Мнение Анны Уильямс о различии сущности и энергий в богословии Паламы

Jan 06, 2011 16:42

 Анна Уильямс обращает внимание на то, что хотя Владимир Лосский уверен в том, что отличие божественных энергий от сущности - не чисто интеллектуальное различение, не абстрактная концепция, а конкретная реальность, Иоанн Мейендорф использует менее однозначный язык, и в целом допускает возможность того, что в данном случае можно говорить о ( Read more... )

теозис, теология, Палама

Leave a comment

Comments 17

sergeylarin January 6 2011, 19:42:54 UTC
простите, а где можно почитать как Католическая церковь относится к паламистским спорам сейчас?

Reply

alexander_konev January 6 2011, 20:58:51 UTC
Ни сейчас, ни ранее в истории Католическая Церковь никогда не высказывала с позиции Учительства в отношении Паламы. Именно поэтому для католического богослова возможна большая гибкость в суждениях и выводах относительно паламизма. Это одна из заманчивых для исследовательского богословия областей, где чистое исследование практически не стеснено. Спектр высказываемых по теме учёными католиками мнений очень широк, от жёсткого неприятия Мартина Жюжи, Герхарда Подбельского и Тюна до сочувственного интереса Андре де Аллё и ряда других.

Reply

alexander_konev January 6 2011, 21:03:24 UTC
Я и сам сейчас по ходу работы стараюсь сформировать своё мнение. Хотя надо сказать, что та
"экуменическая" задача, которую я поставил себе в начале работы, пока что не очень успешно выполняется.

Reply

sergeylarin January 6 2011, 21:28:14 UTC
а почему не высказывала? ведь Варлаам и Акиндин стали католиками?

Reply


mondios January 7 2011, 16:53:36 UTC
Я советовал бы Вам не особенно полагаться на интерпретации Уильямс. Ее работа слишком поверхностная (это видно хотя бы из того, что она совершенно не понимает смысла паламитского "реального" различия, которое для Паламы столько же "реальное", сколько и "интенциональное" и т.п.). А кроме того, она слишком зависит от вторичной литературы, которая уже давно потеряла всякое значение. Рассматривать Лосского и Мейендорфа как авторитетных толкователей Паламы, значит, помещать Паламу совсем в другой богословский и философский контекст (чуждый самому Паламе), т.е. это уход в сторону от научного изучения паламизма. А кроме того, это просто очень наивно.
В двух номерах журнала Сурож была неплохая рецензия на эту книгу Уильямс Стефана Томаса (довольно суровая рецензия). Посмотрите, если будет возможность: там немало полезных методологических наблюдений.

Reply


Leave a comment

Up