Записи о театре. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"

Feb 15, 2014 17:52

На память приходит еще один очень яркий эпизод, связанный с общими тенденциями в современной театральной режиссуре. Я имею в виду "концептуальность" и общую ориентированность на западный "зрительский рынок".

На этот раз речь пойдет об опере Николая Андреевича Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" в постановке Дмитрия Чернякова. Премьера этой постановки была 20 января 2001 года. Дело конечно давнее, но воспоминания свежи, как будто вчера было.

Премьеру эту в городе ждали с нетерпением, еще бы, "Китеж" не шел в Санкт-Петербурге более сорока лет. Да и просто, стосковался зритель по героической русской опере. А сюжет "Китежа", именно такой - это настоящая былина, о том, как целый город предпочел погибнуть, чем сдаться врагу (в опере город метафорически становится невидимым и недосягаемым, видно лишь его отражение в озере) В общем русский "Парсифаль", как называет эту оперу молва. Кстати, пытливое ухо может уловить даже схожий мотив, идею которого Николай Андреевич Римский-Корсаков позаимствовал у Вагнера. Впрочем, ни о каком плагиате, в данном случае речь идти конечно не может.

И что же увидел зритель, ностальгически жаждущий патриотического подъема чувств?

Народ был изображен в виде нищих, бомжей и прочего пьяного сброда в декорациях базарной площади, времен начала девяностых. Костюмы абсолютно соответствовали этому образу...

Играя премьеру, я несколько замешкался, выходя из ямы в антракте на меня обрушилась с гневной тирадой старушка, взбешенная увиденным на сцене. "Как вам не стыдно, такое безобразие показывать на сцене Мариинского театра! Люди пришли на прославленную героическую оперу, а вы ее так испоганили!" Объяснить ей, что я не имею к режиссерскому замыслу никакого отношения не представлялось возможным. Да и ее тоже можно понять, ведь было видно, что она оскорблена до глубины души и выплеснула свой гнев на первого, до кого смогла дотянуться. Так уж получилось, что этим "первым" оказался я.

Я уже упомянул вначале, что подобная режиссерская "концептуальность" ориентирована в основном на западного зрителя и эта постановка с успехом объехала полмира. Надо понимать, что такими нас хотят видеть. Но, помимо этого, на своего, родного зрителя, это тоже действует очень мощно и разрушительно, приучая к мысли об униженном положении народа. Не хочется говорить о политике..

А забавный эпизод, про который я хотел Вам рассказать, случился летом того же года. За эти годы он стал настоящей театральной байкой, а как водится в байках, проверить было это на самом деле или здесь имеет место быть художественное преувеличение невозможно. Но я все же расскажу ее Вам.

В опере есть персонаж Гришка Кутерьма, надо сказать что герой этот отрицательный, действительно пьяница и дебошир. Так вот, костюм и грим у него был совершенно бомжовский: засаленная спортивная шапочка "петушок" (помните такие?), грязные тренировочные штаны, с вытянутыми коленками, какая то невообразимая фуфайка и так далее... Короче говоря вышел артист в этом "прикиде" покурить в свободную минутку на улицу, рядом с театром. А народ вокруг респектабельный, в театре как раз проходил фестиваль "Звезды Белых Ночей"... Как на грех, проезжавший мимо наряд милиции этого красавца и "упаковал". Он им стал доказывть: " да я солист Мариинского театра, мне на сцену скоро надо..." Они в ответ: "Ха-ха-ха... Поехали, будешь в отделении рассказывать, какой ты солист..."

Вот такая история приключилась.

Записи о театре. Новый цикл.

Загадка скрипок Страдивари или в чем секрет?

Юбилейный вечер Ирины Богачевой

Записи о театре. Князь Игорь.

опера, мариинский театр, культура

Previous post Next post
Up