Велопоход по Армении и Нагорному Карабаху, 13 мая - 3 июня 2015 г, часть 2.

Nov 05, 2015 17:19

Начало тут: Велопутешествие по Армении и Нагорному Карабаху, дни 1-11.



День 12 (+ день отдыха). Горячий источник малый Джермаджур (95,4 км, набор высоты 1542 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/314063892

Новый день в Карабахе запомнился тем, что резко закончился асфальт. А дорога предстояла длинная - 96 горных километров. Это был уже 12-й день, как мы беспрерывно ехали - ни одного дня отдыха. Но впереди нас ждало место, до которого стоило проехать эти километры. Там мы планировали остаться на два дня и отдохнуть..)



Я был даже рад тому, что асфальт закончился.. Стало намного интереснее. Грунтовка проходила по таким красивым местам, что километры незаметно пролетали один за одним. Большую часть пути мы ехали вдоль каньона реки, вокруг возвышались высокие горы. Деревушки встречались все реже, да и то - они были уже такими маленькими, что даже магазин там не всегда можно было найти. Ну а главным впечатлением пути стал тоннель, выдолбленный прямо в скале. Даже две машины не разъедутся в нем..)



Целью на этот день было доехать до деревушки Зуар, неподалеку от которой находится горячий источник Малый Джермаджур. Еще заранее мы решили, что доехав сюда, сделаем перерыв после тяжелых дней пути и отдохнем. Какой же хорошей в итоге оказалась эта идея! К источнику мы доехали уже ночью в свете фонариков и с трудом нашли место для палатки. Мы и предположить не могли, что уже через 10 минут начнется праздник, который будет продолжаться все два дня! Горячие источники - очень популярное место отдыха, сюда едут со всей Армении и не только, чтобы провести пару дней вдали от цивилизации. Едут большими компаниями и с большими запасами еды.. Естественно, нас сразу же позвали отдыхать вместе с ними..)) Веселье тут не заканчивается до самого утра! Потому что купаться в горячих источниках приятнее всего ночью, когда воздух становится чуточку прохладнее, ведь температура воды в этой ванночке 62 градуса! Поэтому ехать сюда без ночевки не имеет особого смысла.



Только к вечеру второго дня я смог привыкнуть и нормально сидеть в ней, поначалу было страшно свариться там живьем. Хорошо что рядом была ванночка попрохладнее..) Этого кайфа не описать словами - настоящий гейзер! Вода бурлит с такой силой, что кажется, что под ногами землетрясение. Все дрожит... А сидеть в горячей воде ночью, когда еще и идет прохладный дождь - это вообще! Верх наслаждения..)

Утром одна компания уехала, и на её место приехала следующая, а их в свою очередь на второй вечер сменила третья компания.. Как по расписанию. И все звали нас к себе. Ох, это количество шашлыка и прочих местных вкусностей забыть невозможно. Кроме нас был еще и автостопщик Павел из Беларуси. Он тоже не скрывал восторга от всего происходящего..) В общем отдохнули за два дня что надо! Отъелись, отогрелись в горячей водичке, выспались и были готовы к новым перевалам!

День 14. Через Соткский перевал к Севану (106,3 км, набор высоты 1542 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/314065579

Отдохнув на горячих источниках, снова отправились в дорогу. После всего ехалось очень лениво.. Еще и жара! А день предстоял очень тяжелый.. Просто посмотрите на то, что ждало нас впереди.



Мы должны были снова вернуться в Армению, проехав высоченный Соткский (в некоторых источниках Зодский) перевал, еще и по грунтовке.
Эти места не изобилуют населенными пунктами, надеялись на границу, но даже там не было магазина. Добрые пограничники, видимо, знали об этом, поэтому пригласили нас к себе на кофе с печеньками, еще и яблоками накормили. Перед подъемом это было очень кстати! Всегда бы так проходить границу. А дальше только вверх. Дорога змейкой извивается по склону, и каждый поворот - как ступенька, все выше и выше.



Вверх, вверх, вверх.. Краткое описание нашего путешествия.



Можно не любить подъемы, но когда оглядываешься назад и видишь весь пройденный путь, чувство воодушевления переполняет.



Перевал обманчив. Когда казалось что уже все - вершина, начался спуск в долину.. Сброс высоты, а потом снова 6 км вверх!



Узкой ленточкой дорога огибает Зодский золоторудный карьер. Были мысли тут остаться и обогатиться..)



После перевала все красоты резко заканчиваются. Много километров едем вдоль промзоны, а потом начинаются поля до горизонта. Скучная дорога выматывает куда больше подъемов.

