Вернуться в горы Абхазии мне хотелось давно. Последний раз мне доводилось в них бывать в 2013 году, обычно поход по Абхазии следовал после восхождения на Эльбрус. В начале сентября, после Эльбруса мы прибыли в Абхазию и стали ждать вторую часть группы, которая должна была прибыть из Петербурга 18 сентября. Время ожидания позволило восстановиться после высокогорья и набраться сил. Прогнозы погоды были оптимистичные, но никто не знал, что на самом деле было уготовано нам…
Краткие сведения о походе
Место проведения: Абхазия, Западный Кавказ, Бзыбский хребет, массив Химса и Чедымский хребет.
Вид туризма: горный
Протяженность:
запланированная: 155.9 км
фактическая: 77 км
Сроки пешей части:
Запланированные: 19-28 сентября
Фактические: 19 сентября - 3 октября
Ходовых дней:
По плану: 12
По факту: 15
Нить маршрута заявленная:
г. Сухум - р. Чедым (заброска) -> ур. Пихтовая Поляна -> хр. Ашамгвара -> хр. Едыгез -> пер. Герванта 1А 2450 м -> пер. Зап. Мцра 1А 2550 м. -> оз. Анна (Анаан) -> вдп. Мцра -> оз. Мицара -> пер. Поперечный 1А 2628 м. -> пер. Химса н/к 2467 м. -> пер. Вулкан 1Б 2850 м. -> ледн. Химса ->пер. Химса Ледовый основной 1А 2760 м -> р. Келасури -> оз. Псыква -> пер. Вулкан 1Б -> пер. Уим н/к 2351 м. -> ур. Гургиза -> 1 участок Сухумской ГЭС -> выброска в г. Сухум
Нить маршрута фактическая: г. Сухум - р. Чедым (заброска) -> ур. Пихтовая Поляна -> хр. Ашамгвара -> хр. Едыгез -> пер. Герванта 1А 2450 м -> пер. Зап. Мцра 1А 2550 м. -> оз. Анна (Анаан) -> вдп. Мцра -> оз. Мицара -> пер. Поперечный 1А 2628 м. -> пер. Химса н/к 2467 м. -> пер. Уим н/к 2351 м. -> ур. Гургиза -> 1 участок Сухумской ГЭС -> выброска в г. Сухум
18 сентября мы зарегистрировались в МЧС по Абхазии. Утром 19 сентября собрались на точке старта в г. Сухум, где нас ждал водитель с которым ранее я договорился о том, что он нас завезет на УАЗике на р. Чедым, точка начала подъема по старому серпантину до ур. Пихтовая Поляна. Дорога на второй участок Сухум ГЭС была хорошая, УАЗик проходил без проблем. От Сухум ГЭС до начала серпантина дорога тоже сносная, но броды проезжать было страшно. Состояние бродов было таким, видимо, после летних паводков. Часам к 11 мы были на месте, выгружали и допаковывали рюкзаки. Дорога шла и дальше, но водитель сказал, что там глубокие промоины и он далеко не сможет по ней проехать. Попрощавшись с водителем, мы почаевали и двинулись по серпантину вверх. Предстоял набор высоты больше 1000 м, при том, что на данном участке воды практически нет и ее нужно нести с собой. Точка старта N43.20890° E41.00846°, высота 324 м.
01. Второй завтрак и в путь. Лица еще полны оптимизма.
02.
03. Первые сто метров набора высоты.
