Западный Кавказ. Поход по Чедымскому хребту и массиву Химса. Часть 2. Из осени в зиму.

Feb 12, 2022 15:32

Снова с погодой какие-то фокусы:
Медленный дождь словно тягостный сон.

Из-под земли рвутся синие крокусы,

Значит, и вправду окончен сезон.

22 сентября, Дождливое утро. Ранним утром нас разбудило ржание лошадей где-то рядом, в тумане. Дождь лил всю ночь и продолжал лить утром. Хотелось постоянно спать. Зеленая палатка не выдержала натисков палатки и начала протекать, наша, оранжевая еще держалась. Нехотя вылезли в холодную морось из палатки и пошли в балаган готовить завтрак. Заодно поставили дрожжевое тесто, чтобы испечь ландорики. Дождь то прекращался, но начинал лить с новой силой. Вернувшись в нашу оранжевую палатку, мы поняли, что и она сдается под натиском воды, тент выдерживал стойко, но вода нашла путь через дно, хоть мы и хорошо окопали палатки, но канавы от такого количества воды не спасали, в итоге под дождем переставляли палатку в менее мокрое место. Остаток дня провели в дреме. Прогнозы погоды, приходящие на Гармин, не внушали оптимизма. Похоже мы попали в циклон надолго. Всю ночь лил дождь.
    23 сентября. Герванта. Поднялся ветер, местами стали проглядывать очертания окружающих нас вершин. Утром даже не было дождя. Собираемся группой, чтобы принять взвешенное решение о наших дальнейших действиях. На повестке дня было два варианта того, чем мы сегодня займемся: вариант первый - мы совершаем переход к озеру, которое разведали ранее, и встаем лагерем там. Так как с него хорошо просматривается интересующий нас перевал Герванта и до него с озера совсем немного идти. Поэтому есть вероятность попасть в погодное окно и проскочить Герванту. Вторым же вариантом было подниматься на Герванту прямо сейчас, пока нет дождя и погода более менее нормальная. В итоге решили дойти до озера и там решить идем сегодня или же ждем погодное окно.
 Собрав лагерь, мы двинулись в сторону перевала. Местность была ровной без каких либо каменных развалов, поэтому решили идти по мокрой тропе в кроксах, дабы сохранить треккинговые ботинки сухими до начала подъема на перевал.

02. Лица уже не так полны оптимизма

04. Ручей, стекающий по южному склону с пер. Гервана

Когда мы оказались недалеко от озера стало понятно, что погода сегодня к нам благосклонна и пускает на перевал, поэтому мы негласно решили штурмовать его. Найдя укромную скалу, защищавшую от южного ветра, мы сделали чаевку, переодели обувь и двинулись наверх. Решили идти вдоль русла ручья, стекающего с перевала. По началу потеряли тропинку, поэтому продирались через кусты рододендрона, пока вновь не вышли на нее. Набирали высоту, пасущиеся лошади скрылись в тумане, вскоре на тропе появились медвежьи кучи, видимо их хозяин тоже пользуется перевалом. К 13 часам дня мы поднялись к перевальному туру. Дул сильный ледяной ветер, мы спрятались за камнем, чтобы перевести дух, на северном склоне местами лежал снег. Попутно сняли с перевального тура записку туристов из Нижегородского горного клуба от 2019 года, позже выяснилось что это друзья наших друзей. Когда до них дошла новость о снятии записки, то ребята были приятно удивлены. Сняв записку другой группы мы положили свою, датированную 23 сентября 2021 года.

06. То самое озеро

09. Перевальное селфи

10. Записка туристов из НГК

Для спуска с перевала было два варианта, от тура повернуть налево и более полого спуститься через озеро, на северном склоне или же пойти направо, по маршруту московской группы туристов, но спуск был бы гораздо круче, но во втором варианте была возможность, в случае ухудшения погоды встать на ровной полке, которая была относительно недалеко от перевала. Мы пошли по второму варианту. Стоило нам двинуться тут же налетела облачность и перекрыла всю видимость. Идем по приборам.

Спуск по мокрой траве со снегом приносил мало удовольствия, двигались медленно и осторожно. Вскоре вышли на курумник, по нему спускаться было полегче. Погода стала ухудшаться, нас обдавало то снегом, то градом, хорошо хоть не дождем. Решили ночевать на полке возле ручья. По спутниковому поступил прогноз о том, что ночью может задуть сильный ветер, осадки вместо дождя будут уже снежными, пока что прогнозировали 10 см снега. Найдя полочку для лагеря (N43.30804° E41.06612°, высота 2358 м) мы поставили лагерь. Помимо постановки лагеря и тщательного закрепления палаток мы построили ветрозащитную стенку из найденных в округе булыжныков. Вечер был прохладный, пришлось доставать пуховик, хорошо что спальники были с запасом по температуре и пока что удавалось сохранить их относительно сухими. Ночью пошел снег, к утру наши палатки были полностью припорошены им.

