переделанный под другую регистрацию
боковик за авторством художника Ацуо Нагаи
Fokker F.VIIb-3m зав.№ 5122 с гражданской регистрацией PH-AEZ и собственным именем “Zwaluw”, использовавшийся авиакомпанией KLM с середины 1929 по июль 1936.
В сентябре-октябре 1929 на нём был выполнен второй пробный почтовый рейс из метрополии в Голландскую Ост-Индию и обратно. Командиром экипажа тогда был
уже проходивший тут лётчик Иван В. Смирнофф, вторым пилотом - Вим Бекман [W.M.O.A. Beekman], а бортмехаником - Хендрик Венендал [Hendrik Veenendaal]. На обратном пути они еще взяли первого на этом маршруте пассажира - француза по фамилии Грабо [Grabau].
Старт взяли в Схипхоле 12 сентября. Пишут, что дорога до Батавии заняла 12 дней, но, возможно, это только расчетная длительность перелета, а на деле он продлился немного больше времени.
В обратный путь экипаж отправился где-то в районе первых чисел октября. 15-го на отрезке Алепо - Стамбул самолет в условиях низкой облачности едва не влетел в гору, и лишь в последний момент летчики резким маневром сумели уйти от столкновения.
17-го на финальном отрезке Нюрнберг - Амстердам-Схипхол из-за сильного встречного ветра образовался перерасход горючего, так что пришлось садиться в Арнеме. После дозаправки полет был продолжен, и самолет благополучно добрался до места назначения.
При последующем осмотре обнаружились повреждения конструкции крыла, списанные на превышение допустимой перегрузки во время «маневра уклонения» 15 октября и сильнейшей болтанки, в которую машина попала в том же полете.
Следующий известный мне эпизод, связывающий борт PH-AEZ со Смирновым, произошел в феврале 1931, когда начались уже регулярные (раз в неделю) рейсы в Ост-Индию.
19 февраля экипаж Г. Фрейнса [G.M.H. Frijns] на PH-AFO ушел в «29-й индийский рейс», но потерял ориентировку после долгого полета над облаками, а потом попал в аварию на вынужденной посадке в Чехословакии. На уточнение ситуации и принятие решения потребовалось несколько дней, а потом ‘AFO’ отправили в Прагу для ремонта на заводе AVIA, а его экипаж с грузом - в Вену дожидаться прибытия резервного борта. Одновременно Смирнова со вторым пилотом Э. Хюлсебосом [E.E. Hulsebos] и бортмехаником Котте [J.F.O.W. Kotte] отрядили перегнать 23 числа борт PH-AEZ из Вальхавена (Роттердам) в Вену.
Без приключений тут тоже не обошлось: на предполетном осмотре выявилась неисправность одного из двигателей, который пришлось срочно менять на такой же, снятый с другого самолета. На это убили несколько часов, но перелет все же успели выполнить до темноты.
Экипаж Фрейнса проследовал далее на восток на ‘AEZ’, а Смирнов сотоварищи отправился в Прагу дожидаться окончания ремонта ‘AFO’ с целью вернуть его потом в Голландию.
точно такая же переделка
другого боковика того же самолета, выполненного тем же художником, но в другое время
Четыре сентябрьские фотографии 1929 года:
Фото перед стартом (слева-направо): механик, командир и 2-й пилот.
Они же с женами и прочими провожающими непосредственно перед стартом.
Это уже где-то в Азии.
Акьяб, Бирма. Самолет заправляют, а КВС отдыхает и, сверкая лысиной, полулежит ближе всех к фотографу.
‘AEZ’ сразу по возвращении в Голландию:
Смирнов третий слева.
Фотографии ‘AEZ’ на разное время:
+ F.VIIa 'AET'
+ F.VIII 'AEG'
Схипхол, где-то между 1933 и 1936.
В ангаре KLM собраны «Фоккеры» разных типов: F.VIIb (PH-AEZ), F.XII (-AII), F.XVIII (-AIO) и F.XX (-AIZ), и на всех из них Смирнову в разное время довелось полетать.
А это чисто для прикола:
Слева оригинальная фотография PH-AEP, а справа она же, только заретушированная под ‘AEZ’. Причем обе фотки официальные KLM’овские. Судя по всему, кому-то срочно требовалась иллюстрация к пресс-релизу как раз про сентябрьско-октябрьский рейс 1929, а настоящей фотографии под рукой не нашлось.