04. Где-то там море
Лес был очень мрачный и сырой. Нас окружали замшелые стволы и свисающие колючие ветви ежевики. Мы поднимались все выше и выше, солнце поначалу припекало и с нас рекой лился пот, но вскоре погода переменилась, налетела легкая облачность и стало прохладно. Подъем был крутым, каждые 100 метров набора высоты мы делали привал минут на 10, чтобы передохнуть. По пути дорога пересекает ручей, где можно набрать воды (N43.22302° E41.01676°)
Облачная погода сменилась накрапывающими дождями. Появились мысли о том, что похоже погода к нам не будет благосклонна. К половине четвертого дня мы подошли к старому лагерю лесорубов (N43.23171° E41.01936°), там была расчищенная площадка, стояла бочка с ГСМ, здесь мы решили плотно полдничать бутербродами с колбасой и чаевать. Полил сильный дождь, который мы пережидали под ветвями здорового бука. Вскоре он прекратился и мы двинулись дальше по дороге. Хоть и дорога была с промоинами, по ней идти было комфортно, но вскоре она закончилась и началась едва заметная тропа, которую, порой можно почувствовать только ногами. Незадолго до конца дороги пересекли еще один небольшой ручеек (N43.23186° E41.02239°). Кругом папоротниковые заросли влажного леса, местами стелиться колючая ежевика, но это не было критичным.
05.
06. Состояние дороги после старого лагеря лесорубов
Вечерело. Мы шли по зарослям, то выходя, то сходя с тропы. Единственным ориентиром служили зарубки на деревьях ну и точки в GPS навигаторе. Стоило нам хорошо зайти в заросли начался сильный проливной дождь. Склоны крутые, ставить палатку не где, остается только идти и искать ровное место для ночлега. Идя по мокрым зарослям папоротника и лопухов ноги и ботинки в миг стали мокрыми. Верх тела спасали мембранные куртки, но все равно через рукава и воротник вода затекала с зарослей. К моменту выхода в урочище Пихтовая поляна мокрыми были все. Урочище представляло из себя заросшую лопухами и крапивой поляну. Высота поросли была метр и больше. Здесь же тропа теряется и совсем незаметно выскакивает на хребет. Решили ночевать на Пихтовой поляне, но перед этим я пошел в разведку на хребет, чтобы подсечь тропу. Найти ее труда не составило. Вот и иду по тропе, чтоб оценить в каком она состоянии и поискать место для лагеря получше, отвлекся на навигатор, чтобы точку поставить, при этом продолжая идти. Стоило только отвести взгляд от навигатора, как за кустом я увидел здоровую серую мохнатую спину. Было понятно, что это медведь, до него было метров 15 от силы, шумел дождь и он не слышал как я пробирался через заросли, встреча могла закончится не очень приятно, поэтому я стал наискось пятиться спиной назад, а как только отошел достаточно далеко, то очень быстро ретировался по склону к ребятам, которые меня ждали. У меня было две новости: одна - хорошая, тропа найдена и вполне сносная, а вторая - на тропе сидит медведь, так что подняться и заночевать где-то на гребне, где явно меньше зарослей и травы не представляется возможным, так что однозначно ночуем на поляне. Ребята были встревожены такой новостью, поэтому были предприняты мероприятия, чтобы дать зверям знать, что тут есть люди. Попутно ставили палатки, к этому времени дождь закончился. Хоть мы и притоптали траву, но тем не менее спалось как на перине из-за своеобразного матраса из травы. Место нашей стоянки N43.24564° E41.03328°, высота 1605 м.
07. В урочище Пихтовая поляна. Ищем место под палатки
Ночь была спокойной, хотя кругом были слышны шорохи.
По опыту походов по горам в Абхазии, я не любитель останавливаться ночевать в лесах, так как большая вероятность встретить какую-либо живность. Например, в одном из походов в 2012 году, вокруг нашей палатки бегали шакалы и своим «плачем» не давали нам уснуть.
За первый день мы прошли 7.8 км с набором высоты 1451 м.