23 сентября пройдено 3.1 км, набор 661 м.

24 сентября. Затишье перед бурей. Снова нет солнца, дует ветер, на улице -3 градуса, но радует то, что облачность держится на высоте около 2500 м и дальнейший спуск вниз хорошо просматривается. У нас изначально были планы подняться сегодня на перевал Западный Мцра 1А 2550 м., но утренний запрос прогноза погоды не обнадежил, по нашим координатам обещали выпадение снега до полуметра и в случае, если бы мы повернули с Герванты в сторону озера Анна (Анаан), то был риск не успеть пройти перевал за день, в нынешних погодных условиях и попасть в неприятную ситуацию. Поэтому решили спускаться с перевала вниз, в долину ручья Герванта, там закрепляться лагерем и ожидать прихода непогоды. С нашей стоянки я уже заприметил место, где будем становиться следующим лагерем.

13. Сеанс спутниковой связи. Выяснение метеоусловий.

16. Вылезать из палаток было очень неприятно

25. Стены Чедыма

27. А где-то внизу еще осень

28. Сергей был оптимистом до самого конца

В 9 утра собрали лагерь и начали спуск вниз. Он был не из легких - крупноглыбовый курумник (начало неприятного участка N43.30890° E41.06675°, конец N43.30956° E41.06649°) , местами приходилось забираться в глубь курумника, оказываясь в лабиринте из камней, а местами камни покрывала наледь, что делало движение по нему небезопасным. Отдельного описания стоят бараньи лбы, местами они были очень круты, но благо не отполированы и по ним можно было пролезть нащупывая руками и ногами выступы. Где-то удавалось пройти с рюкзаками, а где-то по цепочке передавали их.

30. Разведка налегке прохода через курумник

31. Сергей ненашутку озадачен дальнейшим спуском

32. Разведка продолжается

34. После удачной разведки группа аккуратно начала движение

35. Первый неприятный участок курумника пройден

36. Далее начинается мокрая или припорошенная снегом трава, вперемешку с камнями. Идти очень неприятно по такому

37. Проходим один из уступов

38. Дальше начался живой курумник. Шли с большой дистанцией, чтобы не спустить камень на кого-то из идущих.

39. Герванта позади

40. Точкой обозначена будущая стоянка

41. Вечер на стоянке

Вниз мы спустились благополучно, стоило пройти опасные участки и нас обдает сильным градом, все вокруг вмиг белеет, но пока еще температура выше нуля, поэтому все относительно быстро растаяло. Укрепляться решили на полянке, местами заросшей папоротником. Места под палатки застелили ветками папоротника, укрепились и занялись готовкой горячего обеда. Координаты стоянки (N43.31507° E41.06479°, высота 2019 м.). Весь остаток дня погода постоянно менялась, лишь к ночи небо очистилось и появились звезды. Впервые почти за неделю у нас была ясная погода, хоть и ночью. На севере справа возвышался величественный Пшиш, освещаемый восходящей луной, слева виднелся Амнауз и перевалы ведущие в Россию. Когда глаза привыкли к темноте, можно было наблюдать засветку неба от Архыза. Тишину нарушала лишь шумящая рядом речка и изредка порывы ветров с перевалов, словно накаты океанских волн. Сделав несколько фотографий, я ушел в палатку спать.

42. Вид со стоянки в сторону пер. Зап. Мцра

43. "...Почтительно склонив свои антенны, за нами только спутники следят." Вид со стоянки в сторону пер. Герванта

24 сентября прошли со всеми петляниями по курумникам 1.79 км, сбросили 448 м высоты.

Часть 1. Поход по Чедымскому хребту и массиву Химса. Лес.
Часть 3. Поход по Чедымскому хребту и массиву Химса. Перевал Мцра Западный

Осень, Западный Кавказ, Сентябрь, Туризм, Бараньи лбы, Мцра, Химса, Звездное небо, Герванта, Абхазия, Фото, Треккинг, Скалы, Чедым, Кавказ, Поход, Гумиста, Природа, Пейзаж, Чедымский хребет, Бзыбский хребет, 2021, Путешествия