Суета вокруг фонтана, или градостроительство по-чебоксарски

Nov 15, 2013 07:33

Итак, исправляюсь и всё-таки дописываю впечатления о Хосе Асебильо.
Потому что писать и писать надо, пусть с возмущением или как угодно.
Главное - привлечь внимание, показать, что нам небезразличен родной город, и что мы не дадим ставить над нами градостроительные эксперименты.

А пока читаете, слушайте аудиозапись встречи.
Если вы хорошо владеете испанским языком, то сможете понять, о чём он говорил и правильно ли его переводили.






Надежд на эту встречу было много, но они не оправдались.
Напомню, что единственная публикация «Советской Чувашии» о предыдущем приезде испанского архитектора получила резонанс в медиа-пространстве (в особенности «Чебоксарцы объединяются против разрушения фонтанов и строительства на Заливе закрытых таунхаусов» и « Асебильо 2»). Главном образом возмущала информационная закрытость градостроительства, тогда как эти вопросы жизненно важны для « обитателей города». Видимо, поэтому городские власти (далее этим словосочетанием буду обозначать всех чиновников и организаторов проекта «Хосе в Чебоксарах») решили удовлетворить чаяния народа, для чего и устроили данную встречу?

Мы, наивные « аборигены», ожидали от этой встречи знакомства с детальным планом обустройства центра и обсуждения этих деталей.

А что получили? Часовую лекцию на испанском языке о самых общих вопросах градостроительства, и многократные повторения, что «это у нас рабочие материалы», «к выступлению мы не готовились», и вообще «профессор говорил долго и эмоционально, поэтому вот этот слайд и вот этот пропускаем, и об этом не расскажем, некогда уже».
То есть на самое главное банально не хватило времени.

Иначе как полной профанацией данное мероприятие назвать не могу.

Между тем, только телекамер одних было пять штук!
Что покажут? Не завидую журналистам и телевизионщикам…
Неизвестный журналист из «Советской Чувашии», прикрывшись статусом сообщения в ленте новостей, проявил чудеса изобретательной обтекаемости. Он написал целую страницу ни о чём (и постаравшись никого не задеть). Надо полагать, это была ritakirillova, потому что примерно то же самое, только более развёрнуто, появилось позже в газетной статье.

ivand_cheb спросил меня после встречи: «Неужели я один ничего не понял?». И я успокоил его, что наверняка все почувствовали себя обманутыми, просто по тем или иным причинам сделали глубокомысленный вид, что всё в порядке. Тогда, в отличие от «официальной прессы», он не стал пытаться сглаживать углы и прилежно выискивать бриллианты в куче дерьма, и честно сказал, что он думает обо всех этих событиях.

А у меня в дополнение к уже озвученным там вопросам есть самый первый и важный:
каков вообще статус Хосе Асебильо? Откуда он взялся и зачем?

Ведь Генплан Чебоксар проектируют в Питере (его, кстати, в ноябре вроде как должны представить на общественное обсуждение - напомните, когда?). Ни о каком испанском архитекторе там не знают.
Как и сам архитектор, похоже, не знает ни о Генплане, ни даже о нынешнем состоянии Чебоксар (в презентации показаны его разработки на базе фотографий многолетней давности).

Во-вторых, я не верю, что профессор, привыкший выступать в разных странах мира, не смог грамотно распределить время презентации (что его не хватило на главное). И даже не умеет говорить с переводчиком (несколько сплошных минут экспрессивной речи перевести за один раз просто нереально).
Создаётся впечатление, что так и было задумано.

Кому это выгодно? Очевидно, в выигрыше те же городские власти. На обвинения в информационной закрытости они теперь ответят: «Уже исправились, вот встречу для вас провели». А тех, кто будет продолжать лезть в бутылку, легко заткнут: «Ну сами ж видите, каков полезный результат подобных встреч! Давайте не будем бессмысленно тратить ресурсы и наше с вами время на пустые обсуждения, пусть все вопросы решают специалисты».