20 сентября. Утро было солнечным, несмотря на ливень, который шел ночью, лес уже высох. Покуда собирали лагерь успели просушить часть вещей. На этот день были амбициозные планы, попробовать выйти за границу леса и уже ночевать на альпийских лугах. Раскачались, позавтракали, натянули сырые ботинки и двинулись в путь. Из лопухов тропа на гребень выныривает в точке с координатами N43.24593° E41.03182°, высота 1618 м. Поднялись на гребень хребта Ашамгвара и потопали по нему, тропа здесь явная, зарослей почти нет, идти одно удовольствие. Часто встречались медвежьи кучи. Этой тропой помимо охотников и туристов пользуется и медведь, с которым днем ранее довелось познакомиться. Из-за этих обстоятельств почти всю дорогу громко пели песни, топая по тропе. Тропа прослеживается хорошо, часто встречаются зарубки разных лет, самая старая из найденных была датирована 1934 годом.
08. Утро в урочище Пихтовая поляна
09. Сборы лагеря
10. Завтрак
11. Местами с хребта Ашамгвара просматривался Чедымский хребет. Даже издалека он был грандиозен.
12. На этих высотах уже чувствуется близость осени
13. Зарубка от 1946 г.
14. Зарубка от 1934 г.
К обеду мы перевалили на восточный склон хребта. Тропа с хребта ведет по крутому спуску вниз, частично размыта мелкими ручьями, так что спускаться надо аккуратно, иначе можно поехать на скользком каменно-земляном склоне. Вскоре мы спустились на поляну со старым костровищем (N43.26809° E41.03887°, высота 1655 м), рядом есть полноводный ручей. Здесь же мы решили сделать обед. Отобедав двинулись дальше, тропа шла по крутому склону хребта, местами были скалисто-осыпные прижимы, где тропу пересекали ручьи, которые весьма полноводны в дожди, судя по тому, какие промоины они оставили после себя. Вскоре мы перевалили еще один из боковых отрогов хребта. Здесь тропа уже не так сильно прижимается к склону, идет по буковому лесу. Встречается много зарубок с надписью Псху и крестами. Слышно, как где-то глубоко в ущелье грохочет горная река. Это была долина реки Чха. Склоны ущелья очень крутые с густыми зарослями рододендрона.
В описании Псху-Гумистинского заповедника про этот район говорится так (позже мы еще вспомним эти строки):
«Ущелье Чха имеет дурную славу, поскольку в глубине его, в труднопроходимых зарослях рододендрона и лавровишни, погибло немало туристов и местных жителей. Трагические случаи происходят в одном и том же районе и при весьма сходных обстоятельствах. Этот район сотрудники заповедника называют «Бермудский треугольник» на Гумисте.
В чем секрет «Бермудского треугольника» на Гумисте? Дело в том, что, чем дальше вниз, тем круче склоны, тем более глухим становится ущелье и тем гуще вечнозеленый подлесок под покровом пихтового и букового леса. Подлесок этот, состоящий из рододендрона, лавровишни, падуба и вьющихся колючих растений, настолько непролазен, что путник оказывается в западне, выматывается или теряет благоразумие. Возвращаться вверх - очень трудно, идти вперед - невозможно. Известный польский писатель А. Фидлер, рассказывая о тропических лесах, очень остроумно заметил, что путешественник, попав в эти леса, думает, что очутился в раю, но покидает их с уверенностью, что вырвался из ада. Вероятно, то же чувствуешь иногда и в горных колхидских лесах. Вечнозеленый подлесок абхазских лесов - это остаток вечнозеленого леса, существовавшего на территории Абхазии в доледниковый период, в третичную эпоху. Сочетание скал и круч с поистине непроходимым зеленым подлеском - вот секрет «Бермудского треугольника» на Гумисте.»
