Отдых по принципу «все включено», часть 3

5. Три крепости - Пилос, Метони и Корони
6. Кардамили, прогулка вдоль реки Вирос и Афины

Часть третья: Водопады Полилимнио, курорт Ступа и окрестности

В окрестностях Каламаты находится большое количество достопримечательностей и интересных мест (уже сейчас постфактум выясняется, что кое-что из «must see» мы не посетили), одно из них - каскад озер, связанных водопадами, называющийся по-гречески логично: Полилимнио (что буквально значит «много озер»). Бонусом к необычному месту стала относительная прохлада, очень приятная после уже начинающей утомлять жары побережья.

Дорога туда пролегает по шоссе Каламата - Пилос, которое запомнилось нам большим количеством придорожных фермерских торговых точек, предлагающих продукты местного производства - апельсины целыми сетками (какие же они были сочные и сладкие, несмотря на внешнюю неказистость), арбузы, помидоры, оливки и т.д. Поворот на каскад находится в деревне со смешным названием Казарма, везде есть указатели, следуйте им. Оставляем машину на небольшой парковке (утром там еще были места даже в тени, но к обеду она заполнилась, и машины были припаркованы вдоль обочин) и спускаемся вниз, к реке (в принципе, по этой дороге можно проехать на машине, но парковаться там почти негде). Перед рекой тропа раздваивается, сначала стоит сходить по ней налево, там есть небольшое купальное озеро. В принципе, тропа идет и за него, но отягощенный женщинами и малыми детьми я туда не пошел.

Возвращаемся и идем от дороги направо, к основным озерам и водопадам. Тропа несложная, доступна и пожилым и маленьким детям (кое-где я брал ребенка на руки, но дети постарше вполне прошли бы и сами).

Вокруг очень красиво - скалы, зелень, из-за которой проглядывает вода. Конечно не Плитвицкие озера, но все равно хорошо!

По дороге проходим мимо нескольких небольших озер и водопадиков, можно остановиться здесь, но лучше идти дальше.

И вот оно, основное озеро, просторное, с довольно удобным подходом и высоким водопадом. Абсолютное большинство посетителей заканчивает прогулку здесь, лезем в воду и мы. Она приятно освежает, можно поплавать, попрыгать в воду с камня на берегу справа, а за водопадом есть небольшая интимная пещера.

Однако тропа вдоль каскада здесь не заканчивается! Оставляю семью отдыхать и с фотоаппаратом лезу дальше. Здесь с маленькими детьми уже не пробраться, тропа лезет круто вверх, местами превращаясь в лестницу из вбитых в скалу скоб. В награду за усилия взору открываются еще озера, не менее прекрасные, чем нижние:

Водопады между ними тоже весьма живописны:

Карабкаюсь все дальше и дальше.

В какой-то момент тропа выходит в лес и выполаживается, но идет дальше. А мне пора возвращаться.

К сожалению, Полилимнио в Мессинии одно, а гулять хочется почти каждый день. Поэтому - очередной трекинг. Едем до деревеньки Сотирианика, где во время предыдущих поездок я приметил указатель на пешеходные маршруты. Где-то на дороге оставляем машину и отправляемся. Первый пункт - уединенная церковь Святого Николая:

Церковь действующая, несмотря на то, что ее окружают развалины:

Однако строили окрестные дома капитально, стен уже нет, а просторный погреб в полном порядке:

Церковь окружена оливковыми рощами. Некоторые деревья здесь походу старше и церкви и ныне разрушенных домов:

А наш путь лежит к реке Мили по уже хорошо знакомой нам каменной дороге. Здесь она сохранилась лучше, чем на прошлом маршруте, хотя в тонких кроссовках идти все равно не очень удобно:

Тропа серпантином спускается вниз, впереди нам обещан мост.

Видно, что работа по строительству этих дорог проделана большая, строители не только клали камень, но и прорубали путь в склонах гор:

Доходим до моста (его я сфотографирую позже, во время прогулки по руслу этой реки), любуемся сухим руслом. Похоже, что вода тут бывает буквально несколько дней в году:

Заканчиваем прогулку, любуясь окрестными горами с разных ракурсов:

Так вышло, что на время отпуска выпал мой день рождения. В честь этого было решено съездить в соседний курортный город Ступа, считающийся по местным меркам весьма фешенебельным, а так же располагающим чуть ли не единственным на мессинском побережье настоящим 100%-м песчаным пляжем. По пути к Ступе дорога на время отходит от моря, а по возвращении дарит невероятные виды:

Сам курорт ничем особо не примечателен, кроме собственно пляжа. На нем мы и провели почти целый день с перерывом на обед. Но пляж тут великолепен, а вода в заливе вокруг него теплее, чем на нашем побережье:

Грише, конечно, счастье!

В обед оставляем купальные принадлежности на лежаках и отправляемся гулять по городу. Доходим до школы (не только пенсионеры тут живут) и церкви, украшенной желтым византийским флагом:

Несмотря на то, что современная Греция ведет свою государственность не от Византийской империи, а от Древней Эллады, сторонников «Великой Греции», владевшей всем северо-восточным средиземноморьем (а ранее вообще почти всем средиземноморьем), тут тоже хватает. Впрочем, Греция достаточно цивилизованная страна, что бы не превращать имперские амбиции некоторых своих граждан в захват территории соседних государств.

А мы опять возвращаемся «в поля», вернее в горы. Как я уже писал, по пути в Ступу основное шоссе на время удаляется от побережья, оставляя сбоку от себя обширный полуостров. Если свернуть с этой главной дороги, то вдоль берега находится несколько живописных деревенек, а в горах между берегом и шоссе их еще больше. Туда мы как-то и отправились на послеобеденную прогулку.

Полуостров буквально усыпан маленькими селениями и пронизан неплохими дорожками. По одной из них доезжаем до затерянного в горах городка и останавливаемся отдохнуть прямо на главной площади перед церковью.

Город выглядит вымершим, наверное, все жители на работе. Только пара бекпекеров прошла мимо нас, исчезнув в боковой улочке. Прямо на дороге растет инжир, оказавшийся восхитительно сладким (купленный позже в супермаркете даже близко не был столько же хорош). А какие виды!

Садимся в машину и двигаемся в сторону основного шоссе, к городу Ставропигио (Ставро - «крест», Пигио - «источники»), где находится замок Зарната. Укрепления тут находились испокон веков, уж очень хорошее место, доминирующее над окрестностями, но существующий замок, в отличие от большинства греческих цитаделей, был построен не франками, а турками в XVII веке.

Замок служил своей цели на протяжении 3-х веков, еще во время греческой гражданской войны 1946-50 годов в нем прятались местные жители от зверств враждующих сторон. Уже тогда он был полуразрушен, а после камни стен изрядно растащили местные жители. Но кое-что осталось:

Рядом с замком стоит византийская церковь Животворящего Источника, турки не тронули ее при строительстве замка. Удивительно, как в Османской империи жестокий гнет местного населения сочетался с веротерпимостью:

Вокруг замка на склонах холма растут миндальные деревья, орехи уже созрели и богато усыпали землю вокруг. А со стен открываются великолепные виды на соседнюю деревню Камбос:

Наевшись миндальных орехов и прихватив изрядный пакет для оставшихся дома, мы возвращаемся. Возвращаемся, что бы в другой день поехать в новые места, например, в античный город Мессини, удивительно хорошо сохранившийся.