Западный Кавказ. Поход по Чедымскому Хребту и массиву Химса. Часть 3. Перевал Мцра Западный

Feb 27, 2022 14:25

Предыдущая часть. Из осени в зиму. Перевал Герванта.
    25 сентября. Ночь была тихой и безветренной. Лишь к утру к нам незаметно подкрался фронт, разбудив нас шелестом снега по тенту палаток. Снег летел крупными хлопьями, вскоре к этому добавились накаты ветра и громыхание грома где-то в скальных цирках. За несколько часов снегопада вокруг наших палаток образовались сугробы. То и дело приходилось выходить из палаток и откапываться.
    К середине дня зеленую палатку завалило окончательно, почти по кровлю. По прогнозам обещали ветра до 30 м/с и мы готовились к худшему, но обошлось. День был сонный, в промежутках между визитами друг к другу в палатки мы спали или пили чай и осознавали, что сложность похода увеличивается, а вымоченная ранее обувь в снежной обстановке обречет на вечно мерзнущие ноги. Ближе к вечеру фронт покинул наш обитель, обнажив на короткое время суровые заснеженные вершины Главного Кавказского Хребта, подсвеченные золотистым светом заходящего солнца. Виды были космические, кругом стояла тишина. Ночь была звездной. Завтра пробуем пробиться на перевал Мцра Западный и далее к озеру Анна (Анаан).

02. Заметенные снегами

04. Вершины Псырс и Аманауз (3457 м. и 3535 м.) в закатных лучах

05. Вид в сторону перевала Мцра Западный

06. Вершины Псырс и Аманауз (3457 м. и 3535 м.) ночью

08. Главный Кавказский Хребет в ночи. Слева направо вершины Псырс (3457 м.), Аманауз (3535 м.), перевал Медвежий (2840 м.), г. Пшиш (3790 м.)

09. Ночь в горах. Слева, вдали г. Пшиш (3790 м.), справа перевал Мцра Западный

26 сентября. Перевал Мцра Западный. Утром мы проснулись от того, что солнце стало пригревать палатку. Расстегнув молнию тамбура глаза резал ослепительный свет. Солнечные лучи отражались от заснеженных гор, все вокруг сверкало серебром. Ветер дул с востока, неся облачность с нижней границей около 2500 метров, то закрывая, то обнажая скальные стены Чедымского хребта. Над нами кружили орлы.

Решение о том, что будем делать сегодня было принято сиюминутно, покуда погода пускает - прорываемся за перевал Мцра Западный и встаем на озере Анна (Анаан). Покуда ребята собирали лагерь, я отправился налегке пробивать безопасную тропу через курумники к перевалу. За прошлый день выпало снега в среднем около 30 см, а местами до полуметра.

11. Пшиш скрывается в облаках

16. Вид в сторону перевала Герванта

17. Вид на перевал Мцра Западный. Сегодня нам туда.

18. Скалы Чедыма

19. Псырс и Аманауз

21. Пшиш во всей красе

23. Панорама в сторону перевала Мцра Западный и первала Герванта

Лагерь собран, пора в путь. С рюкзаками через заснеженные курумники идти было тяжело, но это было только начало. Наша тропа зигзагами прорезала сугробы и забиралась все выше и выше. С гор комьями скатывался мокрый снег, возле отвесных скал гремели ручьи подтаявшего снега вперемешку с камнями, такие места мы старались обходить стороной. Чем выше мы поднимались, тем больше становилось снега и тем заметнее было очередное ухудшение погоды. После прохода одного из безымянных пиков глубина снега была местами по пояс. Тут же мы встретили крупноглыбовый курумник и развилку, перевал можно было пройти справа от пика или же слева. Подъем слева казался более оптимальным и протяженность такого препятствия, как курумник была значительно меньше. Осталось нащупать тропинку посреди заснеженных глыб, которая вывела бы под перевальный взлет.

24. Закладываем зигзаги

27. Погода портится, продолжаем набирать высоту

28. - А где перевал, далеко еще?
      - А он вон там, слева, можно пойти через него, а можем попробовать пройти правым.

30. Где-то там осталась наша стоянка

33. Градус уклона все выше, а сил все меньше

34. Заходим на перевал Мцра Западный

Подъем под перевал оказался очень крутым, порой делая шаг вперед мы съезжали на два шага назад, но вскоре приноровились и рывком взяли перевал. Это был гребень, как тогда показалось, шириной всего около двух метров, который круто обрывался вниз. Внизу зловеще чернело озеро Анна (Анаан) с глади которого поднимался туман. Были попытки отыскать перевальный тур, чтобы оставить записку, но из-за снега он не был найден. Подъем на перевал занял 3 часа 45 минут.