15. Переваливаем на Восточный склон хр. Ашамгвара
16. Сергей наслаждается видом на ущелье р. Чха и на Чедымский хребет
17. В пути прошел небольшой дождь
Действительно, это ущелье выглядело довольно мрачно, особенно в сумерках, да со звуками ветра и уханьем филина. Не хотелось бы тут заблудиться. В этот момент у меня в голове всплывали воспоминания о том, как в 2013 году довелось поплутать в лесах недалеко от Малой Рицы в поисках тропы. Мы сделали привал на одном из ручьев, чтоб набрать воды и отдохнуть Вечереет. Мы понимаем, что дойти до границы леса мы не успеваем по светлу. Все таки сейчас не лето, а конец сентября и темнеет рано. Решаем перебродить речку Чха (по другим данным это приток р. Чха, р Чаят) и заночевать где-нибудь на полке в ущелье. Тропа ныряет в заросли рододендрона, который до полутора метров в высоту, местами кусты вырублены, видимо все же кто-то пользуется этой тропой. Постепенно начинаем спускаться на дно ущелья и внезапно тропа обрывается у крутого каменистого ручейка. GPSы упорно говорят, что мы на тропе находимся и надо идти дальше. Потыкавшись на полке вправо, влево, вверх в поисках тропы, мы решаем организовать разведку вниз. Пошел я и Саня.
Спуск вниз был каменистым и скользким по руслу мелкого ручейка. Достигнув дна ущелья мы увидели нависающие над нами крутые склоны, а местами отвесные скалы. Речка каскадами с шумом бежала по ущелью. Вокруг были заросли папоротника и крапивы. Никаких признаков тропы на правом берегу. Нужно перейти на левый берег и искать ее там. Кругом все заросло и никаких визуальных ориентиров. Искали тропу мы минут сорок, в итоге ее нашли, но подъем на нее из ущелья был очень противным. В навигаторе я отметил несколько точек, думаю тем, кто туда соберется, они помогут. Точка 1 Обрыв тропы, начало спуска по ручью на дно ущелья N43.28085° E41.05357° высота 1425 м., точка 2 Место, где мы перебродили р. Чха N43.28050° E41.05479° высота 1398 м., точка 3 Начало нормальной тропы N43.28094° E41.05476° высота 1407 м.
К тому моменту как мы нашли тропу уже были сумерки, спускаться с рюкзаками в свете фонарей по такому неприятному спуску было рискованным мероприятием, поэтому, поднявшись из ущелья, к ожидающей нас группе, мы решили сдать назад, до ручья, где делали привал ранее, до него было недалеко, всего метров 700 и по хорошей тропе. Стоило нам двинуться назад, нас окатило коротким, но сильным ливнем. А так как тропа шла по кустам рододендрона мокрыми мы стали мигом. К стоянке подошли уже в свете фонарей. Место для ночевки не из приятных, либо сыро и ровно, либо круто и сухо. Ставить палатки практически в лужах нам не захотелось, поэтому мы выбрали второй вариант. Тем более здесь до нас кто-то уже ночевал, было видно как на склон были уложены бревна, чтоб компенсировать его крутизну и более менее комфортно заночевать в палатке. Расположились, стали готовить ужин и в этот момент на меня напал резкий упадок сил и озноб. Хотелось залезть в спальник и согреться, всего колотило, хотя другие участники чувствовали себя нормально. После нескольких кусков сала стало гораздо лучше и веселее. Хоть и тропа была найдена, я все же решил связаться по спутниковому с большой землей путем сообщений, дабы уточнить этот момент маршрута по старым отчетам, возможно я что-то упустил и хотелось быть уверенным в правильности решения спускаться завтра на дно ущелья именно по тому неприятному спуску. Так как мы были в ущелье, то обмен сообщениями был долгим. Сообщение с гармина уходило в среднем минут 10 и столько же шел ответ. После уточнения всех моментов стало понятно, что мы двигаемся верным путем, другие туристы тоже отмечали, что в этом месте тропа полностью разбита. Теперь можно спокойно ложиться спать. Точка ночевки N43.27996° E41.04973°, высота 1524 м.
За день прошли 7.5 км. Общий набор высоты 678 м.
