Продолжение. Предыдущая часть
ЗДЕСЬ, а Начало
ТУТ.)
Приступаем ко второму этапу путешествия - познавательной прогулке по некоторым известным канадским местам. Временем мы располагали ограниченным, а посмотреть хотелось всего побольше. В результате удалось промчаться галопом по наиболее заметным городам провинций Онтарио и Квебек и получить о них кой-какое отрывочное представление.
Итак, из Смитс Фоллс за какие-то 50 минут поезд доносит нас до столичного города Оттавы.
Свое название столица Канады получила, как и Москва, по имени протекающей здесь реки. По-английски произносится с ударением на первом слоге, по-русски - на втором, а по-французски - на третьем.
Город на этом месте был основан полковником Джоном Баем, строителем канала Ридо и первоначально назывался в его честь Байтауном.
Оттаве, таким образом, еще не исполнилось и двух веков. Сейчас в столице Канады около миллиона жителей.
Отсюда канал Ридо берет свое начало. Река, по имени которой он назван и по руслу которой он местами проходит, впадает здесь в реку Оттаву.
На Парламентском холме возвышается, как нетрудно догадаться, здание канадского Парламента. Оно было воздвигнуто во второй половине XIX века, но в 1916 году сгорело, и его пришлось выстраивать заново.
Да и сейчас оно и окружающее пространство реставрируется и прихорашивается.
Вокруг Парламента множество памятников, правда, большинство их из-за перманентных реставрационных работ, к сожалению, сейчас не видно. Где-то за заборами скрыта и конная статуя монаршествующей ныне королевы Елизаветы II. (Главой Канады официально явлется монарх Великобритании.)
Памятник героям англо-американской войны 1812-1815 годов пока на свободе.
На парадном дворе Парламента в 1967 г. зажжен Огонь Столетия в честь векового юбилея образования Канадской Конфедерации.
Река Оттава отделяет англоязычную провинцию Онтарио от франкоязычного Квебека, так что столица страны находится как раз на границе двух соседних канадских провинций. За рекой город Гатино, уже в Квебеке.
Бывший железнодорожный, а ныне автомобильный мост имени Александры (королевы Великобритании и Ирландии в 1901-1910), связывающий Оттаву и Гатино.
У подножия Парламентского холма лестница из восьми шлюзов, соединяющая канал Ридо с рекой Оттавой.
Здесь же старейшее каменное здание Оттавы - Комиссариат, в котором сейчас находится музей Байтауна.
И сам строитель канала Полковник Бай, взирающий на сотворенное им чудо.
Полковник Бай (который на самом деле имел чин подполковника - Lieutenant-Colonel) весьма почитаем в Канаде. Его именем названы дороги и улицы, озера и острова, школы и парки, район Оттавы и даже один из национальных канадских праздников.
По каналу Ридо и речке Оттаве летом катают на всевозможных прогулочных корабликах.
Ну а зимой канал в черте города превращается в каток длиной в несколько км (фото из Гугла).
А ведь Оттава находится на широте Симферополя! (В Амстердаме, например, который километров на 700 с лишним севернее, каналы теперь не замерзают, а когда-то на амстердамских каналах тоже лёд коньками звенел...)
Стеклянное ажурное здание - Национальная галерея Канады.
Неожиданно попали на выставку свезенных сюда со всего света портретов кисти Гогена.
Перед галереей любопытное изваяние под названием Maman - Мамаша, по замыслу автора - художницы Луизы Буржуа - олицетворяющее материнство.
Неподалеку Три Стража, тотемный столб другого туземного художника - Джима Харта.
А этот мушкетеристого вида мужчина вовсе не Д’Артаньян, как это может показаться на первый взгляд, а Сэмюэль де Шамплен, французский колонист, первопроходец, основавший первые канадские поселения на территории нынешней провинции Квебек. Это было в начале XVII века, при Людовике XIII, т.е. как раз во времена Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним гасконца.
Кстати, своим названием река Ридо (соответственно и канал, и озера) обязана именно де Шамплену. Место впадения реки Ридо в реку Оттаву представляет собой водопад, напомнивший Самюэлю ажурные занавески на окнах дворцовых покоев в далеком Париже. Французское слово "Rideau" означает "Занавеска".
Главный храм Оттавы - готический кафедральный собор Нотр Дам де Оттава, воздвигнутый вскоре после завершения строительства канала, в 40-х годах XIX века.
Неподалёку - Шато-Лорье, который сильно смахивает на замки, коими славится долина французской реки Луары. Но впечатление обманчиво. Не было еще никакой Канады во времена строительства луарских замков. Обыкновенный новодел 1912 года, в котором расположился шикарный 5-звёздочный отель…
Район центрального рынка Оттавы гордо носит имя полковника Бая - Byward. Здесь, пожалуй самая колоритная часть города - сам рынок, кафе, ресторанчики, прочие предприятия общепита, кинотеатры, магазинчики, бомжи…
В этом-то райончике мы как раз и жили.
Другие части города, где нам удалось побродить напоследок, каких-либо особых эмоций не вызывают. Как и в Торонто, вперемежку разбросаны здания разных времен и стилей.
Канадский музей природы - здание начала ХХ века - как-то очень по-московски надстроен стеклянным кубиком…
Оживляют пейзаж разного рода изваяния - мишка Гризли с рыбкой или же парочка на "Уединенной скамейке Познания"…
Основной общественный транспорт столицы - автобусы имеют несколько бомжеватый вид.