Сделав большой круг по Нагорному Карабаху, мы снова вернулись в Армению, и снова к огромному озеру Севан - только уже к его северному берегу, который сильно отличается от южного. Тут спокойно, малолюдно, множество прекраснейших и разнообразных мест для ночевки с палаткой. Но и в этот раз Севан не оставил нас без приключений. (Еще не забыли ночевку в вагончике?:)) Мы планировали доехать до поселка Арегуни, где по слухам было несколько гостевых домов. Не то что бы хотелось променять природу на комфорт, но после стольких ночевок в палатке нужен был хотя бы душ!) Решили сократить, и поехать грунтовками вдоль берега. Когда до села оставалось всего несколько километров, уперлись в забор из колючей проволоки. Идет нормальная дорога, а поперек нее забор, и конца ему не видно. Мы были очень злы на того, кто это сделал. Пришлось искать объездные пути.. Кусты, гряземес, таскание велосипеда на себе, вот и солнце село уже. Что-то мне это напоминало)) Но до деревни мы все же добрались, уже в темноте. Нашли гостевой дом, где были согреты, накормлены и напоены гранатовым вином..) Делюсь контактами хозяина, вдруг кому-то пригодится: https://www.facebook.com/aramashoti

День 15. Релакс по побережью (50,5 км)
Трек: https://www.strava.com/activities/314065992

Следующим утром выспались и устроили себе легкий день после горных перевалов. Расслабленно катились вдоль берега, наслаждаясь прекрасными пейзажами и местной едой в редких придорожных кафешках. Приближалось лето, было очень жарко, несмотря на высоту 1900 м. Не упустили возможности искупаться. Вода, конечно, ледяная.. Бодрит! В этот день Севан был удивительно спокоен..) Гладь воды, как зеркало, до самого горизонта.





50 километров релакса вдоль берега и идеальное место для ночевки. Снова нужно было хорошо отдохнуть, потому что двух подряд легких дней в Армении не бывает.



День 16. Красносельский перевал - Гош - озеро Парз (85,3 км, набор высоты 1217 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/314066905

Проехав с утра легкий Красносельский перевал высотой 2176 м, нас ждал шикарнейший 55-километровый спуск! И даже неожиданно бросающиеся под колеса собаки его не испортили. Испортили мы все себе сами, решив подняться к очередному горному храму Гошаванк, которого изначально в плане не было. Но все так советовали, что решили не пропускать. В итоге несколько километров адового подъема, обливаясь потом на раскаленной от солнца дороге, и абсолютно типичный храм, еще и находящийся на реконструкции. Ах да, еще и сотня шумных туристов, в основном школьников..)) Закусив разочарование сладостями, снова помчались вниз. Ближе к вечеру нас ждал еще один серьезный подъем - к горному озеру Парз, описываемому на некоторых туристических сайтах, как нетронутый уголок природы среди гор, куда даже в походы водят! Несколько непростых километров вверх по убитой дороге, и перед нашими глазами возникает зелененький водоем, с десятками автомобилей вокруг, кафехами, музыкой, прогулками на катамаранах, песнями и плясками... Первая мысль - что это вообще?? Но деваться некуда, темнеет. Нашли в самом дальнем конце озера спокойное местечко для палатки. И к счастью, тут же рядом ночевали ребята-автостопщики из Франции, тоже в палатке! Ооочень клевая парочка! С ними мы и провели весь вечер у костра - прекрасное завершение тяжелого дня. Говорят, русские много пьют? Так вот, пока я варил кофе в турочке, французы расслаблялись фруктовой водочкой прямо с горла!)



День 17. Дилижан - Севанванк (50 км, набор высоты 1132 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/314189331

В последующие дни уже четко стало проявляться грустное чувство завершения путешествия. Мы спокойно докатывались назад, в сторону Еревана, только с другой стороны, и круг вот-вот должен был замкнуться. Фотографии уже не делались, сказывалось перенасыщение эмоциями за предыдущие 2,5 недели. Из интересного - на шикарной трассе Дилижан-Севан имели возможность понаблюдать за тренировкой российской велокоманды Тур Де Франс "Катюша", я был в восторге! Пока мы забирались на перевал, ребята успели два раза промчаться туда-обратно. Дальше нас ждал трехкилометровый туннель. Обвешали себя всеми имеющимися фонарями, но все равно это было страшно! Особенно, когда в темноте пронеслись три фуры подряд. Звук при этом такой, как будто рядом пронесся самолет. И холодно под землей..)

Сделав очередной круг через горы, мы в третий раз спустились к Севану! По дороге увидели огромный магазин сладостей! Это был просто оазис среди пустыни... Вы ведь в курсе, как велосипедисты любят сладости!? Сладости можно есть всю дорогу, можно есть бесконечно. Они придают энергии, сил и настроения на любом, самом сложном перевале..)) В общем, хотелось перепробовать тут все. Еще и единомышленника встретили, велосипедиста с Уэльса, пообщались немного. Что интересно, через несколько дней он улетал на Байкал.