21 сентября. Более менее нормально переночевав, слегка съехав к тамбуру за ночь мы принялись за сборы. Сегодня поставили задачу минимум дойти до пастушьего балагана, а как максимум до озера под перевалом Герванта 1А 2450 м. Погода была хорошая, сквозь густые кроны бука пробивались лучи утреннего солнца. Покушали, собрались. Недалеко от стоянки сделали ледорубом зарубку на дереве. Дошли до злополучного спуска, где обрывается тропа. В солнечный день он кажется не таким уж и страшным, в отличие от того, каким он представ вчера. Аккуратно спустились вниз, перебродили речку и начали набирать высоту. Перейдя речку Чха мы оказались на западном склоне хребта Едыгез. Здесь тропа читалась хорошо, изредка на ней встречались легко проходимые ветровалы. В глубоком ущелье сквозь листву просматривались красивые водопады.
18. Солнечное утро третьего дня. Устали, но настрой отличный.
19.
20.
21.
22. Спуск через заросли в ущелье р. Чха (Чаят)
23. Вид на Чедымский хребет и урочище Чаят из ущелья р. Чха (Чаят)
24. р. Чха (Чаят)
25. Один из множества водопадов на р. Чха (Чаят). Вид с хр. Едегез
Во второй половине дня погода стала портится, налетали кратковременные дожди, но они были не критичны - нас спасали густые кроны букового леса. Чем выше поднимались, тем реже становился лес, вскоре стали просматриваться скальные вершины Чедымского хребта. В тучах они выглядели даже более величественно. Вскоре лес буковый лес сменился кустами, невысокими березками, рябиной. Так же были высокие кусты, листьями и ягодой похожие на высоченную чернику, но пробовать не рискнули, позже предположили что это Gaylussacia baccata, но тоже в этом не уверен.
26.
27. Вид в сторону перевала Герванта
28. Gaylussacia baccata
29. Спуск к одному из боковых притоков р. Чха
30.
К трем часам дня мы подошли к пастушьему балагану. Он представлял собой остов шалаша, скрепленный скотчем и укрытый баннером. Внутри были кастрюли, просроченные консервы. Из-за постоянных дождей местность в округе балагана казалась заболоченной. По старым картам ближе к перевалу должны были быть еще балаганы. Мы решили сделать так: часть группы с рюзкаками оставить недалеко от найденного балагана, а я и Сергей отправимся налегке на разведку балаганов под перевалом, благо идти было недалеко. По пути встречались заросшие ацангуары, а на склонах мы видели много пасущихся лошадей. Тут мы понадеялись, что все же есть еще балаганы под перевалом и можно будет поговорить с местными пастухами о возможных препятствиях дальше. Дойдя до озера, что напротив перевала балаганов и пастухов мы не нашли, зато приметили несколько хороших и сухих мест для лагеря.
31. Осенние рододендроны
32. Вид на хр. Ашамгвара. По нему мы шли последние пару дней
33.
34. Александр высматривает нас, ушедших на разведку
От озера мы вернулись обратно к ребятам. Они, пока мы бродили, не растерялись, укрылись от мороси в балагане и приготовили горячий чай и перекус к моменту нашего возвращения из разведки. В итоге мы не стали осуществлять перебазирование к озеру и встали лагерем близ балагана. К вечеру развели костер из сушняка, который нашли в округе и устроили просушку. В моей практике это был самый высокогорный костер. Вечером стал моросить дождь, который нас разогнал от костра. Так же в балагане мы решили организовать своеобразную сушилку. Около балагана нашли самую убитую кастрюлю, которая явно была не пригодна для приготовления еды, сгребли угли костра в нее, занесли в балаган и развесили под потолком ботинки и вещи. Всю ночь шел сильный дождь. Безобидные ручьи, стекающие со склонов гор превратились в гремящие белые потоки воды.
35. Пастуший балаган
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Координаты балагана N43.29380° E41.05649° 1855 м, координаты стоянки N43.29405° E41.05819° 1863 м, Укромная стоянка недалеко от озера N43.29818° E41.06836° 2079 м.
За день прошли 5.7 км от брода через р. Чха, набор высоты 916 м.
Продолжение. Поход по Чедымскому хребту и массиву Химса. Из осени в зиму. Часть 2