Продолжение. Начало
ЗДЕСЬ.
Первое сентября. Воскресенье. Наш бравый экипаж отправляется в дальнее семидневное плавание.
Нам предстоит пройти ряд крупных и не очень крупных озер, соединенных каналами с древними шлюзами, посетить несколько малых канадских городков и деревушек , пробраться затерянными среди болот фарватерами и, наконец, финишировать в местечке Смитс Фоллс (Smiths Falls) на другой базе Le Boat.
Первые мили нашего пути проходят по озерам Cranberry (Клюквенное) и Whitefish (Сиг-озеро). Первое образовалось в результате затопления обширного клюквенного болота при постройке канала, а второе, судя по названию, знаменито обилием сигов. (Эх, нет среди нас рыбаков!)
Завершаем ходовой день прохождением шлюзов Jones Falls. В общей сложности 4 шлюза подняли нас на высоту в 18 м.
Наверху, у каменной дамбы швартуемся на ночевку прямо на плантации водяных лилий.
Арочная дамба, воздвигнутая при строительстве канала почти два века назад, была крупнейшим инженерным сооружением такого рода в Северной Америке, и до сих пор поражает своей монументальностью.
Дамба длиной в 107 м обладает любопытным свойством. На одном конце дамбы можно расслышать, о чем шепчутся на другом ее конце. (Вогнутая форма дамбы способствует). Пробовали. Получалось.
Променад по горным тропам вокруг шлюзов позволил поближе познакомиться с окрестностями.
Дабы энергия воды не пропадала зря, здесь построена гидроэлектростанция, вода на которую поступает с верхнего уровня по деревянным (!) трубам.
Трубы сделаны из деревянных планок, стянутых обручами. Водичка кое-где сочится сквозь щели.
Эту трубу, видно, недавно подремонтировали.
Перед праздничным ужином в честь первой стоянки экипаж с воодушевлением предался изящным искусствам. Забурлил процесс создания живописных шедевров.
Живописность окрестных мест без сомнения способствовала такому развитию событий.
И чем дальше, тем живописней и живописней.
Второе сентября, понедельник. Продолжаем поход. Задержались в шлюзе Davis Lock, чтобы пополнить запасы воды. Уединенное место, окруженное заповедным лесом, в котором, как рассказывают, водятся дикие непугливые олени, приходящие иногда пообщаться с шлюзующейся публикой. Нам, увы, не повезло. Олени не приходили. Гризли тоже.
На ночевку останавливаемся за шлюзом Chaffey’s.
Путеводители всячески рекламируют находящийся рядом шикарный курорт Opinicon на берегу одноименного озера, в котором можно полакомиться каким-то невероятным мороженым.
Курорт на самом деле напоминает турбазу где-нибудь в средней полосе России. А мороженое, которого мы из жадности набрали столько, что потом пришлось его доедать пару дней, оказалось обычным Баскин Робинсом.
Но место живописное.
Третье сентября, вторник. Утро. Тренируемся. Управляем шлюзовыми механизмами.
Откачав на специальной станции продукты жизнедеятельности, отправляемся дальше к шлюзу Newboro, за которым попадаем на самый верхний участок водораздела - озеро Верхнее Ридо.
Если до этого мы все время поднимались по шлюзам, то дальше в каждом шлюзе нам предстоит спускаться вниз через озёра Верхнее Ридо, Большое Ридо, Нижнее Ридо (Upper, Big, Lower Rideau)…
На Верхнем Ридо, в западной его части - небольшая деревенька Вестпорт (Westport) - всего 590 жителей. Когда-то здесь был один из важных транзитных портов канала, сюда даже была подведена железная дорога (существовавшая до 1952 года).
Несмотря на малочисленность населения, в деревне есть супермаркет, универмаг, вино-водочный магазин LCBO, пивная лавка, пекарня, несколько предприятий общепита, пожарная часть, виноградник с винодельней, с десяток сувенирных и прочих лавочек, 2 школы, 6 гостиниц, свой музей, ледовая арена, аэродром и 5 церквей - все разных конфессий: католический собор св. Эдуарда Исповедника, англиканская церковь св. Павла, баптистская Оливковой Ветви, пресвитерианская церковь Нокса, Объединенная протестантская, Свободная методистская…
Ныне деревня живет в основном за счет туризма. В гавани останавливаются корабли (вроде нашего), путешествующие по каналу Ридо.
Сюда съезжаются любители половить рыбку в озере и побродить по окрестным тропам. Вот такие виды на деревню открываются с «Шпионского утеса» - Spy Rock . Крайняя слева лодочка наша.
Здесь и остановились на ночлег.
Четвертое сентября, среда. Сделав необходимые запасы продовольствия и питья, отправились было с утра в дальнейший путь, но не тут-то было. Верхнее Ридо заштормило. На воде появились барашки.
Ветер засвистел в снастях.
Нас непросто испугать штормами, экипаж проверенный, тёртый (см., например,
ЗДЕСЬ), но в шлюз на выходе из озера нас не пустили из-за штормовой обстановки. Пришлось еще на одну ночь возвращаться в Вестпорт (10 км) и там пережидать непогоду.
Сходили на виноградники с винодельней. Продегустировали, понравилось. Очень приветливые хозяева посоветовали нам приобрести хотя бы бутылочку вина в дорогу. Отказать было невозможно.
Но от покупки оригинальных скульптур из винодельческого сада вежливо отказались.
Скульптуры сварены из кусков арматуры и других подобных элементов. Продаются по 10-15 тыс. канадских долларов.
