Записи о театре. Князь Игорь.
Думаю что отдельное внимание в моих
«записях о театре» будет уделено всеобъемлющему понятию современной режиссуры - концепции. Художник, которого спрашивают: что за хрень он нарисовал - обычно отвечает, что он так видит. Режиссер же, на аналогичный вопрос, ответит, что
у него такая концепция.
Приведу Вам один пример.
Удивительна режиссерская концепция последней версии «Князя Игоря», в Мариинском театре - в ней просто взяты все номера оперы и перемешаны, в соответствии с режиссерскими представлениями о том, какой на самом деле должна быть древняя легенда. Из-за этого сюжет выписывает занятные фортели. Оперные номера появляются в порядке, логика которого вряд ли может быть понятна простому слушателю. Например: в знаменитом «Плаче Ярославны», эта самая Ярославна, только что дошедшая до, крайней степени отчаяния поет: «Ой, горько плачу я, горько слезы лью....», очевидно, оплакивая своего мужа, потеряв надежду увидеть его вновь. Так вот, после этого, полного трагизмом и беспросветным горем номера, она, неожиданно для всех, обретая душевный покой и равновесие, поет свою арию из первого акта «Немало дней прошло уже с тех пор, как Игорь, лада мой, с сыном Владимиром и с братом нашим Всеволодом на половцев повел свои дружины. Не знаю, что и думать мне: кажись, давно пора бы от князя быть гонцам ко мне ....» То есть она, вполне обыденно, ждет вестей от Игоря, который ушел в поход «на ханов половецких». Поразительная метаморфоза, не правда ли?
Заканчивается опера финалом из первого действия: набег, половцы разоряют русскую землю, звучит набат, Путивль горит.... И вот в этот драматический момент, на последнем аккорде оркестра, на сцену, легкой трусцой, выбегает чудесно спасшийся из половецкого плена князь Игорь. Ярославна, кстати, не выказывает никакого удивления этим фактом.
Пока звучит аккорд, на сцене должно быстро произойти сразу несколько действий. Воевода вынимает из ножен свой меч, целует его и в знак верности и преданности, с поклоном, вручает княжне, та, с поклоном принимает его, вбежавший Игорь, быстро берет меч из ее рук, хватает Ярославну за талию и героически возносит оружие к небу, готовый возглавить народ в борьбе с врагами... Все, счастливый конец. А теперь вообразите себе, что все это происходит секунд за пять, на финальном аккорде, впопыхах ... И смех, и слезы …
Один преподаватель русской музыки, из консерватории (фамилию не скажу), узнав о новой сюжетной версии "Князя Игоря" сказал, что: "этого просто не может быть..." На что ему ответили: «Ха, приходите в Мариинский театр - и Вы увидите все сами».
Записи о театре. Новый цикл. Загадка скрипок Страдивари или в чем секрет? Юбилейный вечер Ирины Богачевой Записи о театре. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"