А мы лениво докатились до храма Севанванк. Стандартная цена на жилье в Армении - 1000 руб за двоих. Не важно, отдельный домик, номер в гостинице, или гостевой дом. Скорее всего есть и дешевле, но особо не выбирали и не торговались. В этот раз в нашем распоряжении был трехкомнатный домик(!) в 10 метрах от берега озера:) Все три комнаты сразу использовали: одна для велосипедов, вторая для нас, а третью просто завалили всем имеющимся хламом - давно уже следовало перебрать все вещи и упаковать рюкзаки не как попало. Успели еще и велосипеды вымыть, и сами в озеро нырнуть, и встретить закат с вином на вершине холма. Какой-то подозрительно легкий день:)

День 18. Севанванк - Бжни (69,9 км, набор высоты 460 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/316772031

На следующий день доехали до городка Бжни. Нам тут сразу понравилось, уютное, тихое и совсем не туристическое место. Зашли в первый же магазин по дороге, и нам сразу дали по мороженому. Просто так!

После небольшого отдыха, поднялись к местному храму. Вот где красота и атмосфера! А не в распиаренных туристических местах, которые уже слегка приелись к этому времени.







Бжни известен тем, что рядом находится источник самой вкусной минеральной воды в Армении. Она так и называется - Бжни. Приятнейший городок, утопающий в зелени, куча мест, где можно встать с палаткой и ни о чём не беспокоиться.. (По плану именно так и должно было случиться..:))



Но тут звучит наше коронное: "А поехали дальше!". Едем, едем... Проехали 20 км, темнеет, а по пути ни одного места, где хотелось бы поставить палатку. Начинаю беспокоиться.. Уже в сумерках увидели далеко внизу реку. Спустились к ней через какую-то промзону, заводы, трубы, лужи с красной водой.. У реки какое-то болото, свалка. Кое как нашли место, расчистили его от мусора. И тут подходит типочек, долго стоит рядом, наблюдает и говорит по телефону. После чего заявляет: "Дэньги давай!". Мы в шоке. За что? За то, что мы убрали тут весь мусор? А он делает вид, что ничего не понимает, показывает на палатку, и повторяет: "Дэньги давай, тры тыщи.".. В общем денег мы не дали, он еще долго говорил с кем-то по телефону (явно о нас), а потом наблюдал за нами с горы. И это присутствие слегка напрягало. Думали, что за нами сейчас приедет подкрепление..) Но через некоторое время он растворился в темноте так же неожиданно, как и появился.. Это была первая и единственная ночь, когда мы пристегнули велосипеды замками. Но все не могло закончиться на такой неприятной ноте. Впереди нас ждало главное, финальное испытание!

День 19. В гости к Варо (53,4 км, набор высоты 826 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/316779540

На этот день была одна единственная задача - подъехать поближе к подножию горного массива Агарац, высшей точкой которого является одноименная вершина, высотой 4090 м. По пути ничего особо интересного не увидели. Известный центр виноделия в Ошакане, и тот был закрыт. Выходной..

Уже вечером, проезжая последнюю деревню на подъеме, проезжая один из последних домов, нас снова пригласили на кофе домой! О такой удаче мы могли только мечтать, и домечтались! В этом доме мы остались на следующие два дня, и это было идеально: таким образом у нас была возможность штурмовать самый сложный подъем налегке, без тяжеленных рюкзаков и лишних вещей. Поставили палатку во дворе на зеленой полянке под деревом..) И на следующий день, с рассветом поехали наверх. Знали бы вы, сколько людей отговаривали нас от этого, не понимая, зачем ехать наверх на велосипеде, когда можно на машине. Кстати, Наташа тоже не особо понимала, зачем ей ехать наверх..)) Но я-то знал, что поедет.

А человека, который нас пригласил, звали Варо. О нем у меня остались самые теплые воспоминания. Сильный человек, военный, но при этом очень добродушный и даже слегка наивный..) Он искренне не понимал, почему в армии в России его называли Варум..)
Могу сказать, что он был нашей стеной и учителем в эти дни. Он часто повторял: "Если тут с вами что-то случится, только позвони, и через несколько минут я буду на месте." И я уверен, что так бы и было. Военных тут уважают. Уже на следующий день с нами все здоровались и улыбались, потому что знали, что у Варо в доме гости..:) Тысячу раз да эти два дня мы слышали то, что он относится к нам, как к брату с сестрой, и что его дом, это наш дом, когда бы мы не приехали. Те моменты, которые не просто описать словами.