35. На перевале

36. Перевальный гребень

Погода становилась хуже, вечерело. До сумерек надо было спуститься к озеру Анна, внизу виднелся курумник с еще большими глыбами, в сравнении с теми, что мы видели ранее и примерная траектория спуска упиралась именно в него.

37. Черная гладь озера Анна

38. Пробиваем тропу вниз

Часть спуска мы прошли в тумане, старались держаться ближе к скалам, местами просто съезжали по снегу вниз, так как удержаться было практически невозможно, да и снег был не для кошек. Хоть и казалось, что озеро совсем близко, шли мы до него около двух часов. К месту стоянки пришли в сумерках. Сразу принялись вытаптывать и расчищать место лагеря от снега, параллельно с этим готовили ужин. За время перехода в мокрых ботинках мы почти не чувствовали ног. К позднему вечеру отогрелись и приняли решение стоять на озере Анна дневкой, чтобы хоть чуть-чуть высушить ботинки и одежду, так же закрадывались надежды, что выпавший снег хоть немного растает и откроется путь по восточному берегу озера через курумник.

39. Обсуждаем обход курумника

40. Вечер на озере Анна

Профиль маршрута этого дня

Координаты лагеря N43.31589° E41.08811°, высота 2184 м.

За день пройдено 3.5 км, набор высоты 644 м.

27 сентября. Разведка тропы на восточном берегу. На следующий день началась оттепель, с гор потекли ручьи, нашу стоянку начало подтапливать. Прорытые канавы не спасали. Лишь к обеду удалось отвести воду от лагеря. Оставив Александра с барышнями на хозяйстве, мы с Сергеем решили разведать тропу по восточному берегу озера к безымянному перевалу, являющемуся перемычкой между озером Анна и озером Малая Мцра.

41. Панорама озера Анна с дрона

42. Погода налаживается. Утро на озере

43. Вид на перевал W

Сначала мы решили пойти самым очевидным путем - вдоль берега озера, и все было бы хорошо, но в южной части озера мы уперлись в отвесную скалу, к которой вплотную подступала вода, глубина была выше колена, стоял лед. По камням перепрыгивать было небезопасно, поэтому мы решили обойти скалу. Спустившись со скалы мы пошли дальше по восточному берегу озера. Восточный берег озера представлял из себя курумник с небольшими и средними глыбами, много живых камней, по снегу было продвигаться тяжело. Ближе к отполированному гранитному бараньему лбу в северо-восточной части озера курумник заканчивается, переходя в травянисто-рододендроновый склон. По скользкому заснеженному склону идти над гладью озера было страшно: один неверный шаг и рискуешь уехать в озеро. А когда идешь в мокрой обуви, практически не чувствуя ног, шансы на такой исход возрастают. Решили обойти это место каменистым кулуаром выше, но там оказалось тоже непроходимо и еще круче. Взяли ниже и аккуратно перешли на ровное место.
Вот мы стояли у этого здорового гранитного останца. Все вокруг было в бирюзово-серо-черной гамме, небо было очень низко. Во время осмотров подходов под безымянный перевал были обнаружены свежие медвежьи следы, им было несколько часов, подтаять еще не успели. Видно было, что медведь смотрел на наш лагерь с северо-восточного берега, а потом ушел вниз к р. Бзыбь. Хорошо что с ним разошлись, а шел он как раз со стороны озера Мцра Малое.

44. Вид на стоянку с восточного берега

45. Вид на северо-западный берег озера

46. Вид на западный берег и перевал Мцра Западный

48. Сток с озера Анна

49. Неприступные скалы, отделяющие нас от долины р. Мцра

50. Водопад талых вод

51. Гранитный бараний лоб, высотой метров 5-6

52. Вид на южный берег

Вечерело. Мы поспешили возвращаться в лагерь. В лагере обсудили дальнейший переход, так же было выдвинуто предложение перейти южную часть озера вброд, но в итоге решили идти с набором высоты, чтоб сохранить хоть чуть-чуть тепла в ногах. Завтра предстоял переход в долину р. Мцра.

Протяженность радиалки 3.5 км.

Продолжение следует...

Мцра Западный, Озеро, Западный Кавказ, Туризм, Озеро Анна, Мцра, Химса, Звездное небо, Бзыбь, Герванта, Абхазия, Фото, Треккинг, Анаан, Зима, Чедым, Кавказ, Поход, Гумиста, Пейзаж, Горы, Природа, Чедымский хребет, Бзыбский хребет, 2021, Перевал, Путешествия