Окончание. Предыдущая запись
ЗДЕСЬ.
(Все картинки можно увеличивать, кликнув по ним)
После будней спортивного велопробега, в заключение, на десерт, нам был преподнесен великолепный подарок в виде прекрасного и удивительного древнего города в устье реки Дору - Порту.
Порту знаменит тем, что от латинского названия этого города - Portus Cale - произошло название всей страны, а также тем, что в вино из этого города англичане придумали добавлять что-нибудь покрепче, дабы вино - при его транспортировке в Англию - по дороге не портилось. Именно так родился портвейн, вино из Порту - Vinho do Porto.
Порту поразил, пожалуй, больше, чем все остальное во время нашей поездки.
Но в нашем распоряжении всего один день, поэтому удалось увидеть только самое-самое. А сколько всего еще осталось!
Путь от Коимбры до Порту на скоростном Альфа Пендулар занимает около часа. Пересаживаемся на городскую электричку и через пять минут мы уже на центральном вокзале Порту - Сан-Бенто.
И сразу окунаемся в азулежу, которого в Порту, пожалуй, побольше, чем в Синтре или Лиссабоне.
Фойе вокзала Сан-Бенто украшено огромными азулежными панно на темы португальской истории.
Сам вокзал сооружен на месте старинного монастыря Сан-Бенто, откуда и название.
Напротив вокзала церковь Санта-Антонио, тоже в азулежу.
Пять минут пешком от вокзала, и мы уже в наших апартаментах у радушной хозяйки Кристины на улице имени 31 января (какая-то национальная революционная дата).
Апартаменты попроще, конечно, чем те, в которых нам довелось пребывать во время велопробега.
Но все чистенько и аккуратненько.
А главное, все центральные городские красоты в шаговой доступности, которой (доступностью) мы не преминули воспользоваться.
Азулежная церковь Санто-Идельфонсо.
Се - главный городской собор (XII-XIII вв).
Вимара Перес - основатель Португальского графства вокруг Portus Cale в IX веке после изгнания отсюда мавров.
Мост Луиша Первого - короля Португалии второй половины XIX века.
Мост высотой 45 м перекинут через реку Дору и соединяет собственно сам Порту и город-спутник Вила Нова ди Гая. (Кстати, как выяснилось, часто встречающееся в португальской топонимике название Вила Нова есть не что иное, как Новый Город, по-нашему Новгород.)
Сооружен мост учеником Эйфеля в 1886 г. и стал символом Порту, как Эйфелева башня - символом Парижа.
По верхнему уровню моста проходит одна из линий метро.
Тут же гуляют, раскрыв рты, пешеходы.
Нижний уровень предназначен для авто.
Вдоль берегов реки пришвартованы лодки, доставляющие с незапамятных времен бочки с портвейном из виноделен долины Дору.
Тут же официальные представительства виноделен, склады, где портвейн выдерживается до нужного возраста в дубовых бочках. Можно зайти, продегустировать…
Что мы и сделали, спустившись с моста на набережную в кабинке канатной дороги.
Правый берег Дору - набережная Рибейра, вся в азулежных строениях.
Тут толпы туристов оккупируют всевозможные сувенирные лавки, кафе и ресторанчики.
И мы, поддавшись стадному чувству, занялись тем же самым.
К тому же уже проголодались, и пора было чем-нибудь подкрепиться.
Отведываем самое что ни на есть традиционное блюдо кухни Порту - Франчезину.
Франчезина, что означает «Маленькая француженка», представляет собой отнюдь не маленький бутерброд, что-то типа биг-мака, но квадратной формы с начинкой из мяса, колбасы, ветчины, сыра, оливок, еще чего. Горячий и плавающий в каком-то интересном соусе. Сытная такая француженка.
Под беленькое пошла на ура.
После такого обеда необходимо было на какое-то время предаться тихому созерцанию, без беготни по крутым улочкам.
От набережной отправляются прогулочные кораблики, и на одном из них мы отправляемся в созерцательный круиз по реке Дору.
Через Дору перекинуто несколько мостов. И все они этакой воздушной формы.
Уже знакомый мост Луиша I.
