Следующий по ходу нашей прогулке по левому берегу Волги храм - Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня был построен в 1658 году (напоминаю, что нашу прогулку мы начали с
Церкви Святой Троицы, что на погосте, затем зашли в
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, полюбовались
Спасо-Архангельскую церковью и
храмом Преображения Господня и Казанской иконы Пресвятой Богородицы). Вот как он смотрится с противоположного берега Волги:
А эти фотографии сделаны уже с левого берега:
Роспись храма происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-х годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного здания выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным. Однако росписи увидеть можно только летом. Зимой храм для рядовых экскурсантов закрыт.
Первый собор на месте современного Крестовоздвиженского был построен еще при основателе города угличском князе Романе Владимировиче. Он был деревянным и простоял только около двух веков. В 16 веке на его месте построили каменный собор, который венчала одна шлемовидная главка. В следующие сто лет собор неоднократно перестраивался. Наиболее значительные изменения были сделаны в 1652-1658 годах. В это время были достроены еще четыре главы, Смоленский и Введенский приделы, колокольня. В основе Крестовоздвиженского собора лежит массивный четверик. Его стены украшены лопатками, которые делят каждый фасад на три части. Когда-то в центральной части фасадов находились килевидные закомары (выступы, повторяющие форму свода). Венчают собор пять луковичных куполов, установленных на крупные барабаны, украшенные лопатками и поребриками. В 17 веке покрытие крыши было позакомарным, сейчас же оно обычное четырехскатное. По периметру собора проходит галерея, покрытая односкатной крышей. Когда-то она имела открытую аркаду, позже заложенную кирпичом. В настоящее время галерея визуально разделена полуколоннами на отрезки, повторяющие ширину лопаток на фасадах основного здания. В центре каждой части галереи пробито прямоугольное окно. Раньше оно было украшено узорчатыми каменными наличниками, но впоследствии они были разрушены. Часть оконного обрамления сохранилась только в южном приделе. С южной и западной сторон в собор вели два старинных крыльца. К сожалению, они также не сохранились до наших дней. Вместо них установлены небольшие порталы с простыми колоннами. С северной и южной сторон к собору примыкают приделы, увенчанные маленькими шатровыми башенками с главками-луковичками. В галерее собора частично сохранились росписи, сделанные в 1602 году. Внутренние стены храма были расписаны в 1676 году. Лучше всего сохранились росписи на западной стене - «Вселенские сборы», «Апокалипсис», «Древо Иесеево». На столбах изображены князь Роман, святые Борис и Глеб. В северо-западном углу собора расположена невысокая нарядная колокольня, украшенная арками, кокошниками и слуховыми окнами. Крестовоздвиженский собор с трех сторон обнесен старым земляным валом, который давным-давно являлся крепостью, скорее всего, той самой крепостью, которую заложил еще князь Роман Владимирович, но она была полностью разрушена во времена Смуты и позже, за ненадобностью, не восстанавливалась. Воскресенский и Крестовоздвиженский соборы являются замечательными памятниками архитектуры 17 века. Они оба стоят на возвышении и хорошо видны с противоположных берегов. Их белокаменные стены и крупные купола прекрасно вписываются в окружающий ландшафт (последний абзац взят отсюда:
http://www.russia-history.ru/zolotoe-kolco-rossii/zolotoe-kolco-rossii-tutaev-voskresenskij-i-krestovozdvizhenskij-sobory.html )