Я никогда не был сторонником конспирологических версий, но здесь они просто напрашиваются.
Косвенно подтверждают их и особенности постов почти всех журналистов и блогеров, писавших о встрече: все они отметили сексуальный имидж переводчицы (которая на самом деле не переводчица, а партнёр Асебильо). То ли правда больше писать не о чем, то ли действительно, даже такая мелочь была не случайна, а специально запланирована выступающими для отвлечения внимания от существа дела...




Нет, конечно, вполне можно представить, почему Асебильо удостоился такого внимания со стороны городских властей.
Как же, архитектор целой Барселоны, а Барселона - это круто! Вот бы нам так же!
Между тем, Барселона всё-таки своим местом в европейской культуре несравненно более обязана Антонио Гауди, нежели всем нынешним деятелям, вместе взятым.

Поэтому, в-третьих, прослушанная лекция явно убедила в том, что архитекторы исходили из принципа туристской привлекательности.
Что весьма феерично. Потому что Чебоксары - никак не Барселона, и даже не какая-то там захолустная Венеция. Ни особо значимых (тем более древних) исторических памятников, ни морского побережья, пригодного для курорта мирового уровня, ни соборов Гауди. Да и с прочим искусством у нас напряжённо (в художественной галерее по одному экземпляру Шишкина и Левитана, если не ошибаюсь), а музей трактора хоть и уникален, но всё же не Лувр.
Соответственно, проектировать будущий облик Чебоксар надо, исходя не из интересов мифического туризма, а в первую очередь из интересов всех горожан.

Как это сделать?
В комментариях я предлагал принципы и порядок подхода к планам развития города:

1) сначала стратегия, цели (необходимо общественное обсуждение);

2) исходя из них - модели поведения горожан и сценариев использования городской среды (нужны предложения экспертов и их общественное обсуждение). Здесь о том, что именно сможет сделать горожанин, сколько времени проведёт в районе Залива (Асебильо ограничился рассмотрением городского центра). Что сможет велосипедист? Мама с коляской? Дружеская компания? Отдыхающий пенсионер?
И - каждый день, а не только по выходным и праздникам!

3) исходя из вышеперечисленного - анализ проблем и постановка задач (эксперты, с общественным обсуждением результатов). atner в комментариях говорил: «Методик оценок текущего состояния городских территорий много. Почему не используется ни одна, почему не описываются проблемные места? Будут названы проблемы - поймём, от чего отталкиваться. Почему не формируются образы будущего вида и структуры города через 10, 20, 30 лет? Почему никто не называет, кто будут пользователи центра, как они будут использовать центр, их общественный статус? Вопросов тысячи - ответов ноль. Вот так и теряем доверие и рождаем подозрения…»;

4) конкурсы проектов (опять же с общественным обсуждением);

5) реализация (с общественным контролем).

Даже если брать по минимуму, то чего точно не хватает - понимания целей и назначения всей этой инфраструктуры. Это - самое главное.
Цели Асебильо, как отмечено выше, явно не совпадают с нашими аборигенскими.

Собственно, никто вообще не говорит о целях.
А надо.
Можно хотя бы здесь в комментариях начать.

Upd: Официально открыт приём предложений по Заливу и Красной площади!

Пока что можно бегло пройтись по предложениям Асебильо, о которых удаётся частично догадаться разве что по кадрам из его презентации (спасибо atner за их публикацию):




Свои мнения уже высказали:

chuvashsky: котэ асебильо и лиса станиславна: ЧЕБОКСАРЫ, КАК БАРСЕЛОНА! и ВИСЕЛИЦЫ ВМЕСТО ФОНАРЕЙ
 • ivand_cheb: Асебильо и тусовка (В Чебоксарах создатель современной Барселоны ужался до террас и цветного асфальта) (здесь комментарии также интересны, и полная статья по ссылке оттуда);
 • ritakirillova: Сначала дороги, потом архитектура («Советская Чувашия»)
 • blog21: Мои впечатления от выступления испанского архитектора
 • baryshov: Почему Чебоксары нельзя застраивать по проекту Хосе Асебильо
 • bonafide21: Hola Jose! И немного о пешеходном мосте напротив Певческого поля и Заметки по Барселоне (рекомендую обратить внимание на "заметки"!); Предложения в гор.администрацию и еще немного о пешеходном мостике в районе Певческого поля
 • utrivan: 31 октября, четверг - впечатления
 • кого за давностью забыл, добавляйте ссылки в комментах!