День 20. На 3200 м. к озеру Кари и в Амберд (56,2 км, набор высоты 1914 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/316772931

Кульминация нашего велопохода по Армении - подъем на высоту 3200 м. к озеру Кари! Чем выше поднимались, тем меньше жизни было вокруг.. Только дорога и камни.



В прямом смысле ослепительная красота... И это в первый день лета! А дальше снега было еще больше, ведь на фото пока еще только 2900 м..) Нам в очередной раз очень повезло с солнечной погодой, ведь на такой высоте всякое может быть.



Никаких признаков горной болезни при подъеме на такую высоту не ощущалось. Голова не кружилась, воздуха хватало..) Читая некоторые отчеты перед путешествием, готовились к худшему..)





По словам местных - первого мая, когда сюда расчищают и открывают дорогу, высота снежного туннеля достигает 12 метров. И в это сложно не поверить..) А еще вспоминался перевал Спитаксар, куда мы собирались ехать три недели назад. А ведь он еще выше. Хорошо, что разум тогда взял верх над эмоциями. Так и представляю, как бы мы там пробирались сквозь трехметровый слой снега...) Там-то дорогу никто не чистит.



Где-то тут слева должно быть озеро. Но мы увидели только лед и снег..)) А ведь изначально в плане тут была ночевка с палаткой, после чего еще и подъем на вершину Южный Арагац 3879 м. Но.. Как нибудь летом..) Если на подъеме было даже жарко, то тут на себя пришлось одеть все, превратившись в полярников. Вход в ресторан на вершине больше напоминал морозильную камеру. Многие специально едут сюда, чтобы попробовать национальное армянское блюдо - хаш. Даже в самых дорогих и больших ресторанах, встречавшихся по пути, покушать стоило не больше 1000-1200 руб на двоих. И не просто покушать, а так, что из-за стола было сложно выползти, перепробовав много всего! А если наесться до отвала в маленькой придорожной кафешке, или купить в магазине еды на весь день, то выходило всего 300-600 руб. Это очень радовало, потому что теряя столько сил в дороге, есть мы могли бесконечно..))



На обратном пути еще заскочили посмотреть на старинную крепость Амберд.



Дооолгий спуск вниз, в конце которого нас ждал заслуженный шашлык от Варо! А природа подарила невероятный закат.



Его яркие огни еще долго догорали на горизонте... Даже не верилось, что это все... Насколько медленно тянулись первые дни путешествия, настолько же быстро пролетели все три недели.



День 21. Назад в Ереван (46,2 км, набор высоты 341 м)
Трек: https://www.strava.com/activities/316773283

На следующий день мы доехали до Еревана, где остановились у нашего друга Гарика, с которым познакомились еще на второй день путешествия, в Гарни, на том самом дне рождения. С велосипедов пересели в BMW и весь вечер гоняли с ветерком по красивейшим местам города. Гарик не скрывал, что любит выжать из машины максимум, и это был крутой финал путешествия! Ереван огромен и прекрасен, особенно на закате и в ночных огнях. А Арарат, как будто парит над городом, возвышается над ним, если смотреть со смотровой. Незабываемо..

День 22. Дорога в аэропорт (15,2 км)
Трек: https://www.strava.com/activities/317325804

В аэропорту Еревана работают прекрасные представители Аэрофлота!
Мало того, что мы не платили за второе место багажа (у каждого велосипед + огромный рюкзак), так еще и с перевесом полетели. Вино, коньяк, понимаете ли.. Смотрели на наши сумки, потом махнули рукой: "Ладно, летите!":) Это так по-армянски!)

И немного деталей путешествия:

Наши велосипеды:
Bergamont Revox 6.4 (2014)
Corratec X-Vert Halcon Disc (2009)
Конечно-же с собой был полный ремнабор, но обошлось без технических неполадок. За весь поход только два прокола у Наташи, но весьма странных: первый раз вся камера была в дырках, как решето, а второй раз просто лопнула. Так что лучше просто брать запасные, либо вообще ставить бескамерки. И не забудьте запасные тормозные колодки! Уже к середине похода на этих крутых спусках они были стрерты в ноль! А к концу начал стираться уже сам металл, к которому они крепятся..))

Запись треков: Garmin Fenix 2
Велорюкзаки и чехлы для перелета: Пик 99
Палатка: Terra Incognita Alfa 2

Это не реклама и не спонсоры, просто многие интересовались техническими деталями. Хотя от приятного партнерства мы бы не отказались))

Тег путешествия в инстаграме: #armeniabiketrip

Вот, наверное, и все. Спасибо всем, кто дочитал! И если понравилось - поделитесь с друзьями) Буду рад вашим отзывам!:)
Впереди еще много интересного!

Follow me:





Фотограф Олег Бреславцев | www.breslavtsev.com

велопоход, севан, армения, велопутешествие, велосипед, нагорный карабах

Previous post Next post
Up