сопровождении полиции, с маячками, все как надо..)) И знаете, куда нас поселили? Конечно же в Shushi Plaza Hotel. Шутка оказалась роковой... А Наташа еще долго отходила от шока.

День 11. Шуши - Гандзасар (72,8 км, набор высоты 1411 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/314061928

Для въезда в Нагорный Карабах необходим только загранпаспорт (никаких штампов не ставят), а вот для выезда нужно получить выездную справку в МИДе, что мы успешно и сделали в Степанакерте с утра. На ней было указано время пребывания в Карабахе, и то, что наш маршрут не проходит через зону активных боевых действий. И вот мы в пути. Отель Шуши Плаза быстро уступил свое место привычным сельским картинам.

В Армении есть традиция - собираться всем селом и печь хлеб. Традиция старая и чаще всего уже забытая - сейчас намного проще купить электрическую печь. В Карабахе же нам удалось это увидеть! Сразу несколько семей собираются вместе, прямо на улице растапливают огромную тандырную печь и со смехом и шутками пекут хлеб, очень много хлеба! В такой печи он готовится буквально за минуты. Это было очень интересно..) Как же нам повезло проезжать через одну из деревушек именно в это время! Увидели весь процесс и без угощений не остались..)

Свежайший хрустящий хлеб, пять минут как из печи, с домашним сыром и зеленью. Это нечто!! А запах... Просто невозможно описывать..

Наелись, набрали вкусняшек с собой и едем дальше. Нагорный Карабах - это горы без конца. За спуском обязательно будет очередной подъем.. Каждый день суммарный набор высоты от 1400 м, расстояние от 70 км. К этому времени мы уже нормально вкатились, и это не казалось таким адом, как в первые дни.

Уже в сумерках приехали к Гандзасару, гордо и мрачно возвышающемуся над окружающей местностью. Подъем к нему еще долго будет сниться Наташе в страшных снах..)

Один из самых красивых храмов путешествия. Эти древние стены можно рассматривать бесконечно.

В Карабахе нас пугали уже не только шакалами, но и медведями, волками, змеями и скорпионами.. Несмотря на это, после тяжелого дня останавливаемся с палаткой в чудесном месте у реки, приятный шум которой заглушал все ночные звуки животного мира..) Кстати, во время всего путешествия мы совсем не беспокоились о велосипедах и даже не пристегивали их, когда надолго уходили осматривать достопримечательности или в магазины, а на ночь даже не снимали рюкзаки с вещами, просто накрывая их от дождя на всякий случай. Как-то совсем не укладывалось в голове, что тут кто-то может что-то украсть..) А это очень хорошие ощущения от страны.

Продолжение: Велопутешествие по Армении и Нагорному Карабаху, дни 12-22.

Follow me:

Фотограф Олег Бреславцев | www.breslavtsev.com

велопоход, севан, армения, велопутешествие, велосипед, нагорный карабах