Учиться на опыте прошлого

Apr 13, 2013 14:57

Эмоциональные системы Панксеппа. Перевод отрывка текста из книги "The brain and the Inner World." By Mark Solms and Oliver Turnbull, Глава 4. Продолжение

предыдущие части текста перечислены здесь:
http://alexey5351.livejournal.com/143724.html

В предыдущих частях мы несколько раз повторили эволюционные преимущества этих наследуемых, управляемых эмоциями поведенческих стереотипов. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что недостаточно иметь всего четыре эмоциональных отклика - ПОИСК, ЯРОСТЬ, СТРАХ, ПАНИКА в сочетании с небольшим набором автоматизированных, стереотипных видов поведения для того, чтобы справляться со значительно более разнообразными сложностями жизни млекопитающих. Мир практически бесконечно непредсказуем и мы должны модулировать и регулировать себя соответственно.

Это наблюдение находит свое отражение в том факте, что вышеописанные базовые системы управления эмоциями подвержены влиянию механизмов обучения (в разной степени у разных животных и в значительной степени у человека). Иначе говоря, не смотря на то, что эти системы наследуемы, они никоим образом не являются жестко запрограммированными, в том смысле что их невозможно изменять. Наоборот, похоже, что эти системы специально устроены таким образом, что “пустые места” заполняются на основании опыта (особенно раннего опыта). Эта общая тема в деталях рассмотрена в 5 и 7 главах, поэтому здесь мы обратим внимание только на несколько моментов.



Мы уже проиллюстрировали эти основные моменты когда мы упомянули роль механизмов обучения в отношении «без-объектных» (несфокусированных, objectless AT) драйвов системы ПОИСК. Молодое животное знает, что чего-то хочет, но не знает чего именно - ему необходимо научиться опытным путем какие объекты в окружающем мире удовлетворяют его потребности и какие не удовлетворяют. Эволюционное преимущество подобной системы заключается в том, что она позволяет животному адаптироваться именно к той среде, в которой животное родилось; в этой среде типы объектов, удовлетворяющих его потребности, могут различаться очень существенно. Молодые животные (в особенности те из них, у которых период беспомощного младенчества увеличен, например люди) с большой вероятностью просто не выживут в этот ранний период обучения без помощи взрослых родителей, которые активно учат маленьких что нужно делать, чтобы удовлетворить внутренние потребности и выжить в условиях наличия хищников и других опасностей в среде. Мы также упомянули насколько легко этот процесс медиации взрослыми может пойти не в том направлении и насколько серьезными могут быть в этом случае последствия для будущего душевного здоровья ребенка.

Подобные заключения относятся и к другим базовым эмоциональным системам управления. В системе СТРАХ например, не смотря на то, что некоторые объекты и ситуации судя по всему запрограммированы жестко как опасные объекты с самого рождения (из чего следует в частности стереотипное поведение во многих видах фобий), большинство «объектной» части этой системы ничем не заполнено изначально и наполняется в процессе получения опыта. LeDoux (1996) в деталях описывает, как работает этот процесс. Два момента заслуживают особого внимания.

Первый заключается в том, что связи, которые соединяют опасный стимул (объект, которого боятся) с откликом страх-тревога, строятся чрезвычайно быстро, и в последствии поддерживаются процессами вне зоны сознательного. Как только объект (вещь или место) ассоциирован с болезненным ощущением (иногда на основании всего одного случая встречи с этим вредным объектом), система СТРАХ моментально и автоматически активизируется в случаях повторной встречи с этим объектом, причем до того, как подобная реакция может быть осознана и осмыслена. Таким образом нам не нужно думать до того как начать действовать в опасных ситуациях (хотя после мы можем все же рефлексировать о том, что произошло). На основании этого, LeDoux различает два аспекта страха-тревоги. Первый - это тот, который мы только что описали, который управляется способом “быстрой и грубой” оценки ситуации (LeDoux, 1996, p. 163), который происходит в нейронных связях от амигдалы к PAG и полностью исключает сознательную обработку в кортексе. Влияние этой короткой цепи обработки страха важно для психоаналитически ориентированных клиницистов. Оно объясняет, что происходит, когда пациенты чувствуют тревогу в определенных ситуациях, но не понимают почему они ее чувствуют (например на основании “подавленных” [repressed - AT] воспоминаний предыдущего опыта или других бессознательных ассоциаций). Второй, более медленный путь обработки включает ткани кортекса и гиппокамп - что очень важно для формирования эпизодической памяти (глава 5). Этот способ позволяет автобиографической самости (autobiographical self - AT) узнавать что произошло и сознательно рефлексировать о случившемся. Путь “расширенного сознательного” [длинная цепь обработки страха LeDoux - AT] также связывает систему CТРАХ с системами управления и планирования [PFC - AT], что приводит нас к следующему важному моменту LeDoux. [который я переведу чуть позже. этот момент связан с механизмами успокоения сильных эмоций, с регулированием эмоциональных систем другими системами - AT]

Перевод отрывка текста из книги "The brain and the Inner World." By Mark Solms and Oliver Turnbull, Глава 4. Cтр 133-135

panksepp, neuropsychoanalysis, affective neuroscience

Previous post Next post
Up