Есть и водоплавающие автобусы, неспеша переплывающие реку, затем выезжающие на берег и продолжающие свой путь уже по городским улицам. (К сожалению, удалось запечатлеть только издалека.)
И снова поезд. 6 часов до Квебека.
Время, как обычно, пролетело быстро.
Наши апартаменты-студия в Квебеке.
Кухня, спальня и все остальное (за исключением санузла) - единое пространство.
Неподалеку магазин, который здесь называется уже не LCBO, как в провинции Онтарио, а SAQ - Société des alcools du Québec (Квебекское алкогольное сообщество).
Квебек не самый крупный канадский город - около 700 000 жителей, но зато древнейший. И самый живописный - чувствуется возраст: 4 века. Основан все тем же Самюэлем де Шампленом.
Город расположился на крутых холмах на берегу реки Св. Лаврентия. В самой старой части города сохранились постройки XVII-XVIII веков.
Королевская площадь, названная в честь Людовика XIV.
В стеклянном шарике бюст самого короля-солнце, установленный здесь в конце XVII века.
По соседству огромная фреска на торце здания. Можно постоять рядышком с местными жителями прошлых веков.
Улочка Petit Champlain (в честь С. Де Шамплена).
И, разумеется, памятник знаменитому первопроходцу и основателю города.
От Старого Города на вершину холма поднимается фуникулер.
Здесь возвышается роскошный замок Шато-Фронтенак (многозвездочный отель, построенный в конце XIX в).
Река Св. Лаврентия с квебекским портом, куда заходят большие океанские лайнеры.
В отличие от других канадских и американских городов, имеющих квадратно-гнездовую планировку, здесь небольшие улочки извиваются по пересеченному рельефу. Ближе к старой доброй Европе.
Кое-где сохранились крепостные стены, когда-то окружавшие город.
Есть здесь, конечно же, свой Нотр-Дам - Нотр-Дам де Квебек.
Вокзал Gare du Palais с оригинальным фонтаном перед ним.
Квебекская Цитадель. Мощнейшая для своего времени крепость. Ее строительство и совершенствование длилось многие годы - с конца XVII в. по 20-е годы XIX в. - сначала для защиты французских колоний от англичан, потом для защиты английских колоний от американцев.
В итоге укрепления в нынешнем виде так и не удалось использовать в военных целях. Войн здесь больше не было.
Сейчас тут расквартирован 22-й Королевский полк (Le Royal 22e Régiment) - одно из элитных подразделений канадской армии. Здесь же резиденция генерал-губернатора, и по традиции здесь останавливаются монархи во время посещения Канады.
В 15 км от города - водопад Монморанси, предмет гордости квебекчан.
Водопад в полтора раза выше знаменитой Ниагары.
Вокруг водопада живописный парк. Тут и берёзки, и рябины, и куст ракиты над рекой...
Но хоть похоже на Россию...
Квебекское время подходит к концу. Нас снова ждет поезд.
Мчимся в Монреаль (3,5 часа), второй по величине после Торонто город Канады - почти 2 000 000 жителей.
Как и в Торонто, небоскребов тут хватает.
Но есть и более-менее приличные кварталы.
Вполне патриархальный квартальчик красных фонарей.
Старый Монреаль с застройкой XVIII - начала XX веков.
Площадь Place-d'Armes. Главный собор города Нотр-Дам де Монреаль.
Внутри собор украшен потрясающей деревянной резьбой и очень выразительными деревянными же скульптурами.
Перед собором на площади очередной мушкетер, но это не известный нам уже С. де Шамплен, а его последователь, основатель Монреаля Поль Шомеди де Мезоннёв.
Рядом парочка: с английским мопсом и французским пуделем. По замыслу автора, Марка-Андре Фортье, отражает непростые взаимоотношения англо- и франкоговорящих монреальцев.
То, что в Оттаве нам удалось разглядеть лишь издали и мельком, неожиданно обнаружилось на монреальских улицах. Нас любезно пригласили принять участие в поездке на специализированном транспортном средстве с экскурсией по Монреалю.
Сначала транспортное средство под увлекательный рассказ гида проехало по улицам Старого города.
Потом завезло нас в какую-то промзону и неожиданно нырнуло в протекающую здесь реку Св. Лаврентия.
(для просмотра видео - нажать на клип; может выскакивать реклама, не пугаться)
И поплыло.
С воды открылись прекрасные виды на город и речные просторы.
Мост Жака Картье, названный по имени предшественника Самюэля де Шамплена и Шомеди де Мезоннёва, французского мореплавателя, первооткрывателя этих мест, служившего еще при дворе Франциска I, папы Людовика XIII.
(Именно Картье впервые назвал эти края "Страной Канад".)
Квартал Хабитат-67 весьма оригинальной архитектуры, выстроенный к всемирной выставке Экспо-67.
Поплавав таким образом по водным просторам р. Св. Лаврентия, плавсредство покряхтывая выползло на берег и благополучно доставило нас к месту старта.
(для просмотра видео - нажать на клип; может выскакивать реклама, не пугаться)
Нам оставалось только помахать на прощание ручкой королеве Виктории и спуститься в подземелье монреальского вокзала.
Отправляемся в город Кингстон, расположившийся у истока реки Св. Лаврентия на северной оконечности озера Онтарио.
Продолжение
ЗДЕСЬ.