Еще один ажурный мост Доны Марии Пиа - супруги Луиша. Сооружен по проекту уже самого Эйфеля. Когда-то единственный ж/д мост в Порту.
Не так давно построен новый ж/д мост - Сан-Жуан:
Мост Инфанта Дона Энрике - в честь того самого Генриха (Энрике) Мореплавателя, который сам никуда не плавал, а был только вдохновителем и организатором великих португальских морских экспедиций.
Когда наш кораблик проплывал по этим воздушно-бетонным сооружением, у Галюсика от переизбытка чувств и эмоций непроизвольно вырвалось глубокомысленное замечание: Конечно, существует сопромат и всякие прочие науки, но как же все это держится в воздухе?!
А ведь правда, как?
Еще одно бетонное чудо - мост Аррабида, открытый в 1963 г., на тот момент был самым большим арочным бетонным мостом в мире. За ним - устье Дору и Океан.
Отдохнув таким образом на кораблике, продолжаем отдыхать дальше.
Для начала взбираемся наверх с помощью фуникулерчика, карабкающегося по крутому склону от подножия моста Луиша.
Прямо у верхней станции фуникулера - трамвайная остановка.
В Порту осталось всего три трамвайных маршрута и все они скорее туристические, нежели являются средствами передвижения.
Сами трамвайчики такие же, как в Лиссабоне - древние, но бодро бегающие по крутым улочкам Порту.
Наконец, заканчиваем расслабляться и вновь отправляемся в пешую пробежку.
Площадь Либердаде (Свободы) со статуей короля Педро IV и ратушей.
Педро V на площади Баталья.
Уличный продавец газет у вокзала Сан-Бенту.
В лабиринтах крутых улочек ничего не стоит заблудиться.
В их ущельях и GPS не везде берет...
Но мы выбираемся. Вокруг снова азулежу, балкончики...
Встречаются на домах и более современные украшения.
Добираемся до башни-колокольни Клеригуш, на верхушке которой самая высокая смотровая площадка Порту.
Успеваем взобраться наверх до сумерек и обозреть окрестности с дымкой от горящих лесов на горизонте.
А дальше нас ждет открытие: оказывается в Порту, в отличие от остальной Португалии, портвейн пьют! Не в качестве аперитива или на десерт, а именно просто так, в рюмочных. В пару таких рюмочных мы не могли не заглянуть.
Пьют, очевидно, не только в рюмочных. Свидетельством тому - аккуратно оставленные кем-то на тротуаре бутылки из-под портвейна.
Вспоминается чье-то совершенно справедливое высказывание:
Качество города определяется количеством уголков, где хочется присесть с бутылкой и беседой…
В общем Порту удивил и заворожил. Это место, куда не просто хочется вернуться, а очень хочется.
Вернувшись домой, отыскал старые фотографии нашего деда, который был в Порту лет 60 назад на конгрессе строителей мостов.
Кажется, ничего не изменилось. И трамвайчик тот же...
Но, увы, пора уезжать из этого чудного города.
Напоследок Порту решил приподнести нам еще один подарок (видимо, понравились мы ему). Уже по дороге к метро, которое должно было доставить нас в аэропорт, перед нами вдруг возникает еще одно чудо.
Капелла Санта-Катарина.
На метро до аэропорта 30 минут. Главное сесть в нужный поезд.
На этот раз летим с пересадкой в Цюрихе.
К сожалению, времени между рейсами в Цюрихе совсем мало. Несмотря на то, что электричка от аэропорта до центрального вокзала идет всего 10 минут, успеваем лишь пробежаться по набережной реки Лиммат до Цюрихского озера и обратно.
Сент-Петер...
Аббатство Фраумюнстер...
Аббатство Гроссмюнстер...
Все уже закрыто, так что витражи Шагала в Фраумюнстере откладываем до следующего раза.
Остается только закат на Цюрихском озере...
И уже в сумерках бегом назад.
Вот и все.
Строго по расписанию, в 2 часа 5 минут ночи мы в Домодедово.
Репортажи о предыдущих осенних велопробегах можно посмотреть здесь:
2016 Больцано - Венеция 2014 По замкам Луары 2013 Венеция - Флоренция 2012 Тоскана