Познакомились с товарищами по несчастью на Horizon-3, заночевавшими рядом с нами в гавани Вестпорта. Им тоже не позволили идти дальше из-за шторма. Поначалу они общались с нами на французском, очевидно приняв нас за носителей этого языка. Ну а мы не возражали, думая, что им так удобнее. Обратив внимание на надписи на русском на наших майках, озадаченно поинтересовались: А вы что, и по-русски умеете?...
Вообще отношение к нам везде было очень доброжелательное. С интересом, перерастающим в любопытство, выражались самые разные эмоции, всегда очень дружелюбные:
- Ой, первый раз русских вижу…
- Где это вы так по-английски говорить насобачились?…
- Я сам из Канады, но в этих краях впервые, а вы… с другой стороны планеты!...
- У меня муж из Баку. А как по-русски Ice cream? «Мо-ро-ж…», нет не выговорю.
- А у меня брат на русской женился. Ну такая тупая, ни одного слова по-английски выговорить не может.
Пятое сентября, четверг. Наутро озеро покрыл сплошной туман. Ветер стих, но пришлось дожидаться, пока туман рассеется.
С новыми знакомыми дошли до шлюза “The Narrows”, куда нас накануне не пустили.
Даже не верится, что к этому пирсу мы не смогли даже близко подойти из-за бушующей стихии.
С нами вместе шлюзовалась местная бабулька-рыбачка на моторке типа «Казанки» с подвесной многосильной «Ямахой». Работник шлюза просит у бабульки швартов, чтобы задать (закрепить) ее посудину при шлюзовке:
- Мэм, дайте мне вашу веревку.
- У меня нет веревки…
- Тогда держитесь руками…
Биг Ридо соответствует своему названию. 20 км в длину и до 6 в ширину. Погода прекрасная, штормов не ожидается.
Над Канадой небо сине…
К сожалению, из-за потерянного накануне дня у нас нет времени, чтобы остановиться на островах этого озера, где, рассказывают, можно очень неплохо провести время…
Управлять нашей лодкой, оказывается, можно и так. Кильватерный след, правда, выдает огрехи такого способа...
Местечко Ридо Ферри, то есть Паром Ридо. Здесь узкий пролив разделяет озера Большое и Нижнее Ридо. Самого парома давно нет, вместо него построен мост. Но легенды о пароме и паромщике живут до сих пор. Паромщик этот заманивал к себе на ночлег запоздавших путников, желавших переправиться через пролив… А много лет спустя, когда домик паромщика обветшал и его сломали, в подвале нашли множество человеческих костей…
Так это место выглядит зимой (фото из Гугла).
Домика паромщика нет, но в двух км от моста есть ферма, славящаяся своими чудными экологическими продуктами, а главное - производимым там знаменитым кленовым сиропом. Кленовый сироп в Канаде используется в качестве приправы ко всему. Блинчикам, пряникам, тортикам, яичницам, колбасам, бекону, стейкам, рыбам, супам, котлетам, сосискам, гарнирам, йогуртам, пирожкам и даже виски.
Надо сказать, что и виски, и бекон, и все прочее нам очень понравилось.
Очарованные гостеприимными хозяевами фермы, сделали стратегические запасы.
Городок Перт (Perth), куда мы добрались в этот день, расположен на ответвлении от канала Ридо, канале Тэй (Tay). Узкий канал петляет среди болотистой равнины, фарватер порой теряется в непроходимых болотах (очевидно, тех самых, малярийных), очень живописных - здесь полно всяческих цапель и прочей болотной живности.
Сам городок покрупнее Вестпорта - 6000 жителей. Основан еще до строительства канала Ридо, здесь во время Британо-Американского конфликта начала XIX века стоял британский гарнизон.
Попали мы в Перт только к концу дня (пришлось наверстывать пропущенный ходовой день), поэтому пришлось довольствоваться лишь коротенькой пробежкой по городу. Это пертская мэрия.
В каждом уважающем себя селении имеется такая водонапорная башня с именем.
Предметом гордости пертовчан является гигантский сыр (Сыр-мамонт) весом в 10 тонн, произведенный на городской сыроварне для Всемирной выставки в Чикаго 1893 года. (Не поняли только, это он так и стоит здесь с 1893-го?)
Наш корабль не проходит под низкими городскими мостиками через речку Тэй, поэтому пришлось встать на ночевку на отшибе, рядом с кладбищем и Парком Последней Дуэли.
Последняя дуэль с летальным исходом на канадской земле состоялась именно здесь во времена строительства канала. Связана дуэль была с какой-то душещипательной историей о несчастной любви.
Утверждают, что с тех пор ни одной дуэли в Канаде зафиксировано не было.
Шестое сентября, пятница. Наступил завершающий день нашего круиза.
Спустившись по шлюзам в озеро Нижнее Ридо, продолжаем двигаться к финишу нашего путешествия.
Около 3-х часов пополудни швартуемся в гавани городка Смитс Фоллс (Smiths Falls) с населением около 9000.
Здесь основная база LeBoat.
Круиз по водным путям Канады завершен.
Немало пройдено, и немало создано живописных шедевров.
Когда-то Смитс Фоллс был крупным железнодорожным узлом. Но многие железные дороги в ХХ веке были разобраны. На одной из бывших станций Смитс Фоллса ныне располагается музей железных дорог Восточного Онтарио.
О былой железнодорожной славе свидетельствует и исторический подъемный мост через канал, навеки застывший в поднятом положении…
Старые шлюзы Смитс Фоллса.
Заключительная ночевка на борту корабля.
Седьмое сентября, суббота. Утром с легкой грустью покидаем наш славный корабль.
И неспеша выдвигаемся к действующему пока полустанку Смитс Фоллс.
Отсюда начинается следующий этап нашего турне.
Продолжение
ЗДЕСЬ.