Ну а теперь мои замечания.




(по клику картинки открываются в полном размере)

Имеет ли архитектор понятие о видеоэкологии?
Можно, конечно, долго дискутировать о научной обоснованности её выводов, но бесконечное поле одинаковых фонтанов выглядит чуть более чем (вырезано цензурой) - по-другому охарактеризовать трудно. Надо полагать, эти слайды родились в спешном порядке после возмущения предполагаемым сносом имеющихся фонтанов (ссылки в начале поста). Дескать, "вы хочете фонтаны? их есть у нас!"

Вместо того, чтобы по примеру Гауди закруглить все линии, сделав Залив похожим на природную жемчужину, он всю водную гладь закрыл ровными рядами технократического безобразия.
Агрессивная визуальная среда - что сбоку, что сверху (ежели кто-то задумает устроить смотровую площадку на крыше театра... или, скажем, в пентхаусе строящегося "Лайнера") - дополняется столь же (вырезано цензурой) лазерным лучом в небо. Где уж испанскому архитектору подумать, что над Чебоксарами с этой лазерной пушкой как раз проходит воздушный коридор Москва - Сибирь!

Ну и про экономию энергии он, разумеется, не думал в принципе. Ибо эксплуатационные расходы в смету вряд ли входят по очевидным маркетинговым причинам...





Говоря о важности городских парков, Асебильо, ничтоже сумняшеся, лёгким движением шаловливой мыши расправляется со сквером К.Иванова, аж в двух вариантах намереваясь поместить там некие билдинги с паркингами, ключевой изюминкой которых будет целый набор бассейнов. Возрадуйтесь, ибо отныне пляж с холодной и грязной Волги перемещается прямо под окна мужского монастыря! ;)
Уж не говоря о том, что этот безобразный билдинг закроет колоритный и исторический ЦИКовский дом...

Да, кто-то из администрации вроде собирался в этом месте некий императорский храм строить?
И кто кого переборет, интересно бы знать.
Что до меня, то я чту историю и не хочу ни храмов, ни тем более билдингов с бассейнами, а хочу чуть облагороженный сквер и знакомый с детства советский круглый фонтан, ничего более!



Источник: foto.cheb.ru


Теперь о театральной Красной площади:




Могу предположить, что она напомнила ему что-то вроде "площади отрубленных голов" в Марракеше. Поэтому он очистил её от людей, а на самом краю около Залива решил сконцентрировать и людей, и торговлю, превратив этот тесный кусочек в подобие арабского рынка!

Крайне огорчила меня Наталья Володина, которая восторгалась «новым художественным вкусом» предлагаемых (вырезано цензурой) острых треугольников...




И флаги всех стран мира (намекая на международный туризм).
Да, да, именно таким на самом деле видит центр Чебоксар испанец.
Пустым, просторным - главное, чтобы без аборигенов.

Как художник, пусть и самодеятельный, скажу, что треугольники Асебильо полностью разрушают силуэт города, который держится на классической форме театра. Такого диссонанса невозможно вообразить даже в страшном сне.
А довершает это безобразие памятник в центре перед театром, превращая площадь в пародию на типовой римский или немецкий плац...

Далее в презентации идут не имеющие никакого отношения к Чебоксарам и чувашской культуре малые архитектурные формы (ну вывалил мужик всё своё портфолио для кучи, что с него возьмёшь).
Не знаю, как смотрятся фонари-виселицы в интерьере Барселоны, но сами по себе они чудовищны...

Единственное, что мне приглянулось - это скамейка из висящих в воздухе старых шпал:




Так и хочется продолжить: добавить шпал, дополнить шпалы рельсами и тихим паровозным ходом отправить непонятно кем званных гостей обратно в Барселону (как, говорят, уже мудро поступили в Екатеринбурге)...

dmitrydonskov неоднократно говорил о множестве проектов местных архитекторов.
Пора доставать их из-под сукна на всенародное обсуждение!

будущее, город, строительство, благоустройство, Чебоксары, архитектура

Previous post Next post
Up