Jan 06, 2011 16:42
Анна Уильямс обращает внимание на то, что хотя Владимир Лосский уверен в том, что отличие божественных энергий от сущности - не чисто интеллектуальное различение, не абстрактная концепция, а конкретная реальность, Иоанн Мейендорф использует менее однозначный язык, и в целом допускает возможность того, что в данном случае можно говорить о концептуальном различении. В Византийском богословии Мейендорф пишет: «Тройственное различение - сущность, ипостась, энергия - есть не разделение бытия Божия; оно отображает таинственную жизнь “Того-Кто-Есть” - трансцендентную, трехличностную и присутствующую в Его творении.» По мнению Уильямс, два выдающихся исследователя паламизма расходятся в оценках потому, что сам Палама, периодически высказываясь в пользу реального различия, как кажется, сам не придавал ему большого значения. Это различение скорее богословский инструмент, чем правило веры. Ведь единственная цель учения о различии энергий и сущности - это избежать еретических следствий из богословия обожения. Благодаря ему можно сформулировать учение об обожении без умножения божественных ипостасей.
cfr. Deification in Thomas Aquinas and Gregory Palamas, 379-382
теозис,
